Краткий сюжет
Написал рассказ «Филиппок» автор в 1875 году. По жанру он относится к рассказу о детях. Некоторые публицисты относят произведение к сказке. Для подробного описания сокращенного сюжета необходимо составить план пересказа:
- Скучно сидеть дома.
- Дорога Филиппа в школу.
- Нападение собак.
- Сомнения мальчика около сельской школы.
- Первая встреча с добрым учителем.
- Проверка знаний.
- Полноценный статус ученика.
Однажды, когда мама ушла на работу, а все ребята убежали в школу, Филипп остался дома с бабушкой. Бабуля внезапно задремала, а малыш совсем заскучал и решил все-таки отправиться грызть гранит науки. Его не испугал тот факт, что сельская школа расположена на другом конце деревни возле церкви. Одев отцовский головной убор, мальчик вышел из избы.
Пока ребенок проходил по своей улице, его не трогали собаки, так как он был для них своим. Но стоило только ему уйти подальше от своей слободы, как выбежала чужая собачка Жучка, а за ней стал лаять огромный злобный пес Волчок. Филиппок упал на землю, но вышедший мужик его спас и разогнал разъяренных животных. Мальчик «пустился бежать во весь дух» в школу.
Перед школьными дверьми мальчику стало боязно, он замешкался. Проходящая мимо баба стала его упрекать в том, что все учатся, а он один прохлаждается. Но смелый и решительный ребенок сумел побороть свой страх и открыл двери. В школе находилось много ребят, там же стоял строгий учитель в красном шарфе, который принялся задавать вопросы незнакомцу. И тут бедный ребенок растерялся и заплакал. Ученики, что постарше были, представили малыша учителю и сказали, что это младший братик Кости, учившегося в школе.
Когда добрый преподаватель попросил прочитать свое имя, Филиппок с радостью это сделал, но допустил ошибку. Дети разъяснили педагогу, что он очень хочет получать знания, стать умным, но ходить в школу пока ему не положено. Учитель, выслушав ребят, разрешил Филиппу сесть за парту поближе к брату и дал слово, что обязательно поговорит с матушкой о том, чтобы отпускать мальчика в школу наравне с другой ребятней. Дальше преподаватель стал объяснять буквы, но оказалось, что Филипп их уже выучил. С тех пор малыш официально стал учеником первого класса.
Поучительная история для детей
В 1880 году, в возрасте 52 лет, написал Лев Толстой «Прыжок». Жанр этого произведения — рассказ. В отличие от сказки (фантастического, придуманного повествования), рассказ — это правдивая история, быль. Герои рассказа — праздные матросы (толпа), 12-летний сын капитана, капитан судна и озорная обезьянка.
Текст состоит из 4 частей:
- Вступление — обрисовка места событий и действующих лиц.
- Завязка — озорная обезьяна отбирает у мальчика, сына капитана, шляпу и взбирается с ней по мачтам судна. Все смеются. Мальчишка уязвлен и раздосадован, начинает погоню за мартышкой, чтобы вернуть свое добро.
- Кульминация — увлекшись, сын капитана взбирается на самую высокую мачту судна. Он в серьезной опасности. Ясно представить огромный риск для жизни ребенка поможет информация: высота мачты на судне, которое описывает в рассказе Толстой «Прыжок», могла достигать 25 м (это высота 8-ми этажного дома), палубы были сделаны из твердых («каменных») пород дерева.
- Развязка — решительными действиями капитан спасает жизнь своему сыну.
Как меня в лесу застала гроза
.Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.
Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.
Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.
Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.
Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.
Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.
Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.
Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.
Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.
Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.
Я закричал: «Что вы без меня едите?» Они говорят: «Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь».
Собака Якова
У одного караульщика была жена и двое детей – мальчик и девочка. Мальчику было семь лет, а девочке было пять лет. У них была лохматая собака с белой мордой и большими глазами.
Один раз караульщик пошёл в лес и велел жене не пускать детей из дома, потому что волки всю ночь ходили около дома и бросались на собаку.
Жена сказала:
– Дети, не ходите в лес, – а сама села работать.
Когда мать села работать, мальчик сказал своей сестре:
– Пойдём в лес, я вчера видел яблоню, и на ней поспели яблоки.
Девочка сказала:
– Пойдём.
И они побежали в лес.
Когда мать кончила работать, она позвала детей, но их не было. Она вышла на крыльцо и стала кликать их. Детей не было.
Муж пришёл домой и спросил:
– Где дети?
Жена сказала, что она не знает.
Тогда караульщик побежал искать детей.
Вдруг он услыхал, что визжит собака. Он побежал туда и увидал, что дети сидят под кустом и плачут, а волк сцепился с собакой и грызёт её. Караульщик схватил топор и убил волка. Потом взял детей на руки и побежал с ними домой.
Когда они пришли домой, мать заперла дверь, и они сели обедать.
Вдруг они услыхали, что собака визжит у двери. Они вышли на двор и хотели впустить собаку в дом, но собака была вся в крови и не могла ходить.
Дети принесли ей воды и хлеба. Но она не хотела ни пить, ни есть и только лизала им руки. Потом она легла на бок и перестала визжать. Дети думали, что собака заснула; а она умерла.
Характеристика основных персонажей произведения (с цитатами из него)
Персонаж | Характеристика персонажа | Цитаты персонажа |
Иван Петрович | Центральный персонаж произведения. Во время пожара на продовольственных складах в Сосновке пытается противостоять стихии, но понимает, что у него ничего не удается. Один из трех человек, кто решился бежать и тушить пожар, не пытаясь при этом нажиться на чужой беде. Удивляется тому, что практически все население деревни сбежалось на пожар, но не для того, чтобы потушить его, а для того, чтобы захватить вещи, которые люди пытаются спасти при пожаре. Сам он думает, что огонь со складов может легко перекинуться на жилые дома, и ситуация станет еще хуже. Во время пожара едва не умирает, видит, как люди воруют вещи, водку, драгоценности и удивляется – ранее корыстных намерений он не замечал ни за одним человеком. После всего, что произошло, не может больше оставаться в деревне и решает уехать к родному сыну. | — Сходи и ты, ополоснись, а то
кидаешься!.. Смотрел бы хоть, на кого кидаться! — План, говоришь? План?! Да лучше б мы без него жили!.. Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!.. План!.. Ты вспомни, как было… ну, пускай хоть пять лет назад… |
Алена | Несмотря на наличие других женщин в произведении, Алёна считается единственной положительной женской фигурой в повести. Крепкая, красивая, хозяйственная женщина, которая по своим внутренним качествам очень похожа на своего мужа и не крадёт ничего время пожара. Удивляется, что люди стали такими, и крадут, когда у них есть риск лишиться своего жилья, если огонь перекинется на него. Не ожидала того, что жители деревни покажут свою тёмную сторону вместо того, чтобы сообща справиться с бедой. | — Мне-то зачем? Много я тебе натаскала, покуль живем? Шибко
много? — Это кто-то, чтоб спасти тебя, мои руки подхватил да свою силу подставил. А я ниче и не помню. И тяжели вроде никакой не было. — Ну так че, Иван… конечно, к Борьке охота… Он научился слышать и то, что она недоговаривала. К Борьке охота, но не так бы, не так… |
Афоня Бронников | Приятель Ивана Петровича, известный ему еще по Егоровке. Помогает ему тушить пожар, пытаясь спасти склады и то, что в них находится. | — Кому ты что докажешь? Я так
считаю: я работаю честно, живу честно, не ворую, не ловчу — и хватит. У кого глаза есть, тот видит, как я живу и как другие живут. Кто куда расположен, туда и пойдет. Наше дело — жить правильно, пример жизнью подавать, а не загонять палкой в свою отару. От палки толку не будет. .- Скоро уж сгорим, а ты только хватился. Давай, браток, подбегай, пока не поздно. Завтра шабаш, завтра не опохмелишься. |
Борис Тимофеич | Начальник Ивана Петровича. Во время пожара на складах не знает что делать, срывается на всех, требует кладовщиц открывать склады несмотря на то, что они боятся, что все вещи, что там находятся, украдут, и им придётся возмещать это из своего кармана. Сам не является честным человеком, не гнушается брать себе то, что плохо лежит. Перед началом событий поругался с Иваном Петровичем, позднее и пытается сорвать на нём злобу за то, что тот, по его мнению, ничего не сделал, чтобы предотвратить пожары, сообщить о них и спасти находившиеся на складах товары (что не совпадает с реальностью). | — А что пять лет назад?
Тогда не было ни самосвалов, ни челюстных погрузчиков. КрАЗа твоего не было, на который ты по тридцать кубов зараз грузишь. — Пошто ты все одно к одному? Без плана, видишь, не живем… |
Валя-кладовщица | Кладовщица, отказывающаяся открыть склад по велению Тимофеича, так как переживает, что с открытого склада все растащат, и ей придется возмещать убыток. | — Тушите. Я маленькая, что ли, не вижу, что ли, как тащат у Клавки! Все тащат. А у меня там больше чем
на сто тысяч. Я где их потом брать буду?! Где?! Где?! |
Миша Хампо | Инвалид, которого ставят сторожить склады и не пропускать ворующих людей. Имеет парализованную руку, говорит одну-единственную фразу. С порученным ему заданием честно пытается справиться, однако это ему не слишком удается – на воротах он стоит в одиночестве, а тащит с него добро множество людей. Честно пытается отобрать ворованное добро, и в результате умирает от удара по голове. | Хампо-о! Хампо-о-о! |
«Булька» читательский дневник
«Булька» – невероятно трогательный рассказ о маленьком отважном псе, который был очень привязан к своему хозяину. Это история о дружбе, преданности, храбрости, которая учит бережно относиться к братьям нашим меньшим
Краткое содержание «Бульки» для читательского дневника
Название: «Булька»
Число страниц: 20. Толстой Л. Н. «Булька». Издательство «Художник РСФСР». 1978 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1862 год
Булька – бульдог, бесстрашный, верный, преданный своему хозяину пес.
Рассказчик – офицер, хозяин Бульки.
Сюжет
У одного офицера был маленький, но невероятно сильный, смелый и умный пес по прозвищу Булька. Он был невысокий, коренастый, с мощной челюстью – уже если он вцепится, то ни за то челюсть не разожмешь.
Булька был очень предан своему хозяину, который взял его щенком и сам выкормил. Когда офицер отправился на службу на Кавказ, он не захотел брать с собой Бульку и запер его дома. Но умный пес выбил оконную раму и что есть сил бежал до станции, где отыскал своего хозяина.
Офицер был заядлым охотником и часто брал с собой на охоту Бульку, который отличался удивительным бесстрашием. Как-то раз он набросился на огромного медведя и так вцепился в него, что ни грозный хищник, ни охотники не могли разжать его крепкие челюсти. Лишь ушат холодной воды помог привести в чувство храброго пса.
Однажды офицер взял с собой Бульку на охоту на кабанов. Увидев секача, маленький бульдог тут же атаковал его, но был серьезно ранен в живот. Подбежавшие охотники принялись зашивать рану, а Булька преданно смотрел в глаза своему хозяину и лизал ему руки. Рана долго заживала, но выносливость и живучесть Бульки была феноменальной, и он поправился.
Роковым для бульдога стал поединок с диким волком, который заразил пса бешенством. Офицер, заметив рану, выжег ее порохом, но было уже слишком поздно – пес был заражен смертельной болезнью. Почувствовав скорую кончину, Булька бросил хозяина и убежал подальше от людей, чтобы в одиночестве встретить смерть. Как рассказали потом офицеру опытные охотники, так поступают только самые умные, достойные собаки.
План пересказа
- Булька – крепкий, сильный и отважный пес.
- Булька догоняет хозяина на станции.
- Поединок пса и медведя.
- Охота на кабанов.
- Опасная рана Бульки.
- Роковой поединок с волком.
- Бешенство.
- Смерть Бульки
Отзыв
Наверное, только собаки могут быть такими верными, преданными друзьями, которые продолжают служить своим хозяевам, что бы ни случилось. Такую беззаветную преданность нужно ценить, и ни в коем случае не обижать братьев наших меньших. Нельзя предавать животное, которое целиком и полностью доверяет своему хозяину.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Булька.
Пословицы
- Собака – друг человека.
- И собака ласковое слово знает.
- По хозяину и собаке честь.
- Отсеки собаке хвост — не будет овца.
- Собака помнит, кто ее кормит.
Акула
Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.
Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.
На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»
Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.
Акула плыла прямо на мальчиков.
— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.
Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.
Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.
Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.
Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.
Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.
Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.
Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.
Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.
По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.
Воробей и ласточки
Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.
В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.
Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.
Воробей сидел и чирикал.
Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду — как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали. Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал. Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.
Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда. Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.
Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.
Маленькая мышка
Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
— Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.
Мать спросила:
— Скажи, какие это звери?
Мышка сказала:
-Один страшный- ноги у него черные, хохол — красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.
-Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
— Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
Старая мышь сказала:
— Дура, ты дура. Ведь это сам кот.
Пик деятельности
Конечно, именно в этот период были написаны величайшие произведения, ставшие известными всем мире. На тот момент Лев Толстой жил в Ясной Поляне вместе с семьей, и большая часть времени ушла на создание грандиозного романа-«Война и мир».
Впервые публикации вышли в журнале «Русский вестник». Конечно, были споры по поводу многих деталей произведения, но в общем плане оно было принято с восторгом.
После всех событий автор начинает работу над своим вторым ключевым романом под названием «Анна Каренина». Столь же прекрасный роман был принят публикой в наилучшем свете. Засчет средств, которые автор получил за публикации произведения, он стал внушительно богат.
Лев Толстой для детей: интересная подборка рассказов
Почему-то многие уверены, что знакомство с творчеством Льва Толстого необходимо начинать в подростковом/юношеском возрасте. Ведь именно тогда, по их мнению, можно всецело понять романы «Война и мир», «Анна Каренина или «Воскресенье». Но лишь настоящие знатоки литературы знают, что у Льва Николаевича есть и замечательные рассказы для детей. Если вы ещё не знакомы с «детским» Толстым, то смело читайте нашу подборку!
- «Булька и волк». Несмотря на совершенно небольшой объем произведения, рассказ интригует с первого слова. Действие разворачивается на живописном Кавказе. Именно здесь, в последнюю ночь перед отъездом героя, происходит весьма мистическое происшествие. Волк решает украсть и задушить маленького поросёнка. Отважные собаки спешат спасти бедное животное. Но тут-то возникает вопрос: а волк ли это на самом деле?.. Читать рассказ…
- «Акула». Этим рассказом Толстой хотел показать нам, как одно решение может спасти жизни людей. Именно так и поступил храбрый артиллерист на корабле. Увидев в океане акулу, он немедленно решил выстрелить из пушки, чтобы спасти жизни двум плавающим мальчикам. Всё закончилось хорошо. Поэтому всегда, когда кому-то нужна помощь, действовать нужно незамедлительно! Читать рассказ…
- «Девчонки умнее стариков». Добрый, светлый и поучительный рассказ, который стоит прочитать не только детям, но и взрослым. Суть произведения заключается в том, что иногда нужно вести себя как ребёнок – быстро забывать всё плохое и продолжать радоваться жизни. Этому вас научат маленькие Малашка и Акулька, их мамы и жители деревни. На их примерах вы поймете, что не из-за всех проблем нужно ругаться и скандалить. Читать рассказ…
- «Как тётушка рассказывала о том, как у неё был ручной воробей – живчик». «Мы в ответе за тех, кого приручили», — именно эту фразу можно считать основным смыслом всего рассказа Толстого. Удивительно светлое произведение, в котором три сестры пытаются спасти, накормить и вырастить маленьких воробьев. Этим рассказом писатель хочет показать своему читателю, что каждый из нас обязан заботиться о братьях наших меньших при любых обстоятельствах! Читать рассказ…
- «Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было». Однажды дядя Семён поехал в лес, чтобы добыть себе дров. Только вот незадача – снег повалил, и метель разыгралась… Не знал тогда герой, как ему домой-то снова попасть. Будто в настоящей сказке, неожиданно появляется тройка лошадей и два бравых молодца. Согласились они подвести дядю Семёна, но тут происходит нечто мистическое…А что именно – вы узнаете только при прочтении! Читать рассказ…
- «Как ходят деревья». Небольшой, но очень интересный рассказ. В нём читатель узнает, как молодая черемуха «боролась» за свою жизнь со старой и дряхлой липой. «Хочешь жить – умей вертеться», — наверное, именно эту фразу можно считать основным смыслом этого толстовского произведения. Читать рассказ…
- «Как мальчик рассказывал о том, как перестал бояться слепых нищих». Поучительный рассказ, который необходимо прочитать каждому ребенку. Главный герой всё время боялся слепых нищих. Ему казалось, что они могут схватить его и увезти куда-нибудь. Но однажды, благодаря своей маме, он смог преодолеть этот страх и, наконец, понять, что слепые нищие – это такие же люди, как и мы. Только их жизнь существенно отличается от нашей. Читать рассказ…
- «Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит». В этом трогательном рассказе Толстой показывает нам настоящие братские отношения. Не боясь армейской жизни, сложностей и опасностей, старший Николай идёт на призыв вместо младшего. По его мнению, Петрушка ещё не насытился семейной жизнью. Осознавая всю суть случившегося, младший брат понимает, насколько сильно он любит и дорожит Николаем. Читать рассказ…
- «Клопы». Этот рассказ Льва Николаевича можно назвать весьма юмористическим. В нём главный герой пытается придумать действенный метод борьбы против клопов. Но исход этой битвы века вы узнаете только тогда, когда до конца прочтёте это небольшое произведение! Читать рассказ…
- «Яблони». В этом рассказе Толстой проводит параллель между людьми и деревьями. Так, по его мнению, когда коре «подрезают жилки», дерево теряет свою силу и вскоре погибает. То же самое происходит и с человеком, поэтому всегда нужно стараться относиться со всем теплом и трепетом ко всему живому! Читать рассказ…
С чего все начиналось
Дима вместе со своей сестрой Машей рос и воспитывался мамой Леной без отца. Семья проживала в небольшом селе Лапатино (Нижегородская область). Мальчику было 7 лет, когда его отец умер. Примечательно то, что в классе, в котором учился Дима, было всего лишь 2 ученика. Учителя отзывались о нем не очень хорошо, так как он был бойким, шустрым парнем, у которого были периодические проблемы с успеваемостью. На выходных и после уроков Маша с Димой трудились дома, помогая маме на ферме, а летом в городе.
Интересно: Воспользовалась мужчиной-иностранцем, хотела больших алиментов и права на дочь, но суд решил по другому: французская драма актрисы Натальи Захаровой
Косточка
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке.
Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит,— одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь, одну сливу?
Все сказали: «Нет». Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил в окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Лев Толстой
ывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
Старый дед и внучек
(Басня)
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.
Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.
Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.
Старик только вздохнул и ничего не сказал.
Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает.
Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.
Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Девочка и грибы
(Быль)
Две девочки шли домой с грибами.
Им надо было переходить через железную дорогу.
Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.
Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая — перебежала через дорогу.
Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»
Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.
Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.
Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.
Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.
Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.
Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.
Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.
Пожар
На площади базарной,
И если видел он пожар,
Тревожный звон будил народ,
Теперь не надо каланчи,-
Пусть помнит каждый гражданин
В районе есть бетонный дом —
Сменяясь, в верхнем этаже
Чуть только — ночью или днём —
Мать на рынок уходила,
Только мать сошла с крылечка,
Приоткрыла дверцу Лена —
Но пожарные узнали,
Вдаль несутся с гулким звоном.
В ноль минут автомобили
Заклубился дым угарный.
Он, Кузьма,- пожарный старый.
Ничего он не боится,
Вдруг на крыше из-под балки
Сунул голову в окошко,
Широко бушует пламя…
Ищет в пламени дорогу,
Топорами балки рушат,
Пламя ёжится и злится,
Вот уж брёвна почернели…
— Замолчи, огонь коварный!
На панели перед домом —
Плачет девочка навзрыд,
Дело сделано. Отбой.
Вот Кузьма в помятой каске. |
Лев Толстой
ывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; её звали Боб.
Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нёс девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали её — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть ещё что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.
В жнитво мужики и бабы ушли на работу. В деревне остались только старые да малые. В одной избе оставались бабушка и трое внучат. Бабушка истопила печку и легла отдохнуть. На нее садились мухи и кусали ее. Она закрыла голову полотенцем и заснула. Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла . Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, и он только что выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула». Снопы уже горели и трещали. Когда застлало сени дымом, Маша испугалась и побежала назад в избу. Кирюшка упал на пороге, расшиб нос и заплакал; Маша втащила его в избу, и они оба спрятались под лавку. Бабушка ничего не слыхала и спала. Старший мальчик, Ваня (ему было восемь лет), был на улице. Когда он увидал, что из сеней валит дым, он вбежал в дверь, сквозь дым проскочил в избу и стал будить бабушку; но бабушка спросонков ошалела и забыла про детей, выскочила и побежала по дворам за народом. Маша тем временем сидела под лавкой и молчала; только маленький мальчик кричал, потому что больно разбил себе нос. Ваня услыхал его крик, поглядел под лавку и закричал Маше: «Беги, сгоришь!» Маша побежала в сени, но от дыма и от огня нельзя было пройти. Она вернулась назад. Тогда Ваня поднял окно и велел ей лезть. Когда она пролезла, Ваня схватил брата и потащил его. Но мальчик был тяжел и не давался брату. Он плакал и толкал Ваню. Ваня два раза упал, пока дотащил его к окну, дверь в избе уже загорелась. Ваня просунул мальчикову голову в окно и хотел протолкнуть его; но мальчик (он очень испугался) ухватился ручонками и не пускал их. Тогда Ваня закричал Маше: «Тащи его за голову!» – а сам толкал сзади. И так они вытащили его в окно на улицу и сами выскочили.
В статье изложено содержание и сделан анализ рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».