Алексей пантелеев: на ялике

Алексей пантелеев - на ялике

Глава 9

Лёнька передвигался зайцем, уцепившись за сани, пока его нога не попала под полоз. Потеряв тёплые сапоги, он с трудом добрался до ближайшей деревни и постучался в первую же избу, где провалялся в горячке до поздней весны. Выходила Лёньку немолодая крестьянка Марья Петровна Кувшинникова. Некоторое время мальчик прожил у Кувшинниковых, но потом его снова потянуло в странствия.

Теперь Лёнька путешествовал на поездах. В Белгороде его поймал дежурный, агент ЧК. Чекист пожалел мальчика, выписал документ, по которому Лёнька мог доехать до Питера без билета, и дал денег. В бараке, где ночевал Лёнька, его обокрали. Пропажу мальчик обнаружил только в поезде. Его высадили из вагона на неизвестной станции. Всю осень, зиму и лето Лёнька провёл на Украине. Работу он найти не мог, и воровал, чтобы выжить. В конце лета мальчик добрался до Петрограда.

Глава 5

Остановившись в гостинице «Европа», Александра Сергеевна вызвала детского врача. Он и заявил, что мальчика следует госпита­ли­зировать, но в больницу Лёнька так и не попал: в Ярославль ворвались белогвардейцы. Постояльцам «Европы» пришлось спрятаться в гостиничном подвале. В спешке Александра Сергеевна не успела захватить вещи и еду. Вскоре стало известно, что власть большевиков свергнута, и в подвале воцарилось радостное оживление. Александра Сергеевна отважилась сходить за вещами. Вернувшись, женщина сообщила, что у них всё украли.

Выйдя в туалет, Лёнька не устоял перед искушением и отправился на верхние этажи «Европы». На обратном пути Лёнька заблудился, вышел на парадную лестницу и наткнулся на хозяина гостиницы Пояркова и его сына — белогвар­дейского офицера. Приняв мальчика за воришку, они отвели его в подвал проверить — на самом ли деле он здесь живёт. Убедившись, что его давно ищет мать, Поярков убедил людей выйти из подвала и пообещал угощение за счёт гостиницы. Утром, когда Александра Сергеевна и Лёнька завтракали в ресторане «Европы», снова началась стрельба — коммунисты обстреляли Ярославль из пушек.

Глава 2

Отец Лёньки умер «на чужбине», похорон не было, и мальчику всё время казалось, что отец вернётся. Шёл третий год Первой Мировой войны. Осенью Лёнка перешёл во второй класс пригото­ви­тельного училища. Александра Сергеевна давала уроки музыки, этим и жила семья.

О большевиках мальчик услышал от домработницы Стеши — та собиралась за них голосовать. Перенесённый летом коклюш помешал Лёньке как следует подготовиться к экзаменам, однако в реальное училище он поступил без труда. Студентов училища занимала не столько учёба, сколько политика и вражда с гимназистами.

Принимая активное участие в жизни училища, Лёнька успевал читать. Его тянуло к серьёзным книгам. На этой почве он познакомился с реалистом Владимиром Волковым, серьёзным и высокомерным мальчиком из богатой семьи. Он давал Лёньке книги и однажды заехал за ним в собственном экипаже. Во время обеда у Волковых Лёнька узнал, что большевики — это «тевтонские шпионы», заброшенные в Россию, чтобы сеять смуту среди рабочих. Мальчик решил, что Стеша тоже шпионка. Волков же начал сторониться Лёньки, узнав, что его отец был простым хорунжим.

Лёнька начал следить за Стешей и даже вскрыл её сундучок, где обнаружил брошюрку немца Карла Маркса — доказательство Стешиной шпионской деятельности. Вскоре всё открылось. Александра Сергеевна посчитала сына вором, но тот рассказал матери о «шпионке» Стеше и потерял сознание.

Глава 8

Вскоре Александра Сергеевна «уже руководила детским художественным воспитанием во всём городе». Семье отвели две большие меблированные комнаты, а Вася поступил в сельско­хо­зяй­ственную школу и жил за городом в интернате. В начале марта Александра Сергеевна уехала в Петроград, в служебную командировку. Лёнька в это время лежал в больнице с тифом. Тётка мальчика не навещала, а в последние дни перестала ходить и Ляля. Вернувшись домой, Лёнька обнаружил, что все больны, а мама не вернулась. Он взялся вести хозяйство. Две недели он лечил тётку и Иру, бегал в больницу к Ляле и стряпал обеды. Тётка поправилась, и Лёнька стал для неё обузой. В это время пришло письмо от Васи, очень довольного своим учением и работой, и мальчик решил податься к брату на «ферму».

Свободных мест в сельско­хо­зяй­ственной школе не было. Александра Сергеевна не отзывалась, тётка становилась всё злее, и Лёнька решил ехать на ферму без сопрово­ди­тельных бумаг, надеясь на помощь брата.

Директор школы Николай Михайлович мальчика не принял, и тот остался «на птичьих правах». Здесь воровали все. Директор, показавшийся мальчику смутно знакомым, и преподаватели обирали учеников, а ученики резали домашнюю скотину в окрестных сёлах. Лёнька быстро выучился этому ремеслу. Сельско­хо­зяй­ственное дело мальчику не давалось, и он часто расплачивался за свои ошибки.

Однажды, выпасая свиней, Лёнька упустил породистого борова, и ему пришлось бежать из школы. Только теперь мальчик сообразил, что школой руководил бывший белогвардеец Поярков-младший. Лёнька вернулся к тётке, но та была ему не рада, и мальчик отправился в детский дом, где уже жила Ляля. Детдом размещался в бывшем женском монастыре. Однажды ребята нашли в колокольне припрятанные монашками вещи и попытались продать их на рынке. Так Лёнька попал в милицию, а потом в другой детдом. Ночью он сбежал оттуда, прихватив припрятанные от ребят женские ботинки, и подался в Питер искать маму.

Денег хватило ненадолго. Лёнька голодал, питался милостыней. В заброшенной усадьбе он нашёл ящики с книгами и продал их. Одним из покупателей оказался немец-сапожник. Узнав, что Лёнька — сирота, он взял его к себе подмастерьем. Если бы не хозяйка, сразу невзлюбившая мальчика, тот бы остался в Казани навсегда.

Через два месяца мальчик сел на первый попавшийся пароход, попал в городок Пьяный Бор и поселился на пристани в компании беспризорников. Наступила зима. Лёнька мёрз и голодал, пока его не подобрал на улице весёлый парень. Так мальчик попал в городской комитет РКСМ, где и остался на всю зиму. Вскоре парень, Юрка, предложил Лёньке поступить в профтехшколу. Рабочие специальности Лёньке не давались, а об алгебре он даже не слыхал. Узнав о неуспеваемости подшефного, Юрка взялся его «подтягивать». Через несколько месяцев Лёнька уже получал хорошие отметки.

Жизнь Лёньки начала налаживаться, когда в губернии вспыхнуло кулацкое восстание, и все комсомольцы ушли сражаться. Юрка погиб, и Лёнька снова почувствовал себя сиротой. Ранней весной он снова попытался добраться до Питера.

«Дневник летнего чтения»: Леонид Пантелеев «Маринка»

Проект библиотеки № 16 «Дневник летнего чтения» продолжает знакомить школьников с книгами, рекомендуемыми для внеклассного чтения

Писатель Леонид Пантелеев (настоящее имя – Еремеев Алексей Иванович) известен в нашей литературе как автор книг для детей «Республика ШКИД», «Ленька Пантелеев», «Пакет» и др. Среди его книг особое положение занимают произведения, написанные на основе личных впечатлений. Первый год Великой Отечественной войны Л. Пантелеев находился в Ленинграде. Писатель перед самой войной перенес операцию, дважды медкомиссия не допускала его в армию. С начала войны он активно включился в группу самозащиты, а в конце декабря 1941 года назначен начальником домовой группы МПВО. В марте 1942 года в последней стадии дистрофии доставлен в больницу, где врачам еле удалось его спасти. Известный писатель Александр Фадеев вывез его на самолете в Москву. Рассказ Л. Пантелеева «Маринка» начат в блокадном Ленинграде, закончен в Москве, в госпитале летом 1942 года. Впервые автор читал рассказ по московскому радио осенью того же года. Рассказ вызвал огромное количество читательских откликов. «Маринка» была опубликована в газете «Комсомольская правда» 5 марта 1943 года.

Это рассказ о том, как война изменяла жизнь людей и прежде всего, детей, как повлияла на их внешний облик и внутреннее состояние. Речь в рассказе идет о шестилетней девочке Маринке из блокадного Ленинграда, которая жила с писателем в одном доме и по одной лестнице. В рассказе «Маринка» писатель одним из первых дал образ ленинградского ребенка, обычной девочки, разделившей участь взрослых жителей города.

Маринку писатель увидел в первый раз, когда девочка тащила по лестнице куклу. Она и сама была похожа на куклу, розовощекая и улыбчивая.

Лучше с Маринкой познакомиться автору удалось в 1941 году, когда в его квартире на первом этаже стали собираться люди, в основном бабушки с внуками и мамаши с детьми, прячась от разрывов бомб. Тогда Маринка была то стеснительной, то веселой и разговорчивой. Бабушка девочки рассказала, что она умеет петь и танцевать. И автор попросил Маринку станцевать, но девочка застеснялась и отказалась.

Маринка боялась немцев, но представляла их сказочными героями, которые в лесу обижают красных шапочек. Она сказала, что, если немец войдет в комнату, она ударит его стулом, потом зонтиком, потом всеми предметами, что попадались ей на глаза.

Следующая встреча с Маринкой состоялась в январе 1942 года. Девочка похудела и не вставала с кровати. Она жадно съела нехитрое лакомство, подаренное автором и сказала, что жалеет, что тогда не станцевала. А сейчас уже не может. На вопрос о немце, она ответила, что, если тот войдет, укусит его, и автор не позавидовал немцу. Пришла весна. Маринка выжила и с другими худенькими девочками играла во дворе. Она обрадовалась автору и предложила станцевать для него. Автор сказал, чтобы она берегла силы, а станцует она, когда разобьем фашистов. И автор пообещал, что это случится уже скоро. Так автор показывает нам ужасное лицо войны, не через батальные сцены, а через страдания одного маленького человечка, ради жизни и счастья которого шла та страшная война.

Когда мы читаем этот рассказ, в нашу память врезаются приметы блокадного, но непобежденного города. Заколоченные фанерой окна, холод в квартирах, лежащий на подоконниках снег, не таявший даже тогда, когда удавалось растопить буржуйку, надрывный рев сирены, механический голос репродуктора, сообщающий о начале воздушной тревоги, «страшная музыка» зениток, на Невском. Дети на улицах с трудом двигаются от бессилия, кругом трупы. Люди разучились плакать даже тогда, когда узнавали о смерти детей. Смерть стала явлением привычным для ленинградцев, но они не утратили доброты, беда объединила их, сделала стойкими, научила состраданию, взаимовыручке.

Главная мысль рассказа: дети никогда не должны знать ужасов войны. Дети и война – совершенно несовместимые понятия. Дети должны играть, веселиться, должен звучать смех, они не должны знать горя. Однако война нарушила эти представления, искалечила судьбы, лишила детей детства. Об этом рассказ Л. Пантелеева «Маринка».

Рассказ учит милосердию, отзывчивости, состраданию. Учит оставаться человеком в любых условиях. Учит не откладывать на потом то, что можно сделать сегодня. Учит тому, что доверие ребенка предавать нельзя.

Краткий пересказ рассказа Ёлка: Михаила Зощенко

Текст для читательского дневника по рассказу Елка

В этом рассказе автор (Михаил Зощенко) предстаёт не столько сатириком, сколько мудрым человеком, вспоминающим своё детство. Это практический детский рассказ, хотя и не без юмора о детях и для детей, но взрослым он тоже может быть очень полезен. Здесь автор вспоминает свои детские ощущения перед Новым годом.

Не забудет он, как они с сестрой разорили ёлку, почти поругались из-за этого, как после были наказаны, как перед чужими взрослыми их всё-таки защищала мама… И как маленькому Михаилу (Миньке) впервые было стыдно за свои поступки.

Чему учит рассказ Ёлка Зощенко

Действительно, перед Новым годом брат с сестрой съели конфеты и яблоки с ёлки, открыли чужие подарки, за это и были наказаны. Однако самое серьезное наказание стыд, который они не забудут.

Читать краткое содержание рассказа Зощенко Елка

Перед праздником они с сестрой видят прекрасную, роскошную елку. Сначала дети решили съесть по одной конфетке, после ещё по одной… Сестра Леля старше и выше Миньки, поэтому она смогла срывать запретные плоды — конфеты с недоступных для мальчика веток, а он съел только яблоко. В общем, дети совместно разорили ёлку она стала совсем некрасивой и даже бедной. Также они совершили боле страшное преступление: стали смотреть подарки в коробках. И конечно, сломали куклу. В шутку Леля пугает брата, что его накажут.

Вечером, когда мама начинает дарить подарки детям гостей, всё раскрывается. Гости обижаются, начинают ругать детей, но мама вступается за них, хотя и не считает их правыми. Она даже в наказание дарит игрушечный паровозик, который был для Миньки, обиженному мальчику.

Автор пишет, что прошло уже больше тридцати лет, а он помнит ту елку, будто все было вчера. Благодаря тем событиям, Зощенко в жизни не взял чужой вещи, так тот стыд отпечатался в его детском сознании

Важно, что это первое ощущение, понимание и даже… взросление

Краткое содержание Зощенко Ёлка

В юмористическом рассказе советского писателя Михаила Михайловича Зощенко рассказывается о праздновании Нового года. В то время рассказчику только исполнилось пять лет. Встречи новогодних праздников до этого времени не запомнились мальчику, ведь он был совсем крохой. Рассказчик с огромным нетерпением ждет весёлого торжества. Вместе с семилетней сестрой Лелей мальчуган подглядывает, как мать украшает елку красивыми игрушками, свечами и сладостями. Затем, пользуясь отсутствием взрослых, дети пробираются в гостиную с нарядной зеленой красавицей.

Сладости манили настолько, что девочка, не выдержав искушения, съедает пастилку. Мальчик не отстает от нее и откусывает яблоко. Леля была на удивление высокой девочкой, поэтому могла брать сладости даже с верхушки. Её брат наоборот был слишком низкий, поэтому дотягивался лишь до нижнего яблока. Поедание новогодних угощений с ёлки продолжается. Обиженный на сестру, Минька пытается встать на табуретку, чтобы взять пастилки и конфетки с более высоких веток, но вместо этого падает на подарки, лежащие под елкой. Увидев, что у подарочной фарфоровой куклы отбита ручка, дети убегают.

В этот момент в красиво украшенную комнату заходит множество приглашённых маленьких детей с их родителями. Взрослые и ребятня устремляются в центр нарядной гостиной, к елке, где мама Миньки и Лели раздает сладости с елки и подарки. Тут хозяйка обнаружила покусанное нетерпеливым сыном яблоко. Рассерженная женщина заругала своих детей. Чтобы наказать ослушавшегося сына, родительница отдала паровозик, который предназначался Миньке, одному мальчику четырёх лет. Тот обрадовался и сразу же стал играть с новой игрушкой. Это так разозлило рассказчика, что он ударил чужого мальчугана по руке. Разразился скандал, в который оказались вовлечены и хозяева, и гости. Взрослые стали обвинять друг друга в использовании неправильных методов воспитания. Лелька с братом, желая получить все подарки детей, стали выгонять гостей из дома. Закончилась история тем, что в комнату пришёл папа и пригрозил отдать все игрушки гостям.

Сейчас рассказчику уже больше семидесяти лет, но он до сих пор вспоминает этот случай из детства. После того Нового года мальчик ни разу не взял чужого и ни разу не ударил слабого человека.

Деятельность в зрелом возрасте

Ни на одном месте Пантелеев не мог задерживаться надолго и лишь одному делу оставался предан всей душой на протяжении целой жизни – литературе. Он занимался писательством и публикацией своих работ практически до самого последнего дня своего существования – так, серьёзная и многогранная по содержанию повесть «Верую» была издана только после смерти писателя, в 1991 году. Эта работа ­– своеобразная исповедь автора, где он делает выводы относительно собственного жизненного пути и искренне кается за то, что не был таким христианином, каким хотел бы быть, но в суровой атмосфере насаждаемого безбожия и тотального контроля Леонид, по существу, и не мог быть тем, кем всегда желал.

Поздравление мальчику с днем рождения 12 лет

***

Сегодня двенадцать целых лет исполнилось тебе,Так пусть же будет много позитива в твоей судьбе,В твои годы так прекрасно о будущем своем мечтать,И в мечтах, как птица в чистом поле, летать.Пускай сбываются все замыслы и желания твои,Пускай тебе лишь радость ожидает на пути.Пусть на всех дорогах будет для тебя зеленый свет,Мечтай, твори, гуляй и радуйся в свои 12 лет.

***

Двенадцать лет прошло с тех самых пор,Когда ты появился в мире этом,Сегодня день рожденья у тебя,Торт на столе, печенье и конфеты,Тебя мы поздравляем от души,Всегда будь смелым, добрым, самым честным,Друзей цени и дружбой дорожи,Пусть будет жизнь простой и интересной!

***

С днем рожденья! Пусть повсюдуОкружает счастье и тепло.Будет жизнь пускай подобна чуду,И в душе всегда живет добро.Вот уже тебе двенадцать, значит,Ты совсем уж взрослым стал.Жизнь пускай наполнится удачей,И желаю, чтоб ты все на свете знал.

***

12 лет исполнилось,На год взрослей ты стал,Сегодня день рожденияДрузей твоих собрал.Тебе я пожелаюУспехов и удачи,Чтобы легко решалисьШкольные задачи.Чтоб был веселым, смелым,И задних, чтоб не пас,Везде чтоб ты был первымИ радовал всех нас.

***

Тебя поздравить поспешу,Ведь именины на кону,Ты парень очень молодой,Игривый и весь заводной!Желаю в эти двенадцать лет,Все на своем пути успеть,Чтоб в жизни все сложилось,Судьба к ногам склонилась,Расти здоровым молодцем,В душе всегда будь золотцем.И станет мир прекрасным,А ты в нем просто классным!

***

Ребенком тебя трудно уже называть,Подросток – вот теперь твой новый титул,И это, милый друг, ты должен осознать,И стать ответственным, мудрым, деловитым.Хотя, конечно – это возраст для веселья,Для глаз прекрасного и юного свечения,Будь счастлив, милый друг и по жизни балдей,И перед трудностями никогда ты не робей.

Поздравления с днем рождения внуку 7 лет от бабушки и дедушки

***

7 лет назад нам внука подарили,Мы не забудем этот чудный день,Его сегодня дружно поздравляем,Желаем, чтобы не знакома была лень.Еще желаем нашему мальчонке,Добра, здоровья, радости, тепла,Еще недавно, он лежал в пеленке,Теперь жених завидный, хоть куда.Теперь он взрослый и такой веселый,Желаем ему легкого, учебного пути,С днем рождения тебя хороший,Мы не чаем в тебе деточка души!

***

Ты подрос уже, мой милый,Самый умный в мире внук.Ты помощник мой прекрасный,Без тебя я, как без рук.С семилетием сегодняПоздравляю тебя я.Восхищается тобоюВся огромная семья.Ты расти всегда здоровым,Сильным и отважным будь.Увлекайся всегда спортом,Про уроки не забудь.

***

Внучек, семь лет тебе уже,Будь счастлив, в каждом виражеСудьба пусть дарит настроение,Любовь, родных, добро, везение.Для нас с дедулей — свет в окошке,От счастья мы всплакнем немножко.Подарим множество подарков,Пусть день рожденья будет жарким.

***

Внука мы любимого сегодняС днём рождения поздравляем,То, о чём ты нас просил, купилиИ торжественно вручаем!Мы желаем хорошо учиться,Спортом непременно увлекаться,А ещё чтоб погулять успел,С верными друзьями пообщаться!

***

Поздравляю я сердечно,Внук любимый, в этот день.Пусть учиться тебе, парень,Никогда не будет лень.Вот семь лет тебе сегодня,Ты мальчишка уж большой.Будь здоров, шали немножко,Будь счастливым, мальчик мой.

***

Тебе аж семь, родной внучок!Желаю в этот день рождения,Чтоб каждый новенький денекТебе дарил лишь наслаждение!Пусть все сбываются мечты,Улыбка ярко пусть сияет,Ведь должен быть счастливым ты,Пусть радость душу окрыляет!

***

На 7-летие тебеУспехов, счастья и подарков,Пусть будет жизнь твоя, внучок,Веселой, радостной и яркой.Пусть раздается громкий смех,И всем он душу согревает,А у тебя все будет так,Как лучше даже не бывает!

***

Дорогой ты мой внучок,Вот и стал сегодня взрослым,Настоящий мужичок,В голове полно вопросов.7 годков — отличный стаж,Мир у ног твоих ложится,Подрастай, мальчишка наш,Пусть все лучшее случится!

***

Поздравляем тебя внук,Всех милее ты вокруг.Чтоб всегда попадал ты в цели,И нестрашны были метели.Чтобы игрушки покупались,Детки с тобою развлекались.Пусть каждый день приносит радостьИ какую-нибудь сладость.

Поздравление другу на 16 лет

***

16 лет – это рассвет,Твоей жизни, что вся впереди,Дружище, тебе желаю достижений и побед,От удачи к удаче уверенно иди.Принимай же комплименты, поздравления,В свой прекрасный день рожденья,Гулять мы будем до утренней зари,Ведь это праздник твоей мечты.

***

Когда тебе 16 лет,Никаких преград для счастья нет,В широком море взрослой жизни,На своём кораблике уверенно плыви.Пускай погода жизни будет светлой, яркой,Пусть каждый день для тебя будет подарком,Пускай судьба тебе, друг, улыбается,Пускай друзья надёжные встречаются.

***

16 лет – возраст золотой!С новой жизнью, дорогой!Столько перспектив вокруг –Только посмотри, мой друг!Желаю прыгнуть с парашютом.Стать суперменом просто лютым!И с аквалангом поныряй.И радость жизни не теряй!

***

Дружище! Шестнадцать!Ура же, ура!Теперь мы мужчины,А не детвора!Скорее в стаканчикиСока налей!Прими поздравленияОт лучших друзей!

***

С 16-летьем тебя, милый друг,Поздравить спешу поскорее сейчас!Удача, веселье пусть будут вокруг,Ушла навсегда, чтоб печаль с твоих глаз!И силы ведь хватит врагов поборотьУмом, ведь ты выше их всех взятых вместе!И пусть помогает тебе небосводУспешную самую в жизни спеть песню!

***

Тебе 16, дружище, с днём рожденья,Прими сердечные поздравления,Будь сильным, здоровым, любимым,Честным и всегда справедливым.Я тебе желаю счастья и добра,Чтоб жизнь, как лист бумаги, была чиста,Чтоб удача, радость без тревог,Всегда переступали твой порог.

***

С 16-летьем тебя, милый друг,Поздравить спешу поскорее сейчас!Удача, веселье пусть будут вокруг,Ушла навсегда, чтоб печаль с твоих глаз!И силы ведь хватит врагов поборотьУмом, ведь ты выше их всех взятых вместе!И пусть помогает тебе небосводУспешную самую в жизни спеть песню!

***

Дружище, у тебя сегодня день рожденья,Прими самые искренние поздравления,С 16-летием сердечно поздравляю,Всех благ, здоровья крепкого желаю.Будь уверенным в себе всегда,Путь пусть освещает яркая звезда,Солнце удачи пусть для тебя сияет,Друзья надёжные окружают.

***

Тебе сегодня, верный друг,Исполнилось 16 лет.Пусть ярким будет мир вокруг,И жизнь наполнит яркий свет.Придёт к тебе пускай успех,И сбудутся твои мечты.По жизни пусть звучит твой смех,И станешь, кем захочешь, ты.

Глава 10

В Лёнькиной квартире жили чужие люди, и мальчик подался к маминой сестре, где и нашёл свою семью. Десятилетняя Ляля очень изменилась. Васина сельско­хо­зяй­ственная школа закрылась — все учителя оказались бывшими белогвар­дейцами. Мальчик переехал в Питер и поступил работать в кондитерскую. Он рассказал, как два дня искал Лёньку в лесу и решил, что его загрызли волки.

Александра Сергеевна тоже рассказала о своих злоключениях. Она уже возвращалась к детям, когда на поезд напал дезертирский отряд. Женщина спряталась, зарывшись в угольную крошку, а потом, полуодетая, пробиралась к ближайшей станции. По дороге простудилась, попала в больницу, где заразилась тифом и проболела несколько месяцев. Рассказал о себе и Лёнька. Александра Сергеевна взяла с сына клятву, что тот никогда больше не будет воровать.

Теперь Лёнька мечтал работать на каком-нибудь заводе, но найти такое место было нелегко. Наконец, мальчик устроился на заводик «Экспресс», производящий напитки. Лёньку поставили помощником пожилого Захара Иваныча. Вдвоём они целый день развозили по городу бутылки в тяжёлой тележке, почти ничего за это не получая.

Леонид Пантелеев, «Республика ШКИД» – история появления

Прототипом школы из повести послужило, таким образом, реально существовавшее на территории Петрограда заведение, куда направлялись беспризорные, склонные к разбоям и грабежам или просто оставшиеся без попечения родителей юноши. Здесь обучались наукам, сочиняли стихотворения, устраивали песенные конкурсы и разыгрывали спектакли, знакомились с иностранными языками, занимались журналистским и редакторским делом. Буквально каждый выпускал личный журнал или стенгазету с особенным, отличным от других содержанием и уникальным оформлением.

Пантелеев пробыл в школе им. Достоевского недолго, всего несколько лет, но впоследствии признавался, что именно ШКИД стал местом, придавшим ему колоссальный запас жизненных сил.

Здесь Леонид встретил многих товарищей, дружбу с которыми в результате пронёс через долгие годы. Одним из таких верных приятелей стал для Пантелеева Григорий Белых – будущий соавтор повести, который рано потерял отца, а мать практически не видел, так как она была занята работой. Схожие жизненные пути и истории сблизили ребят, и они стали друзьями.

Из школы Леонид Пантелеев в компании Белых отправился в Харьков, где оба поступили на актерские курсы, но не задержались там надолго и в течение некоторого времени занимались бродяжничеством. По возвращении в Ленинград друзья поселились вместе, и в 1926 году Григорий предложил Пантелееву написать сборник историй о дорогой сердцу школе. С этого момента началась литературная слава ШКИД.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: