Краткое содержание
В соответствии с канонами направления, главная героиня истории — свинья. Она добывает себе пищу под дубом, возраст которого насчитывает несколько веков. На земле лежит много желудей, и свинья выкатывает их, зарываясь в почву пятаком. Поскольку животное приходит к дереву часто, постепенно еды становится всё меньше. Свинья начинает копать глубже, не замечая, что корни векового исполина оголяются.
На ветвях дуба сидит ворон. Он делает гостье замечание, говоря, что дерево может пострадать. Однако глупая свинья не тревожится этими проблемами. Главное для неё — насытится, а до состояния дуба нет никакого дела. Поскольку у ворона не получилось что-либо доказать свинье, с ней попытался побеседовать дуб. Дерево объясняет животному, что на щедрость нельзя отвечать неблагодарностью. Свинья могла кушать жёлуди, сколько хотела, а в ответ она начала причинять вред тому, кто их даёт.
Но неразумное животное думало, что пища падает с неба, а дерево здесь ни при чём.
Две собаки
Дворовый, верный песБарбос,Который барскую усердно службу нес,Увидел старую свою знакомку,Жужу, кудрявую болонку,На мягкой пуховой подушке, на окне.К ней ластяся, как будто бы к родне,Он, с умиленья чуть не плачет,И под окномВизжит, вертит хвостомИ скачет.«Ну, что́, Жужутка, ка́к живешь,С тех пор, как господа тебя в хоромы взяли?Ведь, помнишь: на дворе мы часто голодали.Какую службу ты несешь?»«На счастье грех роптать», Жужутка отвечает:«Мой господин во мне души не чает;Живу в довольстве и добре,И ем, и пью на серебре;Резвлюся с барином; а ежели устану,Валяюсь по коврам и мягкому дивану.Ты как живешь?» — «Я», отвечал Барбос,Хвост плетью опустя и свой повеся нос:«Живу попрежнему: терплю и холод,И голод,И, сберегаючи хозяйский дом,Здесь под забором сплю и мокну под дождем;А если невпопад залаю,То и побои принимаю.Да чем же ты, Жужу, в случа́й попал,Бессилен бывши так и мал,Меж тем, как я из кожи рвусь напрасно?Чем служишь ты?» — «Чем служишь! Вот прекрасно!»С насмешкой отвечал Жужу:«На задних лапках я хожу».
Как счастье многие находятЛишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!
Творчество в зрелые годы
Вскоре Крылов вышел в отставку и уехал в Москву. В январском номере журнала «Московский зритель» за 1806 год были напечатаны первые басни Ивана Андреевича, определившие его дальнейший творческий путь. К началу 1806 года начинающий баснописец приехал в Санкт-Петербург. В этом городе он прожил все последующие годы.
Его жизнь вошла в однообразное и мирное русло. Он принимает активное участие в столичной литературной жизни, становится членом литературных и научных сообществ. Близко знакомится с известнейшими писателями того времени. Живёт по соседству с переводчиком «Илиады» Н. И. Гнедичем и является сотрудником Публичной библиотеки.
Крылов сближается с президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В доме Олениных в те годы собирались известные учёные, писатели, художники. Бывали Шаховский, Озеров, Гнедич, Батюшков, позже Пушкин и многие другие популярные люди. В дом сразу же попадали все литературные новости, вновь появившиеся стихотворения, информация об интересных книгах, самобытных картинах.
С приходом к власти Александра I в стране набрали силу либеральные веяния. В результате этого Иван Андреевич Крылов вновь вернулся к литературной деятельности. Наряду с баснями, которые стали основным видом его деятельности, в 1806-1807 годах были написаны такие комедии как «Модная лавка», «Урок дочкам», «Илья-Богатырь». Они имели успех у зрителей и были проникнуты любовью и уважением к русской национальной культуре.
В них жизненно правдиво, весело, метко было показано невежественное провинциальное дворянство. Оно благоговело перед всем иноземным, и в результате своего легковерия позволяло иностранным проходимцам себя обирать и дурачить. Но народную славу Крылову принесли не комедии, а басни.
В 1809 году вышла первая книга басен Ивана Андреевича. И с тех пор в течение четверти века всю свою энергию он отдавал написанию басен. В 1811 году его избрали членом «Беседы любителей русского слова», объединившей писателей старшего поколения. В это время Крылов уже не был похож на того дерзкого бунтаря, который осмеливался задевать стрелами сатиры саму императрицу.
Он становится степенным, неторопливым, замыкается в себе, а окружающие начинают считать его чудаковатым. Да и как не считать, если Иван Андреевич Крылов мог теперь часами сидеть у окна в своей комнате с трубкой в зубах, раздумывая о течение человеческой жизни.
О его рассеянности и лени стали ходить легенды. Говорили, что он как-то явился во дворец в мундире, пуговицы на котором были замотаны портным в бумажки. А Пушкин, близко знавший Крылова, писал о нём в то время как о ленивом чудаке.
Однако друг Пушкина П. А. Вяземский вовсе не считал Ивана Андреевича чудаком. Он прозорливо написал: «Крылов вовсе не был рассеянным и простосердечным Лафонтеном, каковым все его долго считали. Во всём и всегда он был чрезвычайно умён. Его призванием были басни.
В них он мог многое говорить, не притворяясь, и под личиной животных касаться вопросов, обстоятельств, личностей, до которых у него не хватало духу прямо доходить».
И. В. Тургенев, встретивший знаменитого баснописца в молодости, так описал его облик: «Крылова я видел всего один раз на вечере у одного петербургского литератора. Он просидел более 3-х часов неподвижно между двумя окнами и за это время ни слова не молвил.
Одет он был в просторный поношенный фрак, белый шейный платок, сапоги с кисточками облекали его тучные ноги. Он опирался руками на колени и ни разу не повернул голову. Только глаза двигались под нависшими бровями. Нельзя было понять: слушает ли он или просто так сидит».
Таков был Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. В молодости он зарекомендовал себя бунтарём, дерзко нападавшим на власть придержавших, а в зрелые годы притаился, напустив на себя образ ленивого чудака. Правду об окружающем мире он стал выражать через басни, умело пряча свои подлинные мысли и чувства.
Анализ басни Свинья под дубом
Баснописец И.А. Крылов писал свои произведения доступным и простым языком и пытался приучить с детства к способности ценить и не поступать чрезмерно грубо. Жанр первым возвысил Эзоп, и многие произведения, были написаны именно этим языком. В разных ситуациях невозможно было выразить открыто свою точку зрения, поэтому Эзопов язык был важным составляющим в данном типе произведения.
Басня «Свинья по дубом», является одной из поучительных произведений, как жанр имеет свою историю и биографию. И.А. Крылов, уже привыкший писать о животных, высмеивает путем сравнения, человеческие пороки и недостатки жизни. Как известно в человеке всегда соперничают две области порок и добродетель. В баснях, он пытается выразить это шутливой формой в лице персонажей. Во многом автор использует аллегорические (иносказательные) качества героев, подчеркивая их отрицательные стороны, как главных прототипов, жизненных ситуаций.
В роли главного героя в данном произведении выступает свинья, которая «нажралась желудей», «выспалась под дубом» и осталась не благодарной. Свинья в самом деле изображает образ своего предназначения, она хладнокровно относится к плодовитому кормильцу, пытается сгубить дерево, которое дает возможность существовать ей. Она утвердительно настаивает, чтоб дерево сохло и уничтожалось. Животное не способно увидеть прок и оценить то, что дает ей помощь выжить, так и открывается отображение человеческой сущности, порой человек не ценит то, что у него есть.
Противоположный по значению персонаж- это ворон, который пытается образумить и проучить свинью, но она ничего не может понять, и не способна это принять, так и в жизни во многих ситуациях, появляется персонаж, способный проучить и избавить от невежества. Дуб своей мудростью отражает в данном образе умного человека, который молча пытается проучить свинью, поставить на путь истины, тем самым отождествляет мораль и восстанавливает справедливость. Дуб настаивал на том, что она неблагодарная и не ценит его заботу.
«Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут.» Так устами дерева звучит мораль произведения. Важная сущность в басни заключается, в том, что иногда некоторые не ценят все данное природой и искажают ее естественные функции. Поэтому обличение пороков отражается главным образом, в невежестве и эгоизме. «Невежда так и в ослепленье Бранит науку и ученье.»
Вариант №2
Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов в своих произведениях с помощью аллегорий обличал различные человеческие пороки: хамство, невежество, грубость и лень. Зачастую в баснях поднимались острые социальные и государственные проблемы. В статье представлен анализ известной басни «Свинья под дубом», написанной в 1823 году.
Сюжет
В произведении Крылов описывает ситуацию, когда невежественная и весьма грубая свинья начала подрывать своим рылом корни векового дуба. Перед этим она «досыта, до отвала» наелась желудей, упавших с дерева, и хорошо выспалась. А затем «глаза продравши, встала» и принялась за нехорошее дело.
В диалог с животным вступает мудрый ворон, сидящий на дереве. Он объясняет свинье, что дуб может пострадать от ее кощунственных действий. На что свинья отвечает, что ее «ничуть то не тревожит», для нее главное – чтобы были желуди, от которых она «жиреет». Тем самым автор показывает невежество свиньи, которая по причине своего незнания готова испортить источник своего питания.
К свинье обращается сам дуб: стоит поднять рыло, чтобы увидеть, что желуди растут именно на дереве, которому животное пытается навредить.
Герои
Для аллегоричного изображения невежественного и необразованного человека Крылов использует образ свиньи, для которой важно только наесться «досыта, до отвала» и выспаться. Ее не заботит то, откуда берутся желуди и где они растут
Свинья не только глупа, она ленива – ведь у нее даже нет стремления получить знания.
В качестве антипода свиньи выступает ворон – как символ житейской мудрости. Птица прекрасно понимает, что рыть корни дерева – весьма вредная затея, ведь с обнаженными корнями дерево может засохнуть
Стоит обратить внимание на тот факт, что ворон сидит на дереве, то есть пользуется им, но при этом уважает его и хочет сохранить
Дуб в басне Крылова символизирует науку и образование. Именно его не ценит свинья, которая с большим удовольствием «вкушает плоды» дерева. Животное пренебрежительно относится к источнику своего пропитания так же, как некоторые люди пренебрежительно относятся к учебе, не понимая, что пользуется результатами этого обучения.
Мораль
К сожалению, часто можно встретить довольно ограниченных людей, которые не видят дальше своего носа, или, как говорится в басне – рыла. Эта ограниченность во взглядах и есть то самое невежество, описанное Крыловым.
Обучаться и самосовершенствоваться хотят не все, считая это ненужным и пустым делом. Эти люди упускают важный момент: мы повсеместно пользуемся плодами достижений науки и результатами научных познаний.
Крылов говорит «Невежда так же в ослепленье…», подчеркивая тем самым тот факт, что невежественный и необразованный человек слеп. А слепец не может видеть вокруг себя ничего: красоту мира, пользу научных достижений, он хочет только удовлетворять свои потребности, при этом не делая ничего полезного.
Свинья под дубом
Сейчас читают:
-
Сочинение Ангарск — мой город
Ангарск – мой городЯ родилась не в Ангарске, а в Иркутске, но мы с семьёй живем здесь уже пять лет. Здесь я хожу в школу, здесь мой любимый молодежный клуб, друзья. Я могу уверенно сказать, что Ангарск – мой город,
-
Сочинение на тему День рождения подруги
День рожденья получился очень насыщенным и интересным. Начинали праздник мы в развлекательном центре. Там мы играли в детской комнате, катались с горок, прыгали на батуте.
-
Сочинение Ижевск — мой город
Ижевск, является столицей Удмуртской Республики и основан 1760 году инженером А.Ф. Дерябкиным, который назвал его в честь реки Иж. В 1801 году на нём был построен оружейный завод «город ИЖ», функционирующий до сей поры времени.
-
Сочинение Краснодар — мой город
Краснодар самый лучший и красивый город! Я и моя семья живём в этом прекрасном городе несколько поколений и из рассказов своей бабушки, а так же из истории я знаю много интересных фактов, о моём городе.
-
Сочинение на тему Весенний дождь 3, 4, 5 класс
Весна – это чудесный, благодатный период пробуждения природы. Это время, когда тает последний снег, теплые солнечные лучи прогревают замерзшую землю, на деревьях прорастают молодые зеленые листочки,
-
История создания драмы Гроза Островского сочинение
Начало работы над произведением было летом в конце пятого десятилетия девятнадцатого века. И, что примечательно, закончил работу над ним автор в том же году в середине осени. Предшествовало этой работе путешествие автора по реке Волге. Он участвовал
Читательский дневник по басне «Свинья под дубом» Ивана Крылова
Название произведения: «Свинья под дубом».
Число страниц: 3.
Жанр произведения: басня.
Главные герои: Свинья, Дуб, Ворон.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Свинья — ненасытная, наглая и глупая.
Неблагодарная.
Ворон — умный, мудрый и правильный.
Дуб — щедрый, добрый, возмущался неблагодарностью свиньи.
Краткое содержание басни «Свинья под дубом»
Свинья ела жёлуди, потом спала под дубом, а проснувшись стала подрывать корни.
Мудрый ворон пытался образумить её, говоря, что без корней дуб может погибнуть.
Но свинья отвечала, что ей нет дела до дуба.
Пусть он совсем высохнет.
Ведь ей нужны только жёлуди, от которых она жиреет.
И тут подал голос дуб.
Он назвал свинью неблагодарной и предложил взглянуть вверх.
Ведь её любимые жёлуди росли на дереве.
Основная мысль произведения «Свинья под дубом»
Мораль басни в том, что всегда нужно помнить о тех, кто нам помогает и быть благодарными.
Главная мысль басни состоит в том, что нельзя забывать о людях, которые когда-либо помогали нам чего-то достичь.
Основная идея басни в том, что нельзя быть неблагодарными.
Чему учит басня
Басня учит быть умными, благодарными за чужие способности и старания.
Учит быть не ленивыми, а рассудительными и любознательными.
Учит нас не зацикливаться на своих желаниях, но и думать про других.
Краткий отзыв о басне «Свинья под дубом» для читательского дневника
Прочитав эту басню, я подумала о том, что в мире действительно много неблагодарных людей.
Таких, которые забывают тех, кто им помогал.
Кто думают и помнят лишь о себе.
Которые не видят дальше своего носа.
Такой в этом произведении предстаёт свинья.
Она ест жёлуди, не думая о том, откуда они берутся.
Она готова уничтожить дерево из-за прихоти.
И не подозревает, что тогда лишится любимой пищи.
Это поучительная и интересная басня.
Автору удалось высмеять в ней эгоистов, людей, которые живут лишь ради удовольствий.
Которые не знают благодарности, не понимают откуда что берётся.
Мне понравился спокойный, уверенный в себе дуб.
Я поддерживаю его возмущение поступком свиньи.
И мне понравился рассудительный ворон, который предупреждал её, что она поступает неправильно.
Я всем советую прочитать эту басню и подумать о том, всегда ли мы оказываемся благодарными.
Не нужно бояться благодарить людей за помощь, за их труд.
Нужно помнить о том, что всё в мире взаимосвязано.
Пословицы к произведению:
- Не руби сук, на котором сидишь.
- Дурака учить — решетом воду носить.
- Голова с лукошко, а мозгу немножко.
- Ни себе на радость, ни людям на послугу.
- Выкормил змейку на свою шейку.
Ещё читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:
- «Листы и Корни»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Ларчик»
- «Мартышка и Очки»
- «Ворона и Лисица»
- «Осёл и Соловей»
- «Квартет»
- «Зеркало и Обезьяна»
- «Слон и Моська»
Библиотека произведений автора пополняется.
Описание персонажей
В баснях главных героев, как правило, немного. Несколько персонажей великолепно могут раскрыть смысл и основную идею произведения, которую пытается донести до человека писатель. Характеристика главных персонажей:
- Дуб является отпрыском Матушки-Земли. Это кормилец, который бескорыстно отдает свои блага. Есть только одно, что ему требуется для нормального существования, — уважение к себе.
- Свинья собой представляет слепого глупца той эпохи. Она находится в беспросветном царстве глупости, не хочет самосовершенствоваться и понимать суть, не слушает голос своего здравого смысла. Невежа живет по потребительским законам, не думая ни о своем завтрашнем дне, ни о дальнейшей жизни других людей.
- Ворон является голосом здравого смысла глупца. Хорошо, что он все же появляется (это означает, что не все потеряно). Но плохо, что Свинья не слышит его призыва подумать и остановиться. Это означает, что глупец пытается действовать наперекор логике и голосу разума.
Всего три персонажа, но как ярко и с глубоким смыслом у писателя получилось передать свои мысли читателю.
На обычном наглядном примере поэт демонстрирует, что «плоды» науки в определенной степени используют все люди. Только ограниченные невежды не осознают такого очевидного факта. Существует много примеров, когда имеющие власть глупцы были препятствием для развития научного прогресса. Лишь с условием абсолютного искоренения невежества люди смогут успешно продолжить развиваться.
Анализ произведения «Свинья под дубом вековым» Ивана Крылова
История произведения:
Иван Андреевич Крылов написал произведение (сказку) Свинья под дубом в 1823
году. Автору было 54 года, на тот момент он уже несколько лет работает в
Публичной библиотеке. Произведения автора Крылова уже известны не только в
России, но и в Европе, его басни переводят на европейские языки. Он известен как
лучший баснописец.
Басня «Свинья под дубом» впервые напечатана на страницах «Северной пчелы».
Литературный анализ басни про свинью
Каков образ главного героя Свиньи? Свинья – отрицательный герой
произведения, характеризуется отрицательными
чертами.
Следующие слова доказывают это:
- «Свинья наелась жолудей»
- «До-сыта, до-отвала»,
- Далее Свинья«выспалась под ним»
- «Глаза продравши»: здесь мы видим просторечие, как и «рыло».
- Главная героиня начинает рыть корни дерева, под которым только что спала.
Второй главный герой басни – Ворон.
Ворон: оно засохнуть может.
Свинья: «Хоть век его не будь»: гипербола.
Мы видим невежество Свиньи, которая даже не прослеживает связи между Дубом
деревом, его же плодами, она всегда только и роется в земле.
«Я от них жирею»: эгоцентризм.
Третий герой произведения: сам Дуб, выразивший свое отношение к Свинье
эпитетом «неблагодарная!»
Глагол «примолвил» подчеркивает мудрость векового дерева, достоинство
немногих сказанных им слов.
«Эти жолуди на мне растут».
Но, наша героиня Свинья может слышать только себя.
Чем заканчивается эта история не вполне понятно. Поняла ли Свинья урок или
нет, можно догадаться.
Мораль и основная суть
Мораль сей басни отражает конфликт в область широкой метафоры, переносит
нас в наше человеческое общество: невежды так бранят «науки и ученье». Но ведь
и невежды пользуются плодами «ученых трудов» каждый день.
Крылов пишет, что невежественные люди находятся «в ослепленье», он их как бы жалеет. Существует опасность размножения Свиней. Ведь если из будет много, страдать будут все — Дуб, но и Ворон итд. Противостоять Свиньям сложно. Басня высмеивает Свинью. Это и есть главная мысль рассказа, ну а нам с вами нужно сделать вывод и следить, чтобы не стать Свиньей в своей жизни.
Биография И. А. Крылова
Родился Иван Андреевич Крылов 2 февраля 1769 года в Москве в семье скромного армейского офицера. Его отец, Андрей Прохорович Крылов долгое время служил рядовым солдатом, затем ротным писарем и, в конце концов, дослужился до сержанта. Отличился во время подавления восстания Пугачёва и ушёл в отставку в 1774 году в чине капитана.
После отставки получил назначение на должность председателя Тверского губернского магистрата. Так маленький Крылов оказался в Твери. Воспитывался он матерью. Та была, по словам самого баснописца, простой женщиной без образования, но умной от природы. В 10-летнем возрасте у мальчика умер отец, и семья осталась без всяких средств к существованию.
Мать мальчика, став вдовой, хлопотала о пенсии, обращалась с прошением на высочайшее имя, умоляла снизойти к её бедности, учесть долгую и беспорочную службу мужа. Но в пенсии было отказано, и мать Крылова стала добывать деньги на хлеб насущный услугами в богатых домах и чтением псалтыря по покойникам.
Самого юного Крылова определили подканцеляристом в тот же губернский магистрат, где при жизни служил его отец. Но зимой 1782 года мать с сыном перебрались в Санкт-Петербург. Там Крылова взяли в канцелярию в Петербургскую казённую палату. Этим семья была обязана заслугам почившего отца. Хотя вдове и было отказано в пенсии, но государство проявило участие, и сыну заслуженного капитана дали более-менее достойную работу.
Особенности жанра
Басню можно охарактеризовать как дидактическое стихотворение. Для этого жанра характерны воспитательная цель и особая композиция. Сюжет обязательно содержит мораль, причём обычно она облекается в нравоучительное заключение и выносится в последние строки.
Как правило, в басне рассматривается ситуация, типичная для мира людей, однако в качестве персонажей выступают звери, птицы или вещи, обладающие человеческими чертами. Главными героями и таких произведений бывают и растения. Жанр привлекает многих авторов тем, что он позволяет обличить человеческие пороки с помощью аллегорий, синонимов и иносказаний, не выходя за рамки цензуры. Основные признаки направления:
- присутствие поучительного, нравственного, воспитательного смысла;
- метафоричность;
- аллегорические описания;
- иносказательный язык.
Жанр считается древним, так как первые произведения появились в древнегреческой и древнеримской культуре. Наиболее прославился баснописец Эзоп, который жил и творил в древней Элладе. Представитель римской культуры — Федр. В более позднем периоде в странах Востока и Запада жанр получил развитие. Особенно любят басни в Индии, России и Франции.
Среди русскоязычных авторов, помимо Крылова, прославились следующие:
- Полоцкий.
- Дмитриев.
- Сумароков.
- Тредиаковский.
- Измайлов.
- Кантемир.
- Хемницер.