По щучьему веленью

Сказка «по щучьему велению» текст читать

Емеля-простак

Простак в некотором значении обозначает бесхитростность и простодушность. Все действия Емели довольны просты, хотя некоторые из них чудноваты. Все что он делает, как правило, сопровождается коротким комментарием Емели, которым он объясняет свои мотивы. На простодушность и прямоту героя указывает и тот факт, что поймав волшебную щуку, он не пожелал себе дворцов и богатств, а продолжил жить так, как будто и не стал, по сути, всемогущим в житейском плане. Неслучайно именно благодаря простоте и добродушию Емеля получил такую награду от щуки, благодаря, если можно так выразиться, везению. Если бы щуку поймал один из старших братьев, то он наверняка пожелал всего того, что желает обычный человек ищущий земных удовольств, которые бы выразились в деньгах, славе, власти. Примером можно вспомнить желания старухи из «Сказки о золотой рыбке» А.С. Пушкина. 

Вот здесь я бы отметил первый и важный урок: простота и бесхитростность – это важные качества человека, которые не являются недостатком или признаком слабости. 

Почему дурак?

Нередко приходится слышать мнения, что образ Емели-дурачка – это собирательный образ русского человека, для которого якобы характерны лень и надежда на «авось». Но в чём тогда полезность и нравоучительность сказки? Предположу, что на самом деле сказка совсем о другом.

Младший сын в семье Емельян назван дураком. В каком смысле дураком? Чаще всего под этим словом подразумевают глупца, не умеющего разумно действовать по логике складывающихся обстоятельств, или, другими словами, человека не имеющего житейского разума. Можно встретить мнение, что согласно словарю Даля дураками также называли юродивых. Но в данном случае о сходстве Емели-дурачка с юродивыми ради Христа говорить не приходится, т. к. наш герой не обладает теми качествами, которые есть у юродивых. Уместно напомнить, что на Руси так называли людей, добровольно отказавшихся от ума, что считалось высоким духовным подвигом (подробнее о юродстве можно прочитать в книге И. Ковалевского «Юродство о Христе и Христа ради»). Емеля от ума не отказывался, поэтому нельзя о нём говорить как о юродивом. Ярким примером юродства является жизнь Василия Блаженного (подробнее можно почитать тут), Михаила Клопского, Иоанна Устюжского. 

Об отсутствии у Емели практичного ума свидетельствует и тот факт, что старшие братья поехали торговать, а его оставили не только как помощника своим жёнам, но, скорее всего, потому, что торговля – это такое дело, которое не допускает простоты и отсутствия хваткости. Тем более, вспомним, что братья, получив в наследство «триста рублёв», поехали в город «торговать барыш», т. е. они разумно посчитали, что деньги нужно приумножить. Ну а доверять такое дело дураку, конечно же, нельзя. Емеле же они пообещали за его часть денег, которую они взяли с собой, привезти красный кафтан. Поэтому прозвище Емеля «заслужил» за свою простоту и неумение распоряжаться деньгами (отсутствие житейского ума). Синонимом значения слова дурак, которое применимо к Емеле, я бы назвал слово простак.

Вот что по этому поводу пишет собиратель русских сказок А. Афанасьев:

По щучьему веленью (русская сказка)

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:— Сходи, Емеля, за водой.А он им с печки:— Неохота…— Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.— Ну, ладно.Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку.Изловчился и ухватил щуку в руку:— Вот уха будет сладка!Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.А Емеля смеется:— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.Щука взмолилась опять:— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.Щука его спрашивает:— Емеля, Емеля, скажи – чего ты сейчас хочешь?— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась…Щука ему говорит:— Запомни мои слова: когда что тебе захочется – скажи только:По щучьему веленью,По моему хотенью.Емеля и говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью —ступайте, ведра, сами домой…Только сказал – ведра сами и пошли в гору. Емеля пустил щуку в прорубь, а сам пошел за ведрами.Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается… Зашли ведра в избу и сами стали на лавку, а Емеля полез на печь.Прошло много ли, мало ли времени – невестки говорят ему:— Емеля, что ты лежишь? Пошел бы дров нарубил.— Неохота…— Не нарубишь дров, братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.Емеле неохота слезать с печи. Вспомнил он про щуку и потихоньку говорит:— По щучьему веленью,По моему хотенью —поди, топор, наколи дров, а дрова – сами в избу ступайте и в печь кладитесь…Топор выскочил из-под лавки – и на двор, и давай дрова колоть, а дрова сами в избу идут и в печь лезут.Много ли, мало ли времени прошло – невестки опять говорят:— Емеля, дров у нас больше нет. Съезди в лес, наруби.А он им с печки:— Да вы-то на что?— Как мы на что?.. Разве наше дело в лес за дровами ездить?— Мне неохота…— Ну, не будет тебе подарков.Делать нечего. Слез Емеля с печи, обулся, оделся. Взял веревку и топор, вышел на двор и сел в сани:— Бабы, отворяйте ворота!Невестки ему говорят:— Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?— Не надо мне лошади.Невестки отворили ворота, а Емеля говорит потихоньку:— По щучьему веленью,По моему хотенью —ступайте, сани, в лес…Сани сами поехали в ворота, да так быстро – на лошади не догнать.

Читательский дневник по русской народной сказке «По щучьему велению»

Название: «По щучьему велению, по моему хотению».

Число страниц: 5.

Жанр произведения: волшебная сказка.

Главные герои: Емеля, Царь, Царевна.

Второстепенные герои: щука, невестки, офицер, вельможа.

Характеристика главных героев:

Емеля — простой парень.

Ленивый, но добрый.

Пощадил щуку и выпустил её в реку.

Хитрый и ловкий.

Проучил царя.

Царь — требовательный и капризный.

Хотел сжить со свету родную дочь и Емелю.

Вовремя признал свою неправоту.

Марья-царевна — красивая и верная девушка.

Вместе с Емелей осталась жить и строить новое царство.

Характеристика второстепенных героев:

Щука — добрая и благодарная.

Невестки — посылали парня работать.

Офицер, вельможа — приглашали Емелю к царю.

Краткое содержание сказки «По щучьему велению»

Послали невестки Емелю за водой, а тот щуку в проруби поймал.

Щука пообещала парню исполнять его желания, и дурачок отпустил её.

Теперь вёдра сами шли за водой, а дрова рубились.

Однажды поехали сани в лес и подвали много народу.

Послал царь офицера привести дурачка.

Но офицера дубинка побила.

Послал царь вельможу и тот гостинцами сманил дурачка.

Пожелал Емеля, чтобы царевна в него влюбилась.

Осерчал царь, велел молодых в бочку бросить.

Но дурачок пожелал на берег, а потом дворец, да и сам красавцем стал.

Начал Емеля царю войной грозить, тот испугался и дал согласие на брак.

План сказки:

  1. Щука в проруби.
  2. Вёдра идут сами.
  3. Дрова рубятся.
  4. В лес на санях.
  5. Недовольство царя.
  6. Офицер и вельможа.
  7. Влюблённая Марья.
  8. В бочке.
  9. Дворец.
  10. Красавец.
  11. Свадьба.

Основная мысль сказки «По щучьему велению»

Главная мысль сказки заключается в том, что человек — сам кузнец своего счастья.

Основная идея сказки в том, что нужно уметь оказаться в правильном месте и использовать свой шанс.

Чему учит сказка

Сказка учит быть внимательным и добрым.

Учит слушаться старших и не лениться выполнять их просьбы.

Учит верить в чудеса и в мечты, но и самому делать что-то для их осуществления.

Краткий отзыв о сказке «По щучьему велению» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что дуракам часто везёт совершенно незаслуженно.

Герой сказки получил всё, не сделав для этого почти ничего. Он просто отпустил рыбу.

Это интересная и смешная сказка.

В ней говорится о том, что надо уметь воспользоваться случаем.

Мне понравился Емеля, который хоть и был дурак, но свою выгоду видел сразу.

Я всем советую прочитать эту сказку и не ждать удачи, а самим что-то делать.

Пословицы к сказке

  • У лодыря, что ни день, то лень.
  • Хитростью поймаешь даже льва, силой не поймаешь и сверчка.
  • Не ленись, а трудись.
  • Одна удача идёт, другую ведёт.
  • Всё глупому удастся.

Словарь неизвестных слов

  • Прорубь — отверстие во льду.
  • Вельможа — знатный офицер.
  • Дивится — удивляется.
  • Давеча — недавно.
  • Кафтан — мужская длинная накидка.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

  • «Баба-яга»
  • «Белая уточка»
  • «Василиса Прекрасная»
  • «Волк и семеро козлят»
  • «Волшебная водица»
  • «Волшебная дудочка»
  • «Волшебное кольцо»
  • «Гуси-лебеди»
  • «Два мороза»
  • «Зимовье»
  • «Иванушка-дурачок»
  • «Иван-царевич и Серый Волк»

Библиотека сказок пополняется.

Воля Емели

Имея такой щедрый дар от щуки, тем не менее Емеля пользуется им, только исполняя чужую волю: и ведра он несёт по просьбе жён братьев и едет во дворец по просьбе царя, и дворец строит по просьбе невесты. Правда, ему пришлось защищать себя, когда заставил дубинушку колотить охранников. Последнее желание о даровании ему красоты и ума, связано с внешними обстоятельствами. Вот как об этом сказано:

Ещё одной необычной просьбой является желание того, чтобы царская дочь в него влюбилась. Очередное немыслимое желание! Но и тут Емеля действовал скорее по простоте душевной: он её увидел, восхитился красотой и пожелал чтобы та в него влюбилась, но это он пожелал как бы «между прочим», так как тут же повелел печке немедленно ехать домой. 

Выполняя просьбы других персонажей Емеля, может быть и сам того не желая, достиг земного благополучия при этом царь предлагал ему всё царство (олицетворение безграничной власти), на что Емеля ответил отказом, показав своё спокойное отношение к этой страсти.

По сути, Емеля не живёт своим бессильным разумом, а полагается на волю Божью, за что получает награду. 

Третьим уроком сказки можно назвать указание на то, что жить нужно по простоте душевной, не загадывая далеко вперёд и не планируя будущее. Как говорили раньше: «где просто, там ангелов со ста».  Русские люди жили по Закону Божьему, поэтому для объяснения нравственных понятий русской народной сказки логично привести цитаты из Библии:

Был ли Емеля ленив?

На протяжении всей сказки Емеля обличает свою лень, отвечая на любую просьбу словами: «я ленюсь». Однако жены братьев разоблачают лень дурака:

Таким образом, «лень» Емели своеобразна: все чего у него просят, он исполняет, но только после третьей просьбы. Что может скрываться за таким способом оказания помощи другим? Емеля, можно сказать, проверяет нужность и необходимость нужду просящего

Если просьба никчёмная или несерьёзная вряд ли человек будет настаивать три раза, поэтому Емеля испытывает всякого просящего на важность просьбы

Но зачем тогда Емеля заставил ведра идти домой самим, а печку ехать? С одной стороны, может показаться, что это логичные желания для ленивого человека, каким хочет казаться Емеля. Но с другой стороны, эти «чудеса» являются демонстрацией и пробой новоприобретенной силы Емели. В этих желаниях проявляется простота и емелиного ума.

Второй урок сказки – отзывчивость на помощь близким. Но не всякую помощь, а нужную, ведь просить может и плохой человек и просить может о дурном.  Во всяком деле, даже в помощи близким необходимо здравомыслие, а кроме того, нужно чувствовать своё сердце.  

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: