Русская сказка
Басня «Трудолюбивый Медведь»
Очень часто басни знаменитого русского публициста и поэта Ивана Андреевича Крылова отображали не только сатиру на какие-либо недостатки или пороки общества или личности, но имели совершенно конкретную историческую подоплеку. Басня о трудолюбивом медведе была написано предположительно в 1817 году, а уже через год опубликована в «Журнале древней и новой словесности». Существует мнение, что это басня явилась своеобразным откликом на указ Александра I, согласно которому должна была быть ускорена работа по составлению каталогов в Публичной библиотеке. Крылов, который работал в данном учреждении с 1812 года, не поддерживал такой суетливости и поспешности, опасаясь за качество такой работы.
Так или иначе, даже без знания возможного исторического подтекста, басня является актуальной по сей день, и воспринимается потомками, как забавная и поучительная история о глупости, гордыне и нетерпеливости.
Герой и сюжет
Главный герой этой остроумной басни — Медведь. Увидел однажды Медведь, как мужик дуги гнёт и продает их. Смекнул наш герой, что это достаточно выгодное дело и решил заняться этим же ремеслом.
Наполнился лес шумом и треском — это Михаил Потапыч гнул деревья. Немало деревьев он погубил: и орешник, и берёзы, и вязы, и ели пострадали от неумелых действий медведя. Не получилось у него ничего!
Расстроенный пошёл Медведь к мужику, спросить, отчего же у него ничего путного не вышло. Мужик разумно заметил, что главное чего не хватает медведю в этом деле — это терпения.
Анализ басни и мораль
Уже по заглавию этой истории читатель чувствует иронию автора. Крылов озаглавил своё произведение «трудолюбивый медведь», но по ходу действия басни, мы узнаем, что мало быть трудолюбивым – гораздо важнее, чтобы активные действия сопровождались умением и навыками.
Любое занятие требует определённых знаний. Очень легко смотреть на какое-то дело, ремесло, профессию со стороны, ведь порою кажется, что в этом нет ничего заумного. Вот и Медведю казалось, что гнуть дуги не великая наука. На деле же бестолковое отношение и неумелые действия главного героя погубили множество деревьев.
Философская мораль басни вложена автором в уста мужика-умельца
Он объясняет медведю о важности терпения в любом деле, подразумевая под этим желание учиться и практиковаться, усердно применяя новые знания в деле. Всё это требует от человека усилий, времени и прилежания. А желание что-то освоить «по-быстренькому» обычно не находит успеха
Неумелыми руками да глупой головой можно и вред нанести, и беды немалые учинить, как произошло с нашим «трудолюбивым» медведем
А желание что-то освоить «по-быстренькому» обычно не находит успеха. Неумелыми руками да глупой головой можно и вред нанести, и беды немалые учинить, как произошло с нашим «трудолюбивым» медведем.
Басни Эзопа
Басня «Гранатовое дерево, Яблоня и Терновник»
Гранатовое дерево и яблоня спорили, у кого плоды лучше. Спорили они все жарче, пока терновник с ближней изгороди не услышал их и не объявил: «Перестанем, друзья: зачем нам ссориться!»
Так, когда лучшие граждане в раздоре, то даже люди ничтожные набираются важности. Басня «Гусыня, несущая золотые яйца»
Басня «Гусыня, несущая золотые яйца»
Один человек особенно чтил Гермеса (покровителя торговли), и Гермес за это подарил ему гусыню, которая несла золотые яйца. Но у того не было терпения богатеть понемножку: он решил, что гусыня внутри вся из золота, и, недолго думая, зарезал ее. Но и в ожиданиях он обманулся, и яиц с этих пор лишился, потому что в гусыне он нашел одни потроха.
Так что люди корыстолюбивые, польстившись на большее, теряют и то, что имеют.
Басня «Две Лягушки-соседки»
Две Лягушки жили по соседству друг от друга. Одна обитала глубоко в пруду, укрытая от посторонних взглядов, а другая — в неглубокой сточной канаве, через которую проходила просёлочная дорога. Первая Лягушка приглашала другую перебраться к ней — в пруду безопаснее, да и еда лучше и вкусней. Другая же всё отказывалась, мол, трудно покидать насиженное место. Вскоре тяжёлая телега проезжала через канаву, да и раздавила бедную Лягушку.
Вот так несговорчивость до беды доводит!
Басня «Две Лягушки и колодец»
Две Лягушки жили в пруду. Когда под лучами жаркого летнего солнца пруд высох, они пошли искать себе другое жилище. По дороге им попался глубокий колодец с водой. Одна Лягушка и говорит: «Давай, прыгнем в него, и будем там жить — у нас будет и крыша над головой, и питьё. Другая Лягушка отвечала с большим благоразумием: «А что, если вода в колодце высохнет, – как мы выберемся из такой глубины?»
Что бы ты ни делал, — всегда думай о последствиях.
ПУСТЫННИК И МЕДВЕДЬ
Хотя услуга нам при ну́жде дорога́, Но за нее не всяк умеет взяться: Не дай бог с дураком связаться! Услужливый дурак опаснее врага.
Жил некто человек безродный, одинакой, Вдали от города, в глуши. Про жизнь пустынную, как сладко ни пиши, А в одиночестве способен жить не всякой: Утешно нам и грусть, и радость разделить. 10 Мне скажут: «А лужок, а темная дуброва, Пригорки, ручейки и мурава шелкова?» — «Прекрасны, что и говорить! А всё прискучится, как не с кем молвить слова». Так и Пустыннику тому Соскучилось быть вечно одному. Идет он в лес толкнуться у соседей, Чтоб с кем-нибудь знакомство свесть. В лесу кого набресть, Кроме волков или медведей? 20 И точно, встретился с большим Медведем он, Но делать нечего: снимает шляпу И милому соседушке поклон. Сосед ему протягивает лапу, И, слово-за-слово, знакомятся они, Потом дружатся, Потом не могут уж расстаться И целые проводят вместе дни. О чем у них, и что бывало разговору, Иль присказок, иль шуточек каких, 30 И как беседа шла у них, Я по сию не знаю пору. Пустынник был не говорлив; Мишук с природы молчалив: Так из избы не вынесено сору. Но как бы ни было, Пустынник очень рад, Что дал ему бог в друге клад. Везде за Мишей он, без Мишеньки тошнится, И Мишенькой не может нахвалиться. Однажды вздумалось друзьям 40 В день жаркий побродить по рощам, по лугам, И по долам, и по горам; А так как человек медведя послабее, То и Пустынник наш скорее, Чем Мишенька, устал И отставать от друга стал.
То видя, говорит, как путный, Мишка другу: «Приляг-ка, брат, и отдохни, Да коли хочешь, так сосни; А я постерегу тебя здесь у досугу». 50 Пустынник был сговорчив: лег, зевнул, Да тотчас и заснул. А Мишка на часах — да он и не без дела: У друга на нос муха села: Он друга обмахнул; Взглянул, А муха на щеке; согнал, а муха снова У друга на носу, И неотвязчивей час-от-часу. Вот Мишенька, не говоря ни слова, 60 Увесистый булыжник в лапы сгреб, Присел на корточки, не переводит духу, Сам думает: «Молчи ж, уж я тебя, воструху!» И, у друга на лбу подкарауля муху, Что силы есть — хвать друга камнем в лоб! Удар так ловок был, что череп врознь раздался, И Мишин друг лежать надолго там остался!
Басни С. Михалкова
Басня «Ошибка»
Прибежал как-то Заяц к Журавлю. — Журавушка, дорогой! Ты хорошо зубы лечишь, вставь мне, пожалуйста, зубы! — Да они у тебя хорошие! — Хороши, да малы! Вставь мне львиные клыки! — Зачем тебе клыки? — Я с Лисой рассчитаться хочу! Надоело мне от нее бегать, пусть она от меня побегает! Улыбнулся Журавль и вставил Зайцу искусственные зубы — два львиных клыка. Совсем как настоящие! Страшно смотреть! — Вот здорово! — воскликнул Заяц, посмотрев на себя в зеркало. — Побегу Лису искать! Бежит Заяц по лесу — Лису ищет, а она сама ему навстречу из-за кустов выходит. Увидел Заяц Лису и бросился от нее наутек. Прибежал к Журавлю — дрожит, трясется от страха. — Жу-жу-ра-равушка, дорогой! Замени клыки! — А эти чем плохи? — Не плохи, да малы! Против Лисы не годятся! Может, у тебя какие побольше есть? — Не поможет! — ответил Журавль. — Ошибся я, Косой! Надо было тебе сердце заменить: твое, заячье, выкинуть, а львиное поставить!…
Мораль басни Ошибка
Чтобы зайца от страха избавить, ему не клыки львиные нужны, а львиное сердце.
Басня «Хочу бодаться»
Это был ужасно приставучий Козленок с крохотными рожками. Делать ему было нечего, вот он и приставал ко всем: — Хочу бодаться! Давай бодаться!.
— Отстань от меня! — сказал Индюк и важно отошел в сторону. — Давай бодаться! — пристал Козленок к Поросенку
— Отвяжись! — ответил Поросенок и зарылся пятачком в землю. Подбежал Козленок к старой Овце: — Давай бодаться! — Отойди от меня! — попросила Овца. — Оставь меня в покое. Не к лицу мне с тобой бодаться! — А я хочу! Давай пободаемся! Промолчала Овца и сама отошла в сторону. Увидел Козленок Щенка. — А ну! Давай бодаться! — Давай! — обрадовался Щенок и больно укусил Козленка за ногу. — Постой! — заплакал Козленок. — Я хочу бодаться, а ты что делаешь? — А я хочу кусаться! — ответил Щенок и еще раз укусил Козленка.
Мораль басни Хочу бодаться
Хочешь бодаться — будь готов к тому, что кто-то не просто не хочет бодаться, а хочет кусаться
Басня «Грибы»
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: — Смотрите на меня! Заметней нет и не было поганки! Ну как же я красив! Красив и ядовит!
А Белый Гриб в тени под елочкой молчал. И потому его никто не замечал…
Мораль басни Грибы
А Белый Гриб в тени под елочкой молчал. И потому его никто не замечал…
Вариант №2
Басня начинается с того, что Медведь наблюдает за Мужчиной, который кропотливо работает с деревом — гнёт дуги. Автор делает акцент на то, что работа с деревом не легкий труд, и требует не малых усилий. Такие изделия ручной работы дорого ценятся и продаются. Мишка видит, что Мужик имеет большую прибыль с деревянных дуг, и решает тоже приобщиться к этому ремеслу. Воодушевившись такой идеей, Медведь идет по лесу и собирает все деревья, которые попадаются ему на пути. Но, к сожалению, кроме сломанных стволов и щепок у Мишки ничего не получается.
Огорченный таким исходом, герой идет к Мужику. Мишку волнует один вопрос — почему у него ничего не получается? Он просит у Мужика совета. Тот объясняет Медведю, что для хорошего результата, недостаточно приложить физическую силу. Главное это терпение, которого у Мишки как раз и нет.
Герои
В басне «Медведь и Мужик» 2 главных героя:
Образ Мужика — это образ трудолюбивого парня. Человек любит своё дело и прилагает все усилия для его качественного выполнения. Бунин вложил в этот образ качества настоящего, по его мнению, трудяги. Мастер своего дела, умеющий на этом зарабатывать. Он качественно выполняет свою работу и получает за это достойное вознаграждение. В басне Мужик выступает своего рода учителем для Медведя. Именно Мужик говорит ключевую фразу в басне.
Медведь же является противоположностью мужику. Торопливый, нетерпеливый, желает получить всё и сразу. Миша увидел, как хорошо идут дела у Мужика, и заранее решил, что сможет так же. Он не подумал о том, какими усилиями мастеру дается это дело, не интересовался, как правильно работать с деревом. И как итог, переоценил свои силы и остался ни с чем. Но в конце басни Миша всё-таки додумался спросить совет у профессионала.
Мораль басни
Главную мысль Бунин заключил в последних строках. «Скажи, в чем есть тут главное уменье?» —
«В том, — отвечал сосед, — Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье». Можно перефразировать — чтобы что-то хорошо получилось, необходимо терпение. Если спешить и делать всё как попало, то в итоге останешься ни с чем. Да и времени много потеряешь и материал переведешь в пустую. Труд требует усилий, времени и старательной работы.
Не стоит бросаться с головой в дело, до конца не изучив все нюансы. Медведь осознал свою ошибку, и пришел к мужику за помощью. Но перед этим испортил много хороших деревьев. А этого можно было избежать.
Трудолюбивый медведь
Сейчас читают:
-
Сочинение Большая маленькая радость 6 класс
В наше время к большему сожалению, много людей попросту перестали замечать радости, которые окружают нас ежедневно. Независимо от того маленькая — это радость или наоборот большая необходимо научиться принимать и замечать их
-
Сочинение по рассказу Куст сирени Куприна 8 класс
Любовь сильное чувство, которое не раз помогало людям решать многие проблемы, но и создавая нисколько не меньше трудностей.
-
Сочинения 4 класс
-
Сочинение Сострадание (что такое сострадание) 9 класс 15.3 ОГЭ
Сострадание – это умение почувствовать страдания другого человека. Такое чувство могут испытывать только добрые и отзывчивые, внимательные по отношению к другим люди.
-
Сочинение на тему И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет…
«День победы, как он был от нас далек, как в костре потухшем таял уголек!!; Были версты, обгорелые в пыли, этот день мы приближали как могли!!!;» — думая про Войну,
-
Сочинение по картине Ромадина Керженец
Переливы красок могут быть бесконечны, считая то, как каждый оттенок может переливаться, плавно переходя в другой. На картине Ромадина это очень сильно видно, что очень искусно. Лес, будто сказочный сюжет, манит прогуляться по его тропам, узнать тайны,
Иван Крылов. Басни для младших школьников 3 класса
Волк и Журавль
Что волки жадны, всякий знает:
Волк, евши, никогда
Костей не разбирает.
За то на одного из них пришла беда:
Он костью чуть не подавился.
Не может Волк ни охнуть, ни вздохнуть;
Пришло хоть ноги протянуть!
По счастью, близко тут Журавль случился.
Вот кой-как знаками стал Волк его манить
И просит горю пособить.
Журавль свой нос по шею
Засунул к Волку в пасть и с трудностью большею
Кость вытащил и стал за труд просить.
«Ты шутишь! — зверь вскричал
коварный: —
Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный!
А это ничего, что свой ты долгий нос
И с глупой головой из горла цел унёс!
Поди ж, приятель, убирайся,
Да берегись: вперёд ты мне не попадайся».
Волк и Кот
Волк из лесу в деревню забежал,
Не в гости, но живот спасая;
За шкуру он свою дрожал:
Охотники за ним гнались и гончих стая.
Он рад бы в первые тут шмыгнуть ворота,
Да то лишь горе,
Что все ворота на запоре.
Вот видит Волк мой на заборе Кота,
И молит: «Васенька, мой друг! Скажи
скорее,
Кто здесь из мужиков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук
рогов?
Всё это ведь за мной». — «Проси скорей
Степана;
Мужик предобрый он», — кот Васька
говорит.
«То так, да у него я ободрал барана». —
«Ну, попытайся ж у Демьяна». —
«Боюсь, что на меня и он сердит:
Я у него унёс козлёнка». —
«Беги ж, вон там живёт Трофим». —
«К Трофиму? Нет, боюсь и встретиться я с ним:
Он на меня с весны грозится за ягнёнка!» —
«Ну, плохо ж! Но авось тебя укроет Клим!» —
«Ох, Вася, у него зарезал я телёнка!» —
«Что вижу, кум! Ты всем в деревне насолил! —
Сказал тут Васька Волку, —
Какую ж ты себе защиту здесь сулил?
Нет, в наших мужичках не столько мало толку,
Чтоб на свою беду тебя спасли они.
И правы — сам себя вини:
Что ты посеял, то и жни».
Кот и Повар
Какой-то Повар-грамотей
С поварни побежал своей
В кабак (он набожных был правил),
И в этот день по куме тризну правил),
А дома стеречи съестное от мышей
Кота оставил.
Но что же, возвратясь, он видит? На полу
Объедки пирога; а Васька-кот в углу,
Припав за уксусным бочонком,
Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.
«Ах, ты, обжора! ах, злодей! —
Тут Ваську Повар укоряет, —
Не стыдно ль стен тебе, не только что людей?
(А Васька всё-таки курчонка убирает.)
Как! быв честным котом до этих пор,
Бывало, за пример тебя смиренства кажут, —
А ты… ахти, какой позор!
Теперя все соседи скажут:
Кот Васька плут! Кот Васька вор!
И Ваську-де не только что в поварню,
Пускать не надо и на двор,
Как волка жадного в овчарню:
Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью.
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька всё жаркое съел.
____________
А я бы повару иному
Велел на стенке зарубить:
Чтоб там речей не тратить по-пустому,
Где нужно власть употребить.
Кукушка и Петух
«Как, милый Петушок, поёшь ты громко, важно!» —
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!» —
«Тебя, мой куманёк, век слушать я готова». —
«А ты, красавица, божусь,
Лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь,
Чтоб начала ты снова.
Отколь такой берётся голосок?
И чист, и нежен, и высок!..
Да вы уж родом так: собою невелички,
А песни, что твой соловей!» —
«Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички,
На всех ссылаюсь в этом я».
Тут Воробей, случась, промолвил им: «Друзья!
Хоть вы охрипните, хваля друг дружку, —
Всё ваша музыка плоха!..»
_________________
За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку.
Трудолюбивый Медведь
Увидя, что мужик, трудяся над дугами,
Их прибыльно сбывает с рук
(А дуги гнут с терпеньем и не вдруг),
Медведь задумал жить такими же трудами.
Пошёл по лесу треск и стук,
И слышно за версту проказу.
Орешника, березняка и вязу
Мой Мишка погубил несметное число,
А не даётся ремесло.
Вот идёт к мужику он попросить совета
И говорит: «Сосед, что за причина эта?
Деревья таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чём есть тут главное уменье?»
«В том, — отвечал сосед, —
Чего в тебе, кум, вовсе нет:
В терпенье».
Лебедь, Щука и Рак
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдёт,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялись,И вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвётся в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;Да только воз и ныне там.Лисица и виноградГолодная кума Лиса залезла в сад,В нём винограду кисти рделись.У кумушки глаза и зубы разгорелись;А кисти сочные, как яхонты, горят;Лишь то беда, висят они высоко:Отколь и как она к ним ни зайдёт,Хоть видит око,Да зуб неймёт.Пробившись попусту час целый,Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!На взгляд-то он хорош,Да зелен – ягодки нет зрелой:Тотчас оскомину набьёшь».