Список обязательной литературы на лето для 7-го класса по программе «Школа России»
- Былины: Илья Муромец. Садко
- А. С. Пушкин. «Медный всадник». «Песнь о Вещем Олеге». «Борис Годунов». Повести Белкина — «Станционный смотритель»
- Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
- М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
- И. С. Тургенев. «Бирюк». Стихи в прозе: «Русский язык», «Близнецы», «Два богача», «Воробей»
- Н. А. Некрасов. «Русский женщины» («Княгиня Трубецкая»), «Вчерашний день, часу в шестом», «Размышления у парадного подъезда»
- А. К. Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин»
- М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
- Л. Н. Толстой. «Детство»
- А. П. Чехов. «Размазня». «Хамелеон». «Злоумышленник»
- Стихотворения о родной природе: В.А.Жуковский, А.К.Толстой, И.А.Бунин
- И. А. Бунин. «Цифры»
- Л. Н. Андреев «Кусака»
- М. Горький. «Детство». «Данко»
- В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». «Хорошее отношение к лошадям»
- А. П. Платонов. «Юшка». «В прекрасном и яросном мире»
- Б. Л. Пастернак. «Никого не будет в доме». «Июль»
- А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие», «Июль — макушка лета», «На дне моей жизни»
- Ю. П. Казаков. «Тихое утро»
- Ф. А. Абрамов. «О чем плачут лошади»
- Е. И. Носов «Кукла». «Живое пламя»
- Ю. П. Казаков «Тихое утро»
- Д. С. Лихачев. «Земля родная» (главы из книги)
- М. М. Зощенко. «Беда»
- Стихотворения о родной природе: Ф. Сологуб, В.Я.Брюсов, С.А.Есенин, Н.А.Заболоцкий, Н.М.Рубцов
- Песни на стихи русских поэтов XX века: И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский
- Из литературы народов России: Р.Гамзатов «Земля как будто стала шире»
- Зарубежная литература: Р.Бёрнс «Честная бедность»
- Дж. Г. Байрон «Ты кончил жизни путь, герой!..»
- Японские трехстишия хокку (хайку)
- О’ Генри. «Дары волхвов»
- Р. Брэдбери. «Каникулы»
Кроме обязательного списка литературы на лето для 7-го класса, есть список дополнительной литературы, рекомендованной на лето для внеклассного чтения.
Зарубежная классика
Также рабочая программа по литературе за 7 класс включает в себя зарубежную классику. В первую очередь, это творчество О. Генри и Дж. Олдриджа.
У первого автора нужно прочитать новеллу «Дары волхвов». Главные герои в нём — пара, живущая в бедности. Из ценностей у них есть только его золотые часы и её роскошные волосы. Перед Рождеством влюблённые хотят сделать друг другу подарок, но на это нужны средства. Девушка решается коротко остричься и продать свои волосы, а на вырученные деньги купить любимому платиновую цепочку для часов. Её волнует только одна мысль, что мужчина разлюбит её в новом образе.
https://youtube.com/watch?v=Cx5V0vZLq4Y
Когда он приходит домой и видит любимую, то расстраивается. Его чувства нисколько не поменялись, но в качестве подарка он купил девушке гребни, инкрустированные драгоценными камнями. Для этого мужчине пришлось заложить часы. Теперь их подарки не могут пригодиться, но от этого они не становятся менее ценными, ведь дары были приобретены ценой личных жертв.
Из библиографии Дж. Олриджа школьники должны ознакомиться с рассказом «Последний дюйм». Речь в нём идёт о лётчике, потерявшем работу. Его жена теперь живёт отдельно, оставив главному герою десятилетнего сына, но их отношения не ладятся. Бывший лётчик решает зарабатывать на жизнь съёмкой акул. Он берёт с собой сына и даже сажает его за штурвал, но несдержанные и грубые окрики отца доводят мальчика до слёз.
Всё время, пока главный герой снимает акул, проходит в напряжении. Он мечтает отправить сына к его матери. Но вскоре случается страшное: акула ранит лётчика, и он истекает кровью. Мальчику приходится сесть за штурвал самолёта. Мужчина помогает ему советами, пока может, но вскоре теряет сознание. Тем не менее ребёнок справляется с задачей и доставляет отца в больницу, где ему оказывают помощь. Выживший главный герой меняет своё отношение к сыну и ставит себе целью узнать его лучше, чтобы преодолеть последний дюйм, который отделяет отца и ребёнка от взаимопонимания.
Как я под партой сидел
Только к доске отвернулся учитель, а я раз — и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится.
Интересно, что он подумает? Станет спрашивать у всех, куда я делся,— вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же,— думаю,— он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я — никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:
— Извините, Пётр Петрович…
Учитель спрашивает:
— В чём дело? Ты к доске хочешь?
— Нет, извините меня, я под партой сидел…
— Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках.
Стихи о Великой Отечественной войне (2 выучить наизусть)
- Друнина Ю. Зинка. Я только раз видала рукопашный:
- Симонов К. Жди меня. Ты помнишь, Алеша: Сын артиллериста.
- Прокофьев А. Баллада о красноармейце Дёмине.
- Ахматова А. Мужество.
- Уткин И. Машинист
- Берггольц О. Разговор с соседкой.
- Долматовский Е. Песня о Днепре.
- Сурков А. Связист. Песня смелых.
- Исаковский М. До свиданья, города и хаты
- Сельвинский И. Баллада о мальчике
- Антокольский П. Сын
- Шубин П. Шофер
- Гудзенко С. Баллада об одиночестве.
- Твардовский А.Т. Я убит подо Ржевом. Я знаю, никакой моей вины:
- Винокуров Е. Москвичи
- Белаш Ю. Под пулеметным огнем: Штыковой бой. Оглохшая пехота.
- Разумовский Ю.Г. Баллада о трех шагах. Баллада о бомбежке. Я обращаюсь к молодым.
- Жигулин А. Калина.
- Высоцкий В. Братские могилы.
- Сведения об образовательной организации
- Новости
- Школа
- Информация
- Итоговая аттестация
- Дошкольный блок
- Научное общество
- Психологическая служба
- Психолог о дистанционном обучении
- Наши достижения
- Мы и ИвГУ
- Английский клуб
- Всероссийская олимпиада
- Профсоюз
- Схема проезда
- Фотогалерея
- Наша газета
- ФЦПРО
- Моя Россия
- Безопасность жизнедеятельности
- О нас в Интернете
- Вакансии
- Великая Победа
- Полезные ссылки
- Воспитание без насилия
- Ты нам нужен
- Обращения граждан
- Виртуальная экскурсия
- Работа по регламенту
- COVID-19
- На страже здоровья
В шкафу
Перед уроком я в шкаф залез. Я хотел мяукнуть из шкафа. Подумают, кошка, а это я.
Сидел в шкафу, ждал начала урока и не заметил сам, как уснул.
Просыпаюсь — в классе тихо. Смотрю в щёлочку — никого нет. Толкнул дверь, а она закрыта. Значит, я весь урок проспал. Все домой ушли, и меня в шкафу заперли.
Душно в шкафу и темно, как ночью. Мне стало страшно, я стал кричать:
— Э-э-э! Я в шкафу! Помогите!
Прислушался — тишина кругом.
Я опять:
— О! Товарищи! Я в шкафу сижу!
Слышу чьи-то шаги. Идёт кто-то.
— Кто здесь горланит?
Я сразу узнал тётю Нюшу, уборщицу.
Я обрадовался, кричу:
— Тётя Нюша, я здесь!
— Где ты, родименький?
— В шкафу я! В шкафу!
— Как же ты, милый, туда забрался?
— Я в шкафу, бабуся!
— Так уж слышу, что ты в шкафу. Так чего ты хочешь?
— Меня заперли в шкаф. Ой, бабуся!
Ушла тётя Нюша. Опять тишина. Наверное, за ключом ушла.
Опять шаги. Слышу голос Пал Палыча. Пал Палыч — наш завуч…
Пал Палыч постучал в шкаф пальцем.
— Там нет никого, — сказал Пал Палыч.
— Как же нет. Есть, — сказала тётя Нюша.
— Ну где же он? — сказал Пал Палыч и постучал ещё раз по шкафу.
Я испугался, что все уйдут, я останусь в шкафу, и изо всех сил крикнул:
— Я здесь!
— Кто ты? — спросил Пал Палыч.
— Я… Цыпкин…
— Зачем ты туда забрался, Цыпкин?
— Меня заперли… Я не забрался…
— Гм… Его заперли! А он не забрался! Видали? Какие волшебники в нашей школе! Они не забираются в шкаф, в то время как их запирают в шкафу. Чудес не бывает, слышишь, Цыпкин?
— Слышу…
— Ты давно там сидишь? — спросил Пал Палыч.
— Не знаю…
— Найдите ключ, — сказал Пал Палыч. — Быстро.
Тётя Нюша пошла за ключом, а Пал Палыч остался. Он сел рядом на стул и стал ждать. Я видел сквозь щёлку его лицо. Он был очень сердитый. Он закурил и сказал:
— Ну! Вот до чего доводит шалость. Ты мне честно скажи: почему ты в шкафу?
Мне очень хотелось исчезнуть из шкафа. Откроют шкаф, а меня там нет. Как будто бы я там и не был. Меня спросят: «Ты был в шкафу?» Я скажу: «Не был». Мне скажут: «А кто там был?» Я скажу: «Не знаю».
Но ведь так только в сказках бывает! Наверняка завтра маму вызовут… Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и всё такое… как будто мне тут удобно спать! Ноги ломит, спина болит. Одно мученье! Что было мне отвечать?
Я молчал.
— Ты живой там? — спросил Пал Палыч.
— Живой…
— Ну сиди, скоро откроют…
— Я сижу…
— Так… — сказал Пал Палыч. — Так ты ответишь мне, почему ты залез в этот шкаф?
Я молчал.
Вдруг я услышал голос директора. Он шёл по коридору:
— Кто? Цыпкин? В шкафу? Почему?
Мне опять захотелось исчезнуть.
Директор спросил:
— Цыпкин, ты?
Я тяжело вздохнул. Я просто уже не мог отвечать.
Тётя Нюша сказала:
— Ключ унёс староста класса.
— Взломайте дверь, — сказал директор.
Я почувствовал, как ломают дверь, — шкаф затрясся, я стукнулся больно лбом. Я боялся, что шкаф упадёт, и заплакал. Руками упёрся в стенки шкафа, и, когда дверь поддалась и открылась, я продолжал точно так же стоять.
— Ну, выходи, — сказал директор. — И объясни нам, что это значит.
Я не двинулся с места. Мне было страшно.
— Почему он стоит? — спросил директор.
Меня вытащили из шкафа.
Я всё время молчал.
Я не знал, что сказать.
Я хотел ведь только мяукнуть. Но как я сказал бы об этом…
Список художественной литературы на лето от кафедры словесности Новой школы
Фэнтези и фантастика
- М. Аромштам «Плащ Крысолова»
- Л. Бессон «Артур и минипуты»
- К. Булычев «Приключения Алисы»
- Р. Киплинг «Пак с Волшебных холмов», «Подарки фей»
- Дж. Крюсс «Тим Талер, или Проданный смех»
- Ж.-К. Мурлева «Зимняя битва», «Река, текущая вспять»
- Ф. Пулман «Золотой компас», «Чудесный нож», «Янтарный телескоп»
- Дж. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец»
- К. Функе «Чернильное сердце»
Жизнь и приключения детей и взрослых
- А. Алексин «Мой брат играет на кларнете», «Безумная Евдокия», «Третий в пятом ряду», «Коля пишет Оле, Оля пишет Коле». «Звоните и приезжайте», «Саша и Шура», «В стране вечных каникул», «Необычайные похождения Севы Котлова» и др.
- М. Аромштам «Когда отдыхают ангелы»
- «Библиотека путешествий»: Америго Веспуччи, Фернан Магеллан; Миклухо-Маклай Н. «Путешествие на Новую Гвинею»; Нансен Ф. «Северный полюс», Амудсен Р. «Южный полюс» и другие книги из этой серии
- Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»
- Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»
- А. Бруштейн «Дорога уходит в даль…», «В рассветный час», «Весна»
- Р. Буйе «Всё из-за мистера Террапта»
- Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
- Ж. Верн «Пятнадцатилетний капитан», «Вокруг света за 80 дней», «Таинственный остров», «Дети капитана Гранта»
- Г. Галахова «Невозможный Кукушкин»
- П. ван Гестел. «Зима, когда я вырос»
- О. Громова «Сахарный ребёнок»
- Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки», «Трое на велосипедах»
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
- К. Дойл «Приключения Шерлока Холмса»
- В. Драгунский «Девочка на шаре»
- А. Дюма «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Правдивая история Деда Мороза», «Время всегда хорошее»
- В. Железников «Чучело», «Чудак из «6б»
- Е. Ильина «Четвертая высота»
- Ф. Искандер «День Чика»
- В. Каверин «Два капитана»
- Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания», «Будьте готовы, ваше величество», «Улица младшего сына», рассказы
- В. Катаев «Белеет парус одинокий», «Волны Черного моря», «Катакомбы»
- Ж. Келли «Эволюция Кэлпурнии Тейт», «Удивительный мир Кэлпурнии Тейт»
- Э.Л. Конигсбург «Из Архива Миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире»
- Я. Корчак «Король Матиуш»
- Ш. де Костер «Легенда об Уленшпигеле»
- В. Крапивин «Дети синего фламинго», «Самолет по имени Сережка», «Мальчик девочку искал», «Мушкетер и фея», «Болтик», «Трое с площади Карронад», «Оруженосец по имени Кашка», «Тень каравеллы» и др.
- Ф. Купер «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»
- Х. Ли «Убить пересмешника»
- А. Нанетти «Мой дедушка был вишней»
- К. Нестлингер «Лети, майский жук!»
- О. Генри Рассказы
- Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
- Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
- В. Распутин «Уроки французского»
- Р. Сабатини «Одиссея капитана Блада», «Хроники капитана Блада»
- М. Сервантес «Дон Кихот»
- В. Скотт «Айвенго», «Квентин Дорвард»
- Р. Стивенсон Р. «Остров сокровищ», «Черная стрела»
- А. Тор «Остров в море», «Пруд белых лилий», «Глубина моря», «Открытое море»
- Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
- Г. Хаггард «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»
- К. Чуковский «Серебряный герб»
- Н. Чуковский «Водители фрегатов», «Морской охотник»
- К. Хайтани «Взгляд кролика»
Литература, 8 класс: список произведений на лето
Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.
Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.
Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.
Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.
- Александр Сергеевич Пушкин «Капитанская дочка», «Медный всадник» и прочие повести и романы, соответствующие школьной программе.
- Николай Гоголь «Ревизор», «Петербургские повести», «Женитьба» (Если из предложенных романов и повестей одного автора в список внесено сразу несколько, то в каждой школе учитель должен сообщить школьникам, какое произведение он ставит в приоритет остальным. Это значит, что учитель сам определит, что они будут проходить более детально, а что оставит на внеклассной чтение для поверхностного ознакомления с произведением).
- Иван Тургенев «Ася».
- Иван Пущин «Записки о Пушкине».
- Лев Толстой «После бала», трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» (в некоторых школах трилогию разбивают на отдельные романы и проходят не за один учебный год, а за несколько. Например, в пятом классе дети читают «Детство» Толстого, в шестом – «Отрочество», в седьмом – «Юность». Разбивка может меняться).
- Иван Бунин «Лапти», «Цифры».
- Поэзия Марины Цветаевой.
Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.
- Эмброз Бирс «Человек и змея».
- Виктор Гюго «93-й год», «Человек, который смеется», «Отверженные».
- Томас Гарди «Роковая ошибка церковных музыкантов».
- Джером К. Джером «Миссис Корнер расплачивается».
- Джек Лондон «Под палубным тентом» (восьмиклассникам еще предлагается к прочтению экранизированный роман «Сердца трех» этого же автора).
- Эдгар По «Очки».
- Роберт Стивенсон «Владете ль Баллантре».
- Герберт Уеллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Пища богов» и прочее. (В восьмом классе школьники проходят те произведения автора, какие не успели пройти в седьмом классе. Все сюжеты произведений Уеллса всегда граничат между реальными событиями и мистическими, что делает чтение увлекательным и легким).
- Марк Твен «Журналистка из Теннесси».
Список художественной литературы на лето от А.А.Скулачева
Обязательная литература:
- «Житие Сергия Радонежского»
- А. И. Солженицын «Матрёнин двор»
- М. Сервантес «Дон Кихот» (как минимум 1-й том)
- В. Скотт «Айвенго»
- А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
- А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»
- Ф. М. Достоевский «Белые ночи»
Лирика:
- И.Бунин Лирика, в том числе «Слово»,
- Н.Гумилев Лирика, в том числе «Слово», «Одержимый».
- Б.Л.Пастернак Лирика, в том числе «Как бронзовой золой жаровень…».
- А.Кушнер Лирика, в том числе «Времена не выбирают…»
- И.А.Бродский Лирика, в том числе «Пилигримы», «На смерть Жукова».
Дополнительная литература:
- Л. К. Чуковская «Софья Петровна»
- Дневник Анны Франк
- Ф. Вигдорова «Дорога в жизнь», «Это мой дом»
- Р. Киплинг «Пэк с холмов»
- А. Конан Дойль «Бригадир Жерар»
- Г. Хаггард «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона»
- А. Дюма «Три мушкетёра», «Граф Монте-Кристо»
- А.К. Толстой «Князь Серебряный»
- Ш. Бронте «Джейн Эйр»
- Д. Остин «Гордость и предубеждение»
- М. Стюарт «Девять карет»
- Р. Л. Стивенсон «Черная стрела», «Остров сокровищ»
- М. Твен «Принц и нищий», «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
- П. Г. Вудхауз «Дживс и Вустер», «Замок Блэндингс»
- А. Беляев «Человек-амфибия», «Над бездной», «Продавец воздуха»
- Г. Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
- Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту», «И грянул гром», «Все лето в один день», «Лёд и пламя»
- И.А. Ефремов «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды»
- С. Лем «Непобедимый», «Солярис»
- Д. Р. Р. Толкин «Властелин колец»
- В. Гюго «Отверженные»
- Д. Голсуорси «Сага о Форсайтах»
- Харпер Ли «Убить пересмешника»
- У. Голдинг «Повелитель мух»
- В. Каверин «Два Капитана»
- Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
- М. А. Булгаков «Красная корона»
- М. А. Шолохов «Чужая кровь»
- B. П. Аксенов «Затоваренная бочкотара»
- A. С. Грин «Алые паруса», «Золотая цепь»
- А. де Сент-Экзюпери «Планета людей»
- Л. Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
- А.Н.Островский «Без вины виноватые»
- Н.С. Лесков «Несмертельный Голован», «Очарованный странник»
- А.Л. Слонимский «Детство Пушкина»
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
- В. Скотт «Квентин Дорвард»
- Е. Мурашова «Класс коррекции»
- А.А. Приставкин «Ночевала тучка золотая»
- А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу», «Трудно быть богом», «Жук в муравейнике»
- Э. Блайтон «Тайна подземного царства», «Тайна орлиного гнезда»
- Г.Н. Троепольский «Белый Бим, Чёрное ухо»
- Ю.С. Рытхэу «Когда киты уходят»
- Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»
- Дж. Лондон «Белое безмолвие», «Зов предков», «Любовь к жизни», «Мужество женщины»
- Э. Сетон-Томпсон «Ральф в лесах»
- Л. Пантелеев «Республика ШКИД»
- И. Шмелёв «Лето Господне»
- Ю. Коваль «Приключения Васи Куролесова», «Недопёсок», «Чистый Дор»
- Ф. Искандер «Детство Чика», «Созвездие Козлотура»
- Э. Хемингуэй «Старик и море»
Произведения, которые будут изучаться в 7 классе:
- «Сказание о Борисе и Глебе».
- «Житие Сергия Радонежского».
- «Поучение Владимира Мономаха».
- М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы»
- М. Ю. Лермонтов. «Умирающий гладиатор».
- Л. Н. Толстой. «После бала».
- А. П. Чехов. «Студент».
- А. С. Пушкин. «Сапожник».
- А. С. Пушкин. «Редеет облаков летучая гряда…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»
- М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»
- В. Скотт. «Айвенго».
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
- М. Ю. Лермонтов. «Песня про купца Калашникова».
- А. С. Пушкин. «Домик в Коломне».
- Н. В. Гоголь. «Нос», «Записки сумасшедшего».
- А. П. Чехов. «Человек в футляре».
- М. Сервантес. «Дон-Кихот».
- А. И. Солженицын. «Матренин двор».
- В. М. Шукшин. «Чудик», «Срезал».
- Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
- И. А. Бунин. «Сны Чанга».
- М. Ю. Лермонтов. «Мцыри».
- А. Т. Твардовский. «Василий Теркин».
- А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом».
- В. Быков «Сотников»
- Г. Р. Державин. «Снигирь»
- И. А. Бродский. «На смерть Жукова»
Литература, 11 класс: список произведений на лето
В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.
Список литературы на лето для 11 класса:
- Иван Бунин, поэзия, рассказы.
- Александр Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет».
- Аркадий Аверченко, рассказы.
- Михаил Зощенко, рассказы.
- Поэзия серебряного века.
- Максим Горький «На дне».
- Александр Блок, поэзия.
- Сергей Есенин, поэзия.
- Владимир Маяковский, поэзия.
- Михаил Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита».
- Андрей Платонов, рассказы.
- Алексей Толстой «Петр I».
- Михаил Шолохов «Тихий Дон».
- Поэзия о войне.
- Александр Солженицын «Один день Ивана Денисовича».
- Александр Твардовский, проза.
- Валентин Распутин, проза.
- Виктор Астафьев, рассказы.
- Василий Шукшин, рассказы.
- Современная фантастика (К.Булычев, братья Стругацкие, И.Ефремов).
- Чингиз Айтматов «Плаха».
- Авторская песня (В.Высокий, В.Цой, Б.Окуджава, И.Тальков и прочее).
Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.
Список художественной литературы на лето от челябинского Физико-матетического лицея №31
Из русской классики
- А. Пушкин «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Дубровский»
- Н. Гоголь «Старосветские помещики», «Тарас Бульба»
- И. Тургенев «Бирюк» (из цикла «Записки охотника»)
- Л. Толстой «Детство»
Книги о ровесниках
- В. Воскобойников «Жизнь замечательный детей»
- Ф. Искандер «Детство Чика»
- А. Алексин «Мой брат играет на кларнете»
- В. Крапивин «Взрыв генерального штаба», «Застава на якорном поле»
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Время всегда хорошее»
- Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика ШКИД»
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
- Р. Брэдбери «Лето, прощай»
Взрослые и дети
- У. Старк «Пусть танцуют белые медведи»
- К. Нестлингер «Само собой и вообще»
- Г. Щербакова «Вам и не снилось (Роман и Юлька)»
- А. Жвалевский, Е. Пастернак «Шекспиру и не снилось!»
Мир приключений и фантастики
- Л. Буссенар «Капитан Сорви-Голова»
- В. Скотт «Айвенго»
- М. Рид «Всадник без головы»
- Г. Уэллс «Война миров»
- К. Функе «Чернильное сердце»
- Р.Киплинг «Отважные мореплаватели»
- Д. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех»
- А. Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста»
Тетрадки под дождём
На перемене Марик мне говорит:
— Давай убежим с урока. Смотри, как на улице хорошо!
— А вдруг тётя Даша задержит с портфелями?
— Нужно портфели в окно побросать.
Глянули мы в окно: возле самой стены сухо, а чуть подальше — огромная лужа
Не кидать же портфели в лужу! Мы сняли ремни с брюк, связали их вместе и осторожно спустили на них портфели. В это время звонок зазвенел. Учитель вошёл
Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет: “Пропали наши тетрадки”
Учитель вошёл. Пришлось сесть на место. Урок начался. Дождь за окном полил. Марик записку мне пишет: “Пропали наши тетрадки”
Я ему отвечаю: “Пропали наши тетрадки”
Он мне пишет: “Что делать будем?”
Я ему отвечаю: “Что делать будем?”
Вдруг вызывают меня к доске.
— Не могу, — говорю, — я к доске идти.
«Как же, — думаю, — без ремня идти?»
— Иди, иди, я тебе помогу, — говорит учитель.
— Не надо мне помогать.
— Ты не заболел ли случайно?
— Заболел, — говорю.
— Ас домашним заданием как?
— Хорошо с домашним заданием.
Учитель подходит ко мне.
— А ну, покажи тетрадку.
Я молчу.
— Что с тобой происходит?
Я молчу.
— Придётся тебе поставить двойку.
Он открывает журнал и ставит мне двойку, а я думаю о своей тетрадке, которая мокнет сейчас под дождём.
Поставил учитель мне двойку и спокойно так говорит:
— Какой-то сегодня ты странный…
Зарубежная классика
- О.Генри. Дары волхвов. Из любви к искусству. Кому что нужно. Последний лист. Персики. Русские соболя. Весна порционно. Горящий светильник. Родственные души. Роза и крест. Вождь краснокожих. Короли и капуста. Трест, который лопнул.
- Ирвинг В. Легенда об арабском астрологе. Рио Ван Винкль.
- Олдридж Дж. Акулья клетка.
- Пиранделло Л. Черепаха.
- Лондон Дж. Любовь к жизни. Мексиканец. Под палубным тентом. Любовь к жизни. Поселок Тру-ля-ля. Жена короля.
- По Э. Рассказы
- Сэлинджер Дж. Человек, который смеялся.
- Твен М. Как я редактировал сельскохозяйственную газету. Янки при дворе короля Артура.
- Конан Дойль А. Записки о Шерлоке Холмсе: Пляшущие человечки. Союз рыжих и др.
- Киплинг Р. Если:(в пер.Маршака). Заповедь ( в пер. Лозинского)
- Бичер-Стоу Г. хижина дяди Тома.
Литература, 9 класс: список произведений на лето
В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.
Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.
Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.
- «Слово о полку Игореве».
- Денис Фонвизин «Недоросль».
- Александр Грибоедов «Горе от ума».
- Николай Карамзин «Бедная Лиза».
- Александр Пушкин «Евгений Онегин».
- Михаил Лермонтов «Герой нашего времени», поэзия.
- Николай Гоголь «Мертвые души».
- Антон Чехов «Медведь».
- Аркадий Аверченко, рассказы.
- Михаил Булгаков «Похождения Чичикова».
- Иван Бунин, рассказы.
- Михаил Шолохов «Судьба человека».
- Поэзия Анны Ахматовой, Александра Блока, Сергея Есенина, Марины Цветаевой и прочих представителей XX века.
- Уильям Шекспир, Сонеты.
- Жан Батист Мольер «Мещанин во дворянстве».
- Ричард Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
- Валентин Распутин «Прощание с Матерой».