Краткое содержание Здравомысленный заяц Салтыков-Щедрин
Жил однажды один преумный заяц, который наверняка знал, что обязательно кто-то кого-то должен съесть. Так, например, у волка и льва больше силы, поэтому зайцы находятся постоянно в опасности, несмотря на то, что у каждого есть свое жилище, и никто не претендует на заячье. Больше нормы никто не съест, такой уж уклад жизни, что постоянно нужно искать жертву, чтобы полакомиться. Об этом свидетельствовала статистика, которая издавалась при министерстве внутренних дел. С такими невеселыми мыслями заяц обычно засыпал. Но, пробуждаясь, снова принимался за свои сложные рассуждения.
Рассуждал заяц обычно только для себя, потому что знал, что на работе никто даже мыслей его не будет слушать, а просто съедят. Своя собственная речь его достаточно воодушевляла. Постоянно заяц убеждал себя и своих близких в том, что они прекрасно живую, занимают видное место в обществе. Только никуда не деться от того, что их постоянно едят волки, даже на свадьбу приходят, услышав веселое пение.
Одну из таких речей подслушала хитрая лиса, которая начала играть с зайцем, но есть его вовсе не хотела. Заяц был не из трусливых. Рассказал свою историю жизни: о том, что он в постоянных бегах и страхе уже всю страну оббегал. Новую жену нашел, хочет спокойно поживать. Играли они с лисицей на знойном солнце долго еще. Но в конце игры осталась от зайца только шкура и премудрые слова о том, что каждому зверю свое жилье.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок
Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок
Баран-непомнящий
Баран-непомнящий — герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что «мир не оканчивается стенами хлева». Овцы стали глумливо именовать его «умником» и «филозофом» и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный «вольного -барана во сне видел».
Богатырь
Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.
Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.
Дикий помещик
Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика».
Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.
Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).
Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.
Карась-идеалист
Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар».
Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника».
В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек).
Здравомысленный заяц
Салтыков — Щедрин: «Самоотверженный заяц», краткое содержание
Как-то раз провинился заяц перед волком, потому как бежал мимо волчьего логова. Волк закричал на него и заставил остановиться, однако тот не послушал и, что есть сил, побежал еще быстрее. Но хищник в три прыжка поймал его и приговорил к смертной казни через растерзание живота его. Однако так как он с волчихой и волчатами были сыты, и у них были еще некоторые запасы, то волк решил отложить трапезу на пять дней. Зайцу же повелел сидеть в кустах и ждать, когда придет за ним очередь, и если он будет вести себя смирно, тот может его помиловать (после таких слов волк усмехнулся).
Об этих событиях лишь немного и повествует краткое содержание. «Самоотверженный заяц» дальше рассказывает о том, как сидит бедный заяц в кустах, страх присутствует в его душе как никогда раньше, и жизнь становится дороже все больше и больше.
Сюжет
Начинается сказка с того, что главный герой, заяц, пробегает мимо дома волка. Волк окрикивает зайца, зовёт его к себе, однако тот не останавливается, а ещё больше прибавляет ходу. Тогда волк его догоняет и обвиняет в том, что заяц не послушался с первого раза. Лесной хищник оставляет его возле куста и говорит, что съест через 5 дней.
А заяц-то бежал к своей невесте. Вот сидит он, считает время до смерти и видит – спешит к нему брат невесты. Брат рассказывает, как невесте плохо, и этот разговор слышат волк с волчицей. Они выходят на улицу и сообщают, что отпустят зайца к наречённой проститься. Но с условием, что тот вернётся на съедение через день. А будущий родственник пока останется у них и, в случае невозвращения, будет съеден. Если же заяц вернётся, то, возможно, их обоих помилуют.
Бежит заяц к невесте и прибегает достаточно быстро. Рассказывает он ей и всей родне свою историю. Возвращаться-то не хочется, но слово дано, а заяц слова никогда не нарушает. Поэтому, простившись с невестой, бежит заяц обратно.
Бежит, а на пути у него разные преграды встречаются, и чувствует он, что не успевает в срок. От этой мысли отбивается всеми силами и только прибавляет ходу. Он ведь дал слово. В конце концов заяц еле-еле успевает и спасает брата невесты. А волк им и говорит, что пока не будет их есть, пусть ещё посидят под кустом. Может, когда и помилует.
Салтыков-Щедрин. Все произведения
- Баран-непомнящий
- Бедный волк
- Богатырь
- Верный Трезор
- Ворон-челобитчик
- Вяленая вобла
- Господа Головлёвы
- Деревенский пожар
- Дикий помещик
- Дневник провинциала в Петербурге
- Добродетели и Пороки
- Дурак
- Запутанное дело
- Здравомысленный заяц
- Игрушечного дела людишки
- История одного города
- Карась-идеалист
- Кисель
- Коняга
- Либерал
- Медведь на воеводстве
- Недреманное око
- О корени происхождения Глуповцев
- Обманщик-газетчик и легковерный читатель
- Орёл-меценат
- Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил
- Помпадуры и помпадурши
- Пошехонская старина
- Премудрый пескарь
- Пропала совесть
- Путём-дорогою
- Рождественская сказка
- Самоотверженный заяц
- Сказка Гиена
- Смерть Пазухина
- Современная идиллия
- Соседи
- Христова ночь
- Чижиково горе
Вариант 2
Произведение посвящено одной из любимых сатириком тем – бичеванию рабской психологии, глубоко въевшейся в сознание русского народа
Во многих своих произведениях писатель, живший при самодержавном строе, обращал внимание своих читателей на покорность и бесполезные упования на помощь со стороны власти. Салтыков-Щедрин стремился в гротескной форме разрушить существующие у многих стереотипы о «добром барине» или «начальнике, который узнает и всех справедливо рассудит»
Повиновение зайца, показанное в сказке, пересиливает его биологический инстинкт самосохранения. Салтыков-Щедрин таким образом довел ситуацию с проявлением покорности до предела.
В самом названии сказки заключено логическое противоречие. Заяц всегда воспринимался в качестве олицетворения трусости. Это свойство абсолютно не гармонирует с понятием «самоотверженный».
Сделав героями произведения животных-антагонистов: волка и зайца, писатель-сатирик, безусловно, поднимает столь интересную для него социальную тематику. Хищники могут верить в покорность своих жертв, но когда зайцы начинают доверять своим исконным врагам, то это, по мнению автора сказки, противоречит природе.
Салтыков-Щедрин подвергал осмеянию прекраснодушные идеи части либералов о возможности установления социального мира через «правильное и разумное» регулирование отношений в обществе.
Герой произведения создал свое мировоззрение на основе культа обреченности и жертвенности. Писатель в большей степени осуждает даже не саму покорность слабых перед сильными, которую все же можно хотя бы частично оправдать ссылкой на непреодолимые обстоятельства. Сатирик стремится показать саму порочность и вредность направления мыслей своих современников, пытающихся примирить абсолютно противоположные интересы
Писатель заостряет внимание на этом через использование явно гротескных рассуждений персонажа. Действительно, если попытки зайца выслужиться перед волком и внести таким образом в процесс поедания его собратьев хищниками, выглядят абсурдными
В других произведениях (в частности, в сказке о бедном волке) Салтыков-Щедрин подчеркивал кровожадную сущность лесного хищника и олицетворяемой им неограниченной власти.
Критика покорности и чинопочитания в этом произведении сочетается с высмеиванием «друзей народа», лишь сбивающими его с толку своими идеями.
Сюжет в сокращении
Салтыков-Щедрин в «Самоотверженном зайце» показал образы нерешительного зайца и безжалостного волка. Для описания краткого сюжета необходимо составить план пересказа:
- Встреча главных героев в лесу.
- Приговор.
- Косой ждет решения и думает о конце жизни.
- Брат невесты отправился на поиски.
- Зайцу разрешили сыграть свадьбу.
- Разлука молодоженов.
- Препятствия на пути к хищнику.
- Два пленника.
Однажды заяц торопился к своей невесте и изо всех сил мчался по лесу. Увидел его волк и приказал остановиться, но косой ослушался и умчался дальше. Лесной хозяин догнал беглеца и стал угрожать, что убьет его. Посадил его под куст и приказал дожидаться своей участи.
Но волк с волчицей накопили достаточно запасов и не стали сразу съедать пленника. Они насмехались над ним, а заяц сидел и трясся от страха, размышляя над своей судьбой. Он просто хотел обычного счастья, которое было так близко. Косой сидел и думал о своей зайчихе, а потом заплакал горькими слезами от тоски и неопределенности.
Ночью невольник уснул, а когда открыл глаза, то увидел перед собой брата невесты. Тот рассказал, что зайчиха совсем приуныла, как узнала о беде, и стал уговаривать косого сбежать. Но хищник подслушал их разговор и вылез из логова. Потом подошла волчица и стала рассуждать, что от любви зайчата родятся, а это выгодно волчьей стае. Послушал серый свою жену и согласился отпустить пленника на два дня. А для надежности гонца оставил в залог.
После женитьбы помчался косой обратно. На его пути стали появляться преграды, которые мешали в пути. Но главный герой помнил о своем друге, который до сих пор находился в плену, и бежал еще быстрее. В какой-то момент ему показалось, что он не успеет. Когда показалась заря, беглец забрался на гору и закричал, что вернулся, а потом скатился с горы прямо к хищнику в лапы. Волк по достоинству оценил этот поступок и понял, что зайцам можно доверять. Он наказал обоим сидеть под кустом в ожидании помилования.
Свадьба
В общем, волк его за это помиловал, разрешил ему навестить свою невесту, и дал ему двое суток, чтобы проститься, но в залог родственничка себе оставил. И пообещал, что если тот все выполнит, то землячка отпустит, а его съест или обоих помилует, при этих словах волк опять хитро ухмыльнулся.
Когда зайчишка прибежал к своим, радости не было предела. Невеста сразу про хворь забыла, родственников полный дом собралось, не знают, куда зятька родного посадить, а тот ни живой, ни мертвый. Рассказал он им свою историю о том, что ему срочно назад надо воротиться. Тетки и сестрицы посочувствовали ему, но сказали, чтобы слово свое держал, потому что в роду их зайцы никогда не обманывают.
Анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Здравомысленный заяц»
Сказки Салтыкова-Щедрина нередко называют политическими сказками-сатирами. В этих коротких произведениях писатель с помощью метафорических образов и намеков показывал пороки самодержавного строя. Всего Салтыковым-Щедриным было создано более 30 сказок, большинство из них – в 80-е годы 19 века. Форма сказки была наиболее удобна для обхода цензуры в период политического разгула и наиболее близка и понятна для простого русского человека. И народ понимал остроту «щедринской» сатиры, скрытой за незамысловатой речью и зоологическими масками. Писатель создал новый, оригинальный жанр сказки, в которой фантастика сочетается с реальной, злободневной политической действительностью. В основе сюжетов сказок Салтыкова-Щедрина лежит сатирическая ситуация, но за ней всегда угадываются реальные общественные отношения. Образы героев по сути дела представляют собой воплощения типов людей России конца 19 века.
В большинстве сказок Салтыкова-Щедрина главными действующими лицами выступают звери: пескари, воблы, медведи… Одним из сатирических произведений на «звериную» тему является «Здравомысленный заяц».
Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, который «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Он считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования заяц был пойман Лисой, которой наскучило слушать умные речи, и хищница, не задумываясь, съела говорливого зверя. Герои произведения являются типичными действующими лицами во многих народных сказках, где Заяц и Лиса противопоставлены друг другу. Однако, эта сказка – не очередное сказание о лисьей хитрости и заячьей глупости и трусости. Изображая животных, автор хотел, чтобы обыватель, читая сказку, перенес содержание на себя, понял содержащийся в ней скрытый смысл.
Прототипом главного героя в «Здравомысленном зайце» является не благородный и умный идеалист-философ, а обыватель-трус, надеющийся на доброту угнетателей. Зайцы не сомневаются в праве волка и лисы лишить их жизни, они считают вполне естественным, что сильный поедает слабого, но надеются растрогать волчье сердце своей честностью и покорностью: «А может быть, волк меня… ха-ха… и помилует!» Хищники же остаются хищниками. Зайцев не спасает то, что они «революций не пущали, с оружием в руках не выходили».
Основная мысль сказки, на мой взгляд, заключается в том, что не всегда разумные и «здравомысленные» размышления способны разрешить проблемную ситуацию. В большинстве случаев нужно действовать, а не разглагольствовать, а в случае с Зайцем – бежать, спасать жизнь, а не надеяться на жалость и благородство Лисы. Рассуждения Зайца нельзя назвать бессмысленными и не относящимися к делу, он имеет свою точку зрения и высказывает свои мысли. Но здравомыслие, приправленное чрезмерной болтливостью и хвастовством, не спасло трусливую шкуру Зайца.
В большинстве своих сказок, в том числе и в «Здравомысленном зайце» Салтыков-Щедрин использовал прием гротеска – изображение жизни, при котором отрицательное рисуется в обнаженном, преувеличенном виде. Также в этой сказке автор прибег к аллегории: в образе Зайца он нарисовал трусливого обывателя, в образе Лисы – представителей угнетающего класса. Читать произведения легко и интересно из-за множества народных поговорок, пословиц, иносказаний, которые метко передают смысл и вызывают у читателя ироническую улыбку.
В заключении хочется добавить, что высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Салтыкова-Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Анализ
Для того чтобы дать полноценное представление о произведении, нужно провести анализ сказки «Самоотверженный заяц» по плану:
- Характеристика эпохи.
- Особенности творчества автора.
- Персонажи.
- Символизм и образность.
Структура не является универсальной, но она позволяет выстроить необходимую логику. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» которого необходимо провести, часто писал произведения на злободневные темы. Итак, в XIX веке была очень актуальна тема недовольства царской властью и гнёта со стороны правительства. Это нужно учитывать, проводя анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц».
Разные прослойки общества реагировали на власть по-разному. Кто-то поддерживал и пытался присоединиться, кто-то, наоборот, всеми силами старался изменить сложившуюся ситуацию. Однако большинство людей окутывал слепой страх, и они ничего не могли делать, кроме как повиноваться. Это и хотел донести Салтыков-Щедрин. Анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен начинаться с того, чтобы показать — заяц символизирует именно последний тип людей.
Люди бывают разными: умными, глупыми, смелыми, трусливыми
Однако всё это неважно, если в них нет силы для того, чтобы дать отпор угнетателю. В образе зайца волк высмеивает благородную интеллигенцию, которая проявляет свою честность и преданность по отношению к тому, кто их угнетает
Говоря об образе зайца, которого описал Салтыков-Щедрин, анализ сказки «Самоотверженный заяц» должен объяснять мотивацию главного героя. Слово зайца — честное слово. Он не мог его нарушить. Однако это и приводит к тому, что жизнь зайца рушится, ведь он проявляет свои лучшие качества по отношению к волку, который изначально поступил с ним жестоко.
Заяц ни в чём не виновен. Он просто бежал к невесте, а волк самовольно решил оставить его под кустом. Тем не менее заяц переступает через себя, чтобы сдержать данное слово. Приводит это к тому, что вся семья зайцев остаётся несчастной: брат не сумел проявить смелость и сбежать от волка, заяц не мог не вернуться, чтобы не нарушить своё слово, а невеста остаётся одна.
Михаил Салтыков-Щедрин: Здравомысленный заяц
1
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Здравомысленный заяц
* * *
Хоть и обыкновенный это был заяц, а преумный. И так здраво рассуждал, что и ослу впору. Притаится под кустом, чтоб не видать его было, и сам с собой разговаривает.
– Всякому, говорит, зверю свое житье предоставлено. Волку – волчье, льву – львиное, зайцу – заячье. Доволен ты или недоволен своим житьем, никто тебя не спрашивает: живи, только и всего. Нашего брата, зайца, например, все едят – кажется, имели бы мы основание на сие претендовать? Однако, ежели рассудить здраво, то едва ли подобная претензия могла бы назваться правильною. Во‑первых, кто ест, тот знает, зачем и почему ест; а во‑вторых, если бы мы и правильно претендовали, от этого нас есть не перестанут. Сверх препорции все равно не будут есть, а сколько надо – непременно съедят. Статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…
На этом заяц обыкновенно засыпал, потому что статистика имела свойство приводить его в беспамятство. Но выспится и опять примется здраво рассуждать.
– Едят нас, едят, а мы, зайцы, что год, то больше плодимся. Стало быть, и нам пальца в рот не клади. И летом, и зимой, посмотри на поляну – то и дело, что зайцы вдоль и поперек сигают. Заберемся мы в капустники или в овсы, или около молодых яблонь пристроимся, – пожалуй, и от нашего брата солоно мужичку придется. Да, и за нами, за зайцами, глаз да глаз нужен. Недаром статистические таблицы, при министерстве внутренних дел издаваемые…
Новый сон, новые пробуждения, новые здравые мысли. Без конца заяц умную свою канитель разводил; и так прикинет, и этак смекнет – и все у него хорошо выходило. И что всего дороже – ни карьеры он при этом в виду не имел, ни перед начальством оригинальностью взглядов блеснуть не рассчитывал (он знал, что начальство, не выслушавши его, съест), а просто‑напросто сам для себя любил солидно, по‑заячьи, обо всем рассудить. Дескать,
Неправо о вещах те думают, Шувалов, Которые стекло чтут ниже минералов…
Вот, мол, у нас как!
Сидел он однажды таким манером под кустиком, да и вздумал перед зайчихой своей здравыми мыслями щегольнуть. Встал на задние ножки, ушки на макушку взбодрил, передними лапками штуки‑фигуры выделывает, а языком, слово за словом, точно горох, так и сыплет.
– Нет, говорит, мы, зайцы, даже очень хорошо прожить можем. Мы и свадьбы справляем, и хороводы водим, и пиво в престольные праздники варим. Расставим верст на десять сторожей да и горланим. А волк услышит да и прибежит: «Кто песни пел?..» Ну, тут, натурально, кто куда поспел! Успел улепетнуть – в другом месте пиво вари; не успел – съест тебя волк, как пить даст! И ничего ты с этим не поделаешь. Зайчиха! правду ли я говорю?
– Коли не врешь, так правду говоришь, – ответила зайчиха, которая уже за десятым мужем за этим зайцем была, и все прежние девятеро у нее на глазах напрасною смертью погибли.
– Подлый народ эти волки – это правду надо сказать. Все у них только разбой на уме! – продолжал заяц. – Сколько раз я и говорил, и в газетах писал: «Господа волки! вместо того, чтоб зайца сразу резать, вы бы только шкурку с него содрали – он бы, спустя время, другую вам предоставил! Заяц, хошь он и плодущ, однако, ежели сегодня целый косяк вырезать, да завтра другой косяк – глядь, ан на базаре‑то, вместо двугривенного, заяц уж в полтину вскочил! А кабы вы чередом пришли: „Господа, мол, зайцы! не угодно ли на сегодняшнюю волчью трапезу столько‑то десятков штук предоставить?“ – „С удовольствием, господа волки! Эй, староста! гони очередных!“ И шло бы у нас все по закону, как следует. И волки, и зайцы – все бы в надежде были. И мы бы, и вы бы, и с одной стороны, и с другой стороны… ах, господа, господа!»
Говорил‑говорил заяц и чуть было совсем не зарапортовался, как вдруг услышал, что неподалёчку, в траве, что‑то шуршит. Смотрит, ан зайчиха‑то его давно стречка дала, а лиса‑кляузница легла на брюхо да и ползет на него, словно поиграть с заинькой собралась.
– Вон ты какой, заяц, умный! – первая заговорила лиса, – так ты сладко растабарываешь, что век бы я тебя слушала, и все бы слушать хотелось!
Умен был заяц, а спервоначалу и он обомлел. Стоит на задних лапках, как вкопанный, не то в сторону глазами косит, куда бы стречка дать, не то обдумывает: «Вот оно, когда пришлось с здравой точки зрения на свое положение взглянуть…»
– Голодна, тетенька? – спросил он, стараясь как можно меньше робеть.
1 Читать дальше
Основные герои и их характеристика
Персонажи сказки являются представителями животного мира. Автор приписывает им поступки, которые они не могут выполнять в обычной жизни. Действующими лицами в сатире являются:
- Заяц.
- Волк.
- Невеста зайца.
- Волчица.
- Брат невесты.
Главный герой, в честь которого названо произведение, — обычный заяц. Он очень спешил на встречу к возлюбленной, но был остановлен волком. Как только зайчонок попал в лапы хищника, он стал его рабом. Есть у центрального персонажа и отрицательные качества. Сначала заяц трусливый и робкий, но когда от его поведения стала зависеть жизнь друга, стал храбрым и самоотверженным. Он прибежал к волку, чтобы спасти товарища.
Волка автор описывает как жестокого, хитрого и беспощадного охотника, который издевался над своими жертвами. Он сумел все рассчитать и заполучил одновременно двух зайцев. На протяжении всего рассказа он подшучивал над слабыми, угрожая их съесть. Волк гордился своей властью и тем, что имел возможность вершить судьбы других.
Зайчиха выступает в книге невестой трусливого зайца. Она хоть и знала, что тот вернется к волку, поскольку дал слово, но все равно хотела выйти замуж за него. Это положительная героиня, готовая всегда поддержать своего избранника.
Хитрая и изворотливая волчица была женой хищника. Она во всем потакала мужу и наблюдала за тем, как он издевается над зайцами. Но доля жалости у нее имелась. Она смогла уговорить волка отпустить серого сыграть свадьбу.
Брата невесты сатирик описывает как любящего родственника, готового на любые поступки ради своей сестренки. Для нее он отыскал жениха и остался в заложниках вместо него. Кроме того, он придумал план, как можно убежать из плена. Брат зайчихи не был трусливым. Если бы он испугался злого хищника, то остался бы дома и не отправился на поиски.
https://www.youtube.com/watch?v=5nn18A1eH9U
Анализ сказки Здравомысленный заяц Салтыкова-Щедрина сочинение
Жанр сатирической сказки, к которой относится небольшое по объему произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина «Замудренный заяц», имело широкую популярность во все времена. Не менее понятна она и современному читателю. Это связано с тем, что, как и все произведения этого автора, оно доступно для понимания любому человеку, несет в себе определенную смысловую нагрузку и имеет интересный сюжет.
Автор представил героев с разными чертами характера, одни из которых не могли найти себе место в обществе, переживая, как правильно подстроиться под власть, существующую в XIX веке. Другие старались без сомнения и страха дать отпор правительству, страдая от его гнета. Такова идея не одной сказки писателя.
Мир людей у него напрямую связан с миром животных. Главными героями в сказке «Замудренный заяц» выступают лесные обитатели. Это заяц, который так же, как и в дикой природе, имеет определенные черты – трусливый, податливый, не лишенный хвастовства. Волк – свирепый охотник за зайцем, его угнетатель, имеющий полную власть над ним.
Развитие сюжета после встречи зверей происходит мгновенно. Над зайцем возникает угроза из-за непослушания вовремя остановиться. Достойное поведение зайца в конце произведения радует волка. Это сохраняет ему жизнь. Ведь заяц становится примером для подражания того, как нужно держать слово, когда возвращается под кустик к брату жены.
Сказка связано с такими глубокими переживаниями, эмоциями, проблемами, которые ежедневно волновали людей того времени. При этом М. Е
Салтыков-Щедрин удачно использовал разные способы, чтобы подчеркнуть важность тех событий. Это преувеличения, имеющие главное место в каждом событии произведении
Так, идея произведения связана с тем, что страдания невинных людей вызывали жалость и сочувствие. А излишнее преувеличение автора наталкивает на мысль, что в силах каждого человека проявить протест против существующего строя. Подчиненные порой не могут противостоять самодержавию, угодливо покоряясь ему, вместо тог, чтобы решать проблему в государстве. Тема сказки – призвание к борьбе с рабскими привычками, которые мешают мыслить трезво.
Данная сказка рассчитана на поколения старшего возраста, так как, несмотря на героев, которые занимают страницы детских произведений, она раскрывает тему, которая имеет место в понимании лишь взрослого. Благодаря иронии, воплощению реальных лиц через представителей леса, изображению жизни в обнаженном виде, автор раскрыл суть произведения, что неверно устоявшееся со временем правило в жизни – сильный должен побеждать слабого, так как в роли сильного – не всегда достойный представитель общества.
Идея, тема и суть