2 часть
1 Бурёнушка2 В. Жуковский. Птичка3 Е. Чарушин. Перепёлка4 К. Ушинский. Кот Васька5 Считалка. Загадки6 Е. Благинина. Голоса леса7 М. Пришвин. Старый гриб8 Н. Рубцов. Про зайца9 К. Ушинский. Лиса Патрикеевна10 П. Комаров. Оленёнок11 В. Бианки. Ёж-спаситель12 М. Пришвин. Журка13 Скороговорки14 М. Дудин. Тары-бары15 В. Бианки. Хвосты16 К. Ушинский. Плутишка кот17 К. Паустовский. Барсучий нос18 Журавль и цапля19 О том, как лиса обманула гиену20 Зимовье зверей21 Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича22 Р. Киплинг. Откуда у кита такая глотка23 Белые пёрышки24 Лис Миккель и другие. Колосок25 Волк, улитка и осы26 Как Джек ходил счастье искать27 Лис Миккель и медведь Бамсе. Как Миккель и Бамсе поле возделывали28 Поросятина и медовые соты29 Как кролик взял койота на испуг30 Братья Гримм. Бременские музыканты31 Сказка про трёх поросят32 Проверь себя33 Л. Толстой. Лучше всех34 Колыбельная35 Лермонтов. Спи, младенец мой прекрасный…36 Е. Пермяк. Случай с кошельком37 С. Аксаков. Моя сестра38 В. Осеева. Сыновья39 А. Майков. Колыбельная песня40 Л. Толстой. Отец и сыновья41 И. Панькин. Легенда о матерях42 А. Плещеев. Дедушка43 Л. Воронкова. Катин подарок44 Ю. Коринец. Март45 А. Плещеев. Песня матери46 Три сестры47 Белая уточка48 С. Михалков. А что у вас49 В. Солоухин. Деревья50 С. Михалков. Быль для детей51 С. Баруздин. Салют52 Проверь себя53 Весна, весна красная!..54 А. Ахматова. Перед весной бывают дни такие…55. А. Чехов. Весной56. А. Пушкин. Гонимы вешними лучами…57 Г. Скребицкий. Весна-художник58 Н. Сладков. Снег и Ветер59 Н. Сладков. Из цикла Лесные шорохи60 С. Маршак. Весенняя песенка61 Э. Шим. Чем пахнет весна62 Е. Баратынский. Весна, весна! Как воздух чист!..63 В. Маяковский. Тучкины штучки64 Ф. Тютчев. Зима недаром злится…65 А. Куприн. Скворцы66. Н. Сладков. Скворец-молодец67 Н. Сладков. Апрельские шутки68 А. Барто. Апрель69 Г. Скребицкий. Жаворонок70 К. Коровин. Баран, заяц и ёж71 Закличка. Загадки72 Жуковский. Жаворонок73 О. Высотская. Одуванчик74 М. Пришвин. Золотой луг75 П. Дудочкин. Почему хорошо на свете76 Э. Шим. Муравейник77 Н. Сладков. Весенний гам78 А. Барто. Воробей79 Р. Сеф. Чудо80 М. Пришвин. Ребята и утята81 Б. Заходер. Птичья школа82 К. Ушинский. Утренние лучи83 М. Пришвин. Лесная капель84 А. Барто. Весна, весна на улице…85 Проверь себя86 Хаврошечка87 Чудо-чудное, Диво-дивное88 А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке89 Золотая рыба90 Сказка о попе и о работнике его Балде91 Ш. Перро. Кот в сапогах92 Л. Кэрролл. Аласа в Стране чудес93 Проверь себя
Валентина Осеева ОБИДЧИКИ
Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.
– Не жалуйся, – сказала однажды мать, – надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!
Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.
– Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, – хмуро пояснил он. – Не ходи сюда, а то затопчешь!
Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:
– Давай поищем вместе!
Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.
– Вот она! – обрадовался Саша. – Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю!
Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:
– Вы-хо-ди!..
• Почему Саша перестал обижать Толю?
Отзыв о сказке Е.Пермяка «Две пословицы»
Главные герои сказки Евгения Пермяка «Две пословицы» — два мальчика, Костя и Федя. Костя был бережливым, и каждую копеечку, что ему в руки попадала, откладывал в копилку. А Федя деньги не берег. Он тратил все, что ему доставалось. Федя покупал корм для голубей, подкармливал речных рыб и периодически угощал всех знакомых собак колбасой. Когда в соседнем селе открылась ярмарка, Костя достал из копилки деньги и пошел покупать разные разности. А Федя не пошел на ярмарку, потому что денег у него, как всегда, не было.
Костя шел через лес и сбился с дороги. Он увидел голубя и стал спрашивать у него, как пройти на ярмарку. Голубь сначала не хотел помогать мальчику, но когда узнал, что это Федин товарищ, подсказал ему правильное направление.
У реки Костя стал искать брод, и ему помогла рыба плотвичка, которая тоже узнала Фединого товарища.
На ярмарке с Костей приключилась беда – украли у него все накопленные деньги. И тут ему на помощь пришла собака, которая тоже знала Фединого друга. Она нашла похитителя и отняла у него деньги.
Собака вернула деньги Косте и что-то сказала ему на ухо. Костя накупил разных вещей и пошел домой. По дороге он кормил всех птиц, рыб и зверей. Дома Костя нашел Федю и вручил ему подарок – гармошку. Федя удивился, отчего это его скуповатый товарищ вдруг таким добрым стал. А Костя сказал, что он теперь всегда таким будет.
Смородинка (рассказ)
Каким был мальчик Костя? (Бережливым.) – Можно ли сказать, что Костя был плохим мальчиком? Прочитайте. – Что шепнула Косте кудлатая собака? Как-то случилась в большом селе ярмарка. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
Ему не нужно было выдумывать героев. В кино с 1953 года (первая роль — бабушка Сима — в фильме «Алёша Птицын вырабатывает характер»). За свою творческую жизнь создала 67 ролей в театре и 25 в кино, озвучила более 100 мультфильмов.
Слайды и текст этой презентации
А. Митта «Шар в окошке».
Е. Пермяк «Две пословицы».
Много сказок и рассказов написано о дружбе. Мы сегодня познакомимся с двумя произведениями. Ваша задача – определить их жанр и тему
Разберем произведение «Шар в окошке
МиттаАлександр Наумович
– Почему автор назвал свое произведение «Шар в окошке»?– Что же случилось с Колей? Найдите в тексте и прочитайте, как Коля заболел.– На каком этаже жил Коля? Что можно увидеть с третьего этажа? Прочитайте.– Какое настроение было у Коли?
– Почему Коле стало хорошо?– Какие друзья у Коли?– А как бы вы поступили на месте Миши и Кати?
Работа в паре
1. О ком и о чем этот рассказ?а) о детях;б) о животных;в) о природе.
2. Выберите слова, которые характеризуют друзей Коли. Подчеркните.а) верные;б) равнодушные;в) находчивые;г) веселые;д) трусливые.3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу.а) Чай пить – не дрова рубить; б) без беды друга не узнаешь; в) делу время – потехе час.
3. Отметьте пословицу, которая подходит к этому рассказу.а) Чай пить – не дрова рубить; б) Без беды друга не узнаешь; в) Делу время – потехе час.
Создай обложку
А.Митта
Шар в окошке
Ваша задача: определить жанр и тему произведения, доказать свою точку зрения, составить модель обложки
Словарная работа
Ярмарка – регулярно проводимый большой торг с развлечениями, увеселениями.
Словарная работа
Пригоршня – горсть (ладонь).
Словарная работа
Медяки – медные копейки..
Словарная работа
Пятак – 5 копеек.
Словарная работа
Гривенник –10 копеек.
Словарная работа
Глазеть – смотреть с удивлением.
Словарная работа
Плотвичка – вид мелкой рыбы.
Словарная работа
Кудлатая (собака) – лохматая.
Словарная работа
Семиголосая гармошечка – звучат все семь нот
Создай обложку
Е.Пермяк
Две пословицы
Охарактеризуйте Костю, Федю.– Кто помогал Косте?– Что шепнула собака Косте на ярмарке?– Разберем сюжетную линию сказки по нашей схеме.– С чего начинается сказка?
– Как развивается действие?– Назовите самый напряженный момент.– Как продолжается действие?– Чем заканчивается сказка?– Почему Евгений Пермяк озаглавил свое произведение «Две пословицы»?
1. Что покупал Федя, как только у него появлялись деньги?а) игрушки;б) оружие;в) корм для животных.
2. Федя не поехал на ярмарку, потому что:а) мама не разрешила; б) Костя не взял с собой; в) не было денег.
3. На ярмарку Костя шел:а) через город; б) лес; в) поле.
4. Первым на дороге Костя повстречал:а) собаку; б) голубя; в) старичка-лесовичка.
5. Дорогу через речку показала Косте:а) щучка; б) плотвичка; в) ставридка.
6. На ярмарке у Кости украли:а) деньги; б) велосипед; в) все вместе.
7. Вора нашла:а) милиция; б) кошка; в) собака.
8. Чего Костя не купил?а) гармошку; б) сладости; в) балалайку.
9. Когда Костя подарил Феде гармошку, тот:а) удивился; б) поблагодарил; в) попросил еще и конфет.
10. Какую пословицу собачка не прошептала Косте?а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.б) Бережливым быть хорошо, а добрым лучше.в) Друзья познаются в беде.
1в, 2в, 3б, 4а, 5б,6а, 7в, 8в, 9а, 10в.
ПРОВЕРКА
А.Митта
Шар в окошке
Е.Пермяк
Две пословицы
Сравним модели обложек.
– В чем их отличия?– Чем похожи произведения?– Чему учит рассказ А. Митты «Шар в окошке»?– Чему учит сказка Е. Пермяка «Две пословицы»?
с. 47–50, подготовить подробный пересказ произведения «Шар в окошке», Т. с.28-29
Домашнее задание:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пословица-это всегда обобщение, образное отражение действительности, имеющая поучительный смысл. Вот как сказал В.И.Даль: пословица-это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико.
Считаю, что работа над пословицами и поговорками должна вестись всю жизнь, должна любого учителя заставлять задуматься над тем, всё ли он делает для того, чтобы принести наибольшую пользу обществу. Ве.
Тема: Пословицы. Темы пословиц.
Сборник пословиц о труде, дружбе, об учебе, о книге.
Разработка внеклассного занятия по русскому языку для учащихся начальных классов.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные.
Валентина Осеева ВСЁ ВМЕСТЕ
В первом классе Наташе сразу полюбилась девочка с весёлыми голубыми глазками.
– Давай будем дружить, – сказала Наташа.
– Давай! – кивнула головой девочка. – Будем вместе баловаться!
Наташа удивилась:
– Разве если дружить, так надо вместе баловаться?
– Конечно. Те, которые дружат, всегда вместе балуются, им вместе и попадает за это! – засмеялась Оля.
– Хорошо, – нерешительно сказала Наташа и вдруг улыбнулась. – А потом их вместе и хвалят за что-нибудь, да?
– Ну, это редко! – сморщила носик Оля. – Это смотря какую подружку себе найдёшь!
• Как Оля понимает дружбу?
• Что Наташа понимает под дружбой?
• Что значит дружба для тебя?
Что читать детям 8 лет
1. Производить анализ данного произведения, опираясь на понимание идейного смысла. 2.Уметьоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других. Снова вас приветствует наш славный Батыр. С чем же сегодня славный Батыр к нам пожаловал? Ему нужны тепло и ласка …. Общение мамы с ребёнком начинается с первой колыбельной, которую пела мама и каждому из нас.- Дома вы учили колыбельные. Коммуни-катив-ные: выражать в речи свои мысли и действия.
Какие положительные качества должны быть у Настоящего человека? Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить? Прочитайте заголовок. А потом мы умывались,Аккуратно одевались, Завтракали и обедали не торопясь, В школу, к знаниям, стремясь. Есть положительные качества у человека, они украшают его. Все хотят походить на героев. Есть отрицательные черты. Какие? Они позорят любого человека.
1 часть
1 Ф. Савинов. Родина2 И. Никитин. Русь3 С. Романовский. Русь4 С. Романовский. Слово о Русской земле5 Н. Рубцов. Россия, Русь — куда я ни взгляну…6 А. Прокофьев. Родина7 Я с горы на гору шла…8 Как Илья из Мурома богатырём стал9 Три поездки Ильи Муромца10 Шутка. Считалка. Потешка. Пословица11 Песенки, заклички, небылицы, пословицы, поговорки, загадки12 Проверь себя13 О детях и для детей14 Б. Заходер. Перемена15 С. Баруздин. Стихи о человеке и его словах16 С. Баруздин. Как Алёшке учиться надоело17 Е. Пермяк. Смородинка18 С. Михалков. Прогулка19 Н. Носов. Заплатка20 Г. Сапгир. Рабочие руки21 Айога22 И. Крылов. Лебедь, Щука и Рак23 Л. Толстой. Страшный зверь24 М. Зощенко. Самое главное25 В. Сутеев. Кто лучше26 Я. Аким. Жадина27 В. Осеева. Волшебная иголочка28 А. Митта. Шар в окошке29 Е. Пермяк. Две пословицы30 В. Берестов. Прощание с другом31 Л. Пантелеев. Две лягушки32 В. Катаев. Цветик-семицветик33 В. Беспальков. Совушка34 В. Сутеев. Снежный зайчик35 Н. Носов. На горке36 У страха глаза велики37 Братья Гримм. Маленькие человечки38 Братья Гримм. Три брата39 Х.-К. Андерсен. Принцесса на горошине40 Х.-К. Андерсен. Пятеро из одного стручка41 Братья Гримм. Семеро Храбрецов42 Проверь себя43 А. Пушкин. Уж небо осенью дышало…44 М. Пришвин. Осеннее утро45 Г. Скребицкий. Осень46 Э. Шим. Белка и Ворон47 Е. Трутнева. Осень48 Н. Сладков. Эхо49 А. Твардовский. Начало осени50 Н. Рубцов. У сгнившей лесной избушки…51 М. Пришвин. Недосмотренные грибы52 Э. Шим. Храбрый Опёнок53 К. Бальмонт. Осень54 А. Майков. Осень55 Проверь себя56 З. Александрова. Зима57 К. Ушинский. Проказы старухи-зимы58 С. Иванов. Каким бывает снег59 С. Есенин. Пороша60 И. Соколов-Микитов. Зима в лесу61 Э. Шим. Всем вам крышка62 К. Ушинский. Мороз не страшен63 Дети Деда Мороза64 Бабушка Метелица65 М. Пришвин. Деревья в лесу66 И. Суриков. Детство67 В. Даль. Девочка Снегурочка68 Снегурочка69 Журавлиные перья70 Н. Некрасов. Саша71 В. Одоевский. В гостях у дедушки Мороза72 Г. Скребицкий, В. Чаплина. Как белочка зимует73 И. Соколов-Микитов. Узоры на снегу74 И. Беляков. О чём ты думаешь, снегирь75 С. Михалков. В снегу стояла ёлочка76 А. Гайдар. Ёлка в тайге77 С. Маршак. Декабрь78 С. Городецкий. Новогодние приметы79 Х.-К. Андерсен. Штопальная игла80 Проверь себя
Еще песни Е.Пермяк:
Отава Ё (оркестр) Пермяков (вистл) – Nämndemans-Ola (скандинавская средневековая)
04:27
Е.Пермяк – Самое страшное
02:05
Е.Пермяк – Торопливый ножик (читает В.Сперантова)
03:25
Е.Пермяк – Смородинка
01:28
Е.Пермяк – Ах!
01:46
Е. Пермяк – Пичугин мост
02:49
Полина Чирикова – Я хочу быть кошкой — Пермяков С.Е.
03:10
Е.Пермяк – Дедушкины очки (читает Б.Толмазов)
08:26
Е.Пермяк – Надежный человек
07:00
Е.Пермяк – Надёжный человек
05:39
Рассказы для детей – Как Миша хотел маму перехитрить (Е. Пермяк)
01:17
Е.Пермяк – Для чего людям руки нужны (читает В.Сперантова)
01:09
Е.А. Пермяк – Самое страшное
02:24
читатель – Е.Пермяк «Белая ворона»
07:13
Estell Eleantlar – Как Маша стала большой (Е. Пермяк)
01:25
Е.Пермяк – Маркел самодел и его дети (читает Б.Толмазов)
05:33
Е. Пермяк – Волшебные краски
05:26
Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Признание в любви
05:29
Е.Пермяк – Как Маша стала большой
01:37
Мария Суханова – Е. Пермяк. Чужая калитка
07:10
Е. Пермяк – Надежный человек
04:24
Е.Пермяк – Кто
01:50
Татьяна Карпова – авт. Е.Пермяк — Смородинка
02:29
Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Жду тебя
05:46
Е.Пермяк – Две пословицы (читает В.Сперантова)
04:17
Александра Тимофеева – Е. Пермяк. две пословицы
03:36
Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Ужас
05:13
Е. Пермяк – На все цвета радуги
03:46
Е. Пермяк – Самое страшное
01:22
Е.Пермяк (по сказке П.Бажова) – Серебряное копытце
36:27
Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Хочу умереть
02:38
Иван Пермяков, Татьяна Зайцева – Утренняя песня Екатеринбург (Е.Щикалев — В.Магазинский)
04:34
Дуэт Ё, Моё (Телицын В. Пермяков В.) 1999 – Без тебя простужен
03:20
Пермяков Ю.Е. – Разговор с правом об актуальности науки
31:23
Амелина З. Д. – Е. Пермяк Мать-мачеха
02:33
Амелина З. Д. – Е. Пермяк Кто мелет муку
02:33
Дэн – Торопливый ножик_Е. Пермяк_Ответы на вопросы
02:04
Юлия Миргасимовна – «Как Маша стала большой» Е.Пермяк
01:25
Ирис Ревю – Для чего руки нужны (Е.Пермяк)
00:57
Маргарита Еременко – Е. Пермяк Перо и чернильница
01:44
Студия записи «Andrusha Channel» – Е. Пермяк «Торопливый ножик»
01:19
Библиотекарь – Про торопливую куницу и терпеливую синицу. Е.Пермяк
01:16
Студия записи «Andrusha Channel» – Е. Пермяк «Как Маша стала большой»
01:32
Ирис Ревю – Как Маша стала большой (Е.Пермяк)
01:36
Студия записи «Andrusha Channel» – Е. Пермяк «Первая рыбка»
01:16
Юлия Миргасимовна – «Мать-мачеха» Е.Пермяк
02:46
Музыка по алфавиту:
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
- 0-9
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Е
- Ё
- Ж
- З
- И
- Й
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Щ
- Ы
- Э
- Ю
- Я
Кто мелет муку
Как Огонь Воду замуж взял
Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и ее не высушить?
Спрашивать стал. И у всех один ответ:
— Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Ты что? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья?
Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается.
Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали.
Огонь в ноги ему пал. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками тлеет.
— Ты мастеровой человек, ты все можешь. Хочу я разбой бросить, хочу я своим домом жить. Воду замуж взять хочу. Да так, чтобы она меня не погасила и я ее не высушил.
— Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю.
Сказал так мастеровой человек и терем строить стал. Построил терем и велел свадьбу играть, гостей звать.
Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. Не было больше у него родных на белом свете.
С невестиной стороны пришел старший братец Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Воды — Ясноглазая Роса.
Пришли они и заспорили.
— Неслыханное дело ты, Иван, задумал, — говорит Вулкан и пламенем попыхивает. — Не бывало еще такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал.
А мастеровой человек отвечает на это:
— Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются.
— Это все так, — молвил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю.
— И я, и я от тепла высыхаю, — пожаловалась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил.
Тут Иван твердо сказал:
— Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радоваться. На то я и мастеровой человек.
Поверили. Свадьбу стали играть.
Пошла плясать Молния с Косым Дождем. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз.
Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем ввел. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря.
Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня сына-богатыря.
Хорошим сын богатырем вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин — густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния.
Вся родня в нем своего кровного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот стынет и капельками на землю оседает.
Хорошее имя дали сыну-богатырю: Пар.
На телегу сядет Пар-богатырь — телега его силой покатится да еще сто других телег поездом повезет.
На корабль ступит Пар-чудодей — убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подает, корабельщиков своим теплом греет.
На завод пожалует — колеса завертит. Где сто человек работали — одного хватает. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит — народу помогает, мать, отца радует.
И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко.
Год от году растет сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.
Евгений Пермяк — Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:
Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
О детях и для детей