Краткое содержание сказки «Карась-идеалист»
Вся завязка и развязка сказки строится на взаимодействии трех персонажей: карася, щуки и ерша. Каждый из них наделен особыми чертами, характерными для представителей социального слоя, реакцию которых они и описывают.
Карась, как можно понять по названию, идеалист. Он входит в низший социальный слой. Карась считает, что все в этой жизни определяется добром и вежливым отношением к окружающим. Рыба надеется, что однажды мир станет комфортным для всех, что щука не будет есть других рыб.
Ерш — реалист, но тоже входит в низший слой. Ерш понимает, что достичь социального равенства никак не получится. Всегда будет кто-то, кто захочет тебя «съесть» (в сказке — в прямом смысле). Именно поэтому ерш может более адекватно воспринимать окружающую действительность, ведь вера во всемирное добро не создает пелену около его глаз.
Щука — высший социальный слой. В ее зубах находится власть над жизнями низшего слоя. Она в любой момент может съесть и карася, и ерша. Ее власть — абсолютна, ведь никто не сможет ей противиться. Если щука захочет, она съест любого.
Завязка сюжета начинается в споре. Карась пытается доказать, что можно построить идеальный мир для всех. Ерш же уверен, что ничего из этого не выйдет, ведь каждый имеет потребности, которые могут лишать других жителей водоема каких-то прав. Заканчивается спор на том, что карась пытается доказать возможность отказа щуки от поедания мелкой рыбы.
Так, он пытается поговорить с щукой. Та, как услышала о том, что карась хочет создать закон о запрете поедания рыбы другой рыбой, удивляется. Карась было начинает думать, что его съедят, но все обходится.
В следующий раз щука, услышав слово «добродетель» съедает карася. На этом его история подходит к концу.
Краткое содержание сказки «Карась-идеалист» подробно
Карась с Ершом затеяли спор. Карась вещал, что проживать жизнь надо, опираясь на истину, а Ерш возражал – иногда и слукавить нужно.
Известно, что Караси прирожденные идеалисты. Их даже ловят на шум. После дождичка, когда ил поднимается, закидывают сети и стучат по воде веслами. Караси думают, что началось собрание умных рыб и всплывают. А их хвать и на сковородку. А потом на стол самому губернатору в густом сметанном соусе.
Ёрш же от природы колючий, а потому скептичный. Зато бульон из него вкусный и наваристый.
Сходились спорщики на мелководье под лопухом и затевали долгие разговоры. Карась верил, что не война – двигатель прогресса, а всеобщее счастье. Ерш же нервничал и злился, давно уж утратил он всякую детскую наивность. Называя Карася «блаженненьким», Ерш понимал, что только с ним может отвести душеньку. И плотва-белобрюшка слушала спорщиков, не моргая.
Герой верил, что добро победит. А его скептичный друг вспоминал щук, которые «в океане живут, чтобы караси не дремали». Как же это щучье зло искоренить? Карась их (этих страшных щук) никогда не видел, потому и не опасался.
Спорщики ссорились, расходились, но через пару дней снова встречались. Скучно рыбешкам на тихом илистом дне. Карась заводил свою пластинку, что добро уже наступает. Раньше рыбу нещадно истребляли, а сейчас все по закону. Ерш возражал, не все ли ровно, как в кастрюлю попасть. Но наивный идеалист не ведал, что такое уха.
Ерш от злости пугал друга. Обещал, что вот-вот нагрянет щука и съест жирного простофилю. Раздосадованный борец за справедливость возражал, как это «самому лезть хищнице в хайло», он ее лучше правдой замордует. И вообще, надо, чтобы рыбы договорились…
Ерш ругался на отчаянного героя, говорил, что голова у него махонькая, на выдумки негодная. Ни проворства у идеалиста, ни сноровки — как есть увалень! Любая щучка его в два счета слопает. Напуганный Карась возражал, не за что его глотать, неповинный он. Ерш еще больше распалялся. Говорил, а ты весь день «мамон ракушками набиваешь», а они-то в чем повинные?
Хоть весь день рассуждай, а кушать хочется всем!
Карась зарывался в ил и размышлял. Он пришел к выводу, что рыбы должны полюбить друг друга. А питаться можно мухами, червями да лягушками. Ерш вопил, что зубастая все равно его съест. Тогда неугомонный решил издать закон, который защитит его от несправедливого щучьего покушательства.
Пока Карась разглагольствовал, прибыл к нему голавель с депешей. Мол сама щука завтра в заводь прибудет и бунтаря на ковер требует. Герой не струсил, а наоборот, сам мечтал с щукой познакомиться. Он на секретный вопрос надеялся, который любую щучку заставит сомневаться. Даже Ерш задумался. Может дружок так карьеру делает? Как скажет щуке правду, которую она отродясь не слышала, и сразу пожалует она ему власть над всей заводью.
На утро явился Карась к Щуке. И сразу с ходу стал про закон толковать, по которому рыбы рыбешек не едят, а питаются всякой мелочью. И все трудятся по способностям, и все делят поровну, и друг за дружку горой стоят.
Щука обратилась к подручному Голавелю: Есть ли такой закон?
В забвении, ваше высокостепенство! – отвечал прихлебатель.
Щука смутилась и отправила Карася проспаться. На другой день снова завел правдоискатель свою песенку. Слушала его хищница, слушала, а сама по воде хвостом стучала. Не любила она бунтарей-социалистов. Проглотила бы его в два счета да брюхо полное…
В третий раз явился смельчак к зубастой начальнице, но уже после допроса Окуня (чуть покусанный). Хищница поесть любила, но и к спорам страсть имела. Дала она Карасю слово, а тот как выпалит:
– Знает ли Щука, что такое добродетель?
Рыба от неожиданности рот открыла, воду втянула и проглотила героя.
Только Ерш печально вздохнул: «Вот они ваши диспуты!»
Кратко об истории создания произведения Сказка в жанре сатиры вышла в свет в 1884 году. Почти сразу она и ряд других произведений Михаила Салтыкова-Щедрина были запрещены цензурой. Позже сказку опубликовали в Петербурге в сборнике Общества для поддержки нуждающихся писателей.
В своей работе автор показал судьбу беззащитных слоев населения. На примере бедного Карася он представил простого русского мужика — труженика.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
Салтыков-Щедрин М. “Карась-идеалист”
Жанр: сатирическая литературная сказка
Главные герои сказки “Карась-идеалист” и их характеристика
- Карась. Идеалист. Тихий, но вдумчивый. Бредил идеями справедливости и равенства.
- Ерш. Скептик, нервный, обиженный жизнью.
- Щука. Просто сильная и уверенная в себе.
План пересказа сказки “Карась-идеалист”
- Спор карася и ерша.
- Идеи карася
- Разговор о щуке
- Карась и ракушки
- Диспут щуки и карася
- Второй диспут
- Третий диспут
Кратчайшее содержание сказки “Карась-идеалист” для читательского дневника в 6 предложений
- Стали спорить о жизни и справедливости ерш и карась.
- Карась требовал всеобщего равенства и свободы.
- Ерш говорил про уху и щуку, о которых карась и знать не знал.
- Под влиянием карася ерш стал сомневаться в своих принципах.
- Приплыла щука и вызвала карася на диспут.
- Два раза отпускала она карася, а на третий невзначай проглотила.
Главная мысль сказки “Карась-идеалист”
Пустая голова покою не дает, но пользы не приносит.
Чему учит сказка “Карась-идеалист”
Сказка учит не спорить по пустякам, не разговаривать, а делать дело. Учит изучать причины, чтобы сделать вывод о следствиях, учит критически относиться к происходящим в обществе процессам.
Отзыв на сказку “Карась-идеалист”
Это интересная и слегка забавная сказка, в которой нельзя не сочувствовать идеям карася. Для своего времени они были преждевременны, да и сейчас далеко до их воплощения. Но идеи равенства и свободы будет всегда тревожить людей, и всегда найдутся те, кто будет бороться за эти идеалы.
Пословицы к сказке “Карась-идеалист”
Язык болтает, а голова не знает. Болтай, болтай – недалеко Валдай. Никто про тебя бы не знал, коли сам бы не наболтал. Богу богово, а кесарю кесарево. Дай дураку волю, а он две возьмет.
Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки “Карась-идеалист”
Поспорили раз карась с ершом. Карась говорил, что жить нужно по совести, а ерш утверждал, что можно слукавить. На это карась говорил, что это подлость. Карась был рыбой смирной, лежал на дне, думал, но мысли свои в цензуру не отправлял, не афишировал, а потому считался вполне себе благонадежным. И вот стали карась с ершом собираться в разных местах и спорить. Карась вещал про бескровное существование, а нервный ерш видел смысл жизни в распрях, в борьбе. И ерш спрашивал про щуку. Карась удивлялся, он не знал щуку и считал ее страшилкой. И он говорил, что зло не может быть стимулом прогресса, что зло только тормозит развитие общества. Ерш спрашивал карася про уху, но карась ничего не знал и об ухе. На следующий день ерш сообщил карасю, что в их омут заглядывала щука и решила, что в этом тихом месте должно быть много карасей. Карась заволновался и стал спрашивать, что ему делать. Ерш посоветовал карасю самому лезть щуке в пасть, но карась начал возмущаться. Он сказал, что щука не имеет права глотать его без объяснений, что все рыбки должны собраться и дать отпор щуке. Ерш пытался урезонить карася, и стал спрашивать сладко ли тому пришлось бы, если бы все ракушки объединились и дали отпор карасю. Карась смутился, лег на дно и стал размышлять. В итоге, он пришел к выводу, что ест ракушек, потому что те природой предназначены ему в пищу. И это справедливо. И споры карася и ерша продолжались. Карась все больше входил в раж. Он требовал чтобы рыбы любили друг друга, требовал осознать свои права, и хотел чтобы рыба рыбой не питалась. И был карась так убедителен и настойчив, что даже ерш стал сомневаться в своих убеждениях. Но вот приплыла щука и предложила карасю диспут. Карась предложил, чтобы рыбы плавали спокойно и были свободными. И чтобы щука не могла карася съесть. Удивляется щука, нет такого закона. Потом карась стал вещать о справедливости, чтобы сильные не обижали слабых и все рыбы стояли бы друг за друга. Опять щука удивилась и отправила карася проспаться. В обед карась снова явился на диспут и щука стала интересоваться, не хочет ли карась от ее трудов кормиться. Потом она внимательно посмотрела на карася, и тот начал понимать. Но щука была еще сытой и карася отпустила. Вечером карася доставили на диспут уже под охраной. И окунь, допрашивая карася, покусал ему бока. Но карась не угомонился. Он громко вопросил щуку о добродетели, и та так удивилась, что широко разинула рот, и сама того не желая, проглотила карася. А ерш все это предвидел и предсказывал, и был удовлетворен своей прозорливостью.
Хорошо ли быть идеалистом?
Вопрос сложный и неоднозначный. Если ставить знак равенства между оптимизмом, мечтательностью и идеализмом, то вера в доброе и светлое необходима, чтобы вырасти нормальным человеком. Но по мере взросления человек должен отказываться от тех устремлений и ценностей, которые морально устарели и тянут его вниз. При этом не следует думать, что из такой позиции вытекает моральное приспособленчество. Базовые нравственные ценности так или иначе должны регулировать поведение человека. Правда, если бы спросить у автора сказки, то сам Салтыков-Щедрин («Карась-идеалист» подтверждает эту мысль) сказал бы читателю, что не одобряет ни идеализма, ни бестолкового оптимизма, оторванного от жизненных реалий.
Печальный исход
На встрече со щукой карась начал рассказывать хищнице, что необходимо жить по-честному. Должно быть правильное разделение труда, а о поедании других рыб речи идти не может. Щука задумалась, что если жить по такой философии, то ей придется много работать, а кушать лишь червяков, улиток и упавших в воду насекомых. Хищница решила обдумать услышанное ею на диспуте, а голавлю приказала взять под стражу оратора и привести его вечером для продолжения беседы.
Вечером идеалист решил поговорить о моральных ценностях. Он спросил у щуки, знает ли она что такое добродетель. По его мнению, все существа на земле должны жить друг с другом исключительно в мире и согласии. Щука от удивления раскрыла пасть и случайно проглотила карася. Ёрш, который наблюдал за происходящим издалека, про себя сказал, что диспуты с хищниками всегда кончаются подобным.
История создания, особенности сюжета
Салтыков-Щедрин написал сказку в 1884 году. «Карася-идеалиста» впервые опубликовали в сборнике «XXV лет». Сатирик в то время работал над серией произведений, в которых использовал образы животных, чтобы избежать цензуры.
В том же году были написаны «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Вяленая вобла».
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут. У сказки простой сюжет: сначала мнениями обмениваются ерш и карась, затем, услышав об их разговорах, приплывает щука
Карась трижды вступает с ней в спор — традиционная для сказки композиция. Затем наступает драматическая развязка
У сказки простой сюжет: сначала мнениями обмениваются ерш и карась, затем, услышав об их разговорах, приплывает щука. Карась трижды вступает с ней в спор — традиционная для сказки композиция. Затем наступает драматическая развязка.
Короткий пересказ «Карась-идеалист» с цитатами
Краткое содержание «Карась идеалист» Салтыков-Щедрин:
Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать.
Карась-идеалист – главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга. Никогда не слышал про то, что из карасей уху варят. Его главным желанием было: согласие между рыбами. Но, при том спокойно ел ракушки, жуков и червяков. Никогда не видывал страшной щуки, но беседы о мире между рыбами проводил.
Ёрш – рыба, пережившая много бед, считает карася «не от мира сего», но любит с ним беседовать, иногда, даже приходит к мысли, а что, если карась прав? Его раздражает простота и неопытность карася, который и «щуки ни разу не видывал».
Вольные изречения произносятся им без страха.
Беседы доходят до того, что карась не понимает: за что их род едят?
А ёрш интересуется, а почему ты ракушки ешь? За что казнишь?
Он считал, что карасей есть нельзя. А ёрш интересуется: «Куда подевались твои сородичи, которые в невод угодили?» На что карась отвечал: « Может, живут они, и не тужат на монастырской еде!»
Хотел карась закон издать, что для всех рыб хватит мелкого корма: червяков, пауков.
Всё больше распылялся карась и дошли речи до верхов. Пришёл головень, и приглашает карася прибыть в назначенное место, где завтра придёт слушать его щука. Карась не испугался, а даже обрадовался, в надежде увидеть рыбу и произнести «волшебные слова»! Первая встреча началась с того, что карась хотел, чтобы все рыбы были счастливы! Свободно плавали. Что никто никого не будет есть. Богатые и бедными уравняются.
И что и работать я буду? – поинтересовалась щука.
На третий раз карась пришёл к щуке, повреждённый: с покусанным хвостом и спиной, увлёкшимся окунем.
Приободрял себя волшебным словом.
— Начинай! – промолвила щука.
— Известно, ли вам, слово «добродетель»? – пламенно произнёс он.
Открыв от удивления рот, не планируя проглатывания, съела «идеалиста»!
— Как пообедали? Удачно! – произнесли рыбы, опомнившись.
Вот до чего диспуты доводят! – торжественно произнёс ёрш.
В произведение идут обсуждения между либералами и социалистами (подчёркивая связь между христианством и идеалистами – представителями интеллигенции).
Сказка Салтыкова-Щедрина «Вяленая вобла», написанная в 1884 году, — поучительная история о жизни рыбы, оставшейся без внутренностей. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Вяленая вобла» для читательского дневника. Это острая сатирическая сказка, написана в форме животного эпоса, впервые вышла в сборнике «Новые сказки для детей изрядного возраста».
Приглашение на беседу со щукой
Вскоре ерш принес своему приятелю известие, что в их спокойной заводи появилась щука
Теперь всем рыбам необходимо соблюдать максимальную осторожность. Карась же утверждал, что за ним нет никаких грехов, поэтому щуке не за что на его нападать и волноваться ему попросту не о чем. Он мечтал, чтобы все рыбы жили в полном мире и согласии друг с другом
Он мечтал, чтобы все рыбы жили в полном мире и согласии друг с другом.
Ёрш, который хорошо знал реальную жизнь, просто посмеялся над такими словами. Он утверждал, что у каждого своё предназначение, у ракушек — стать обедом для маленьких рыбок, а щуки должны есть карасей. Этот разговор услышал голавль и решил передать его содержание поселившемуся в их тихой заводи огромному хищнику.
Анализ сюжета
Произведение, несмотря на свой жанр, поднимает серьёзные взрослые проблемы, поэтому его и изучают в старших классах по школьной программе, чтобы ученики смогли понять взгляды автора. Сатирическая сказка известного писателя Салтыкова-Щедрина имеет несколько функций:
- Поучительную.
- Философскую.
- Историческую.
- Социальную.
Так, поучительная функция этого произведения заключается в том, что сюжет учит читателя принимать реальность в том виде, в котором она существует. Не стоит слепо верит в равенство, которого нет, и в те лозунги, которые действуют лишь только на словах.
Философская функция заключается в том, что в сказке автор осудил либеральные взгляды, которые лишь только умеют красиво говорить, но никаких решительных действий не предпринимают. Видно, что Михаила Евграфовича такая позиция людей задевает, поэтому своё осуждение он выражает, используя аллегорию.
Историческая и социальная функции сатирической сказки тесно между собой переплетены. Сюжет произведения заставляет читателя задуматься над действительностью, размышлять самостоятельно, не опираясь на чьи-то взгляды, даже если они могут показаться правильными.
Исторический аспект этой сказки заключается в том, что она отражает поведение и взгляды либералов XIX века, которые, по мнению писателя, неспособны что-то изменить в действительности и живут в том мире, придуманном ими самими.
Приглашение на диспут
Продолжаем пересказ «Карася-идеалиста», краткое содержание сказки, с известия о щуке. Однажды принес ерш известие о том, что появилась щука, и пора бы карасю перья свои подобрать, чтоб ей удобнее его глотать было. Возмутился карась, мол, нет за ним такой вины, за которую можно было так наказать. Мечтал карась о согласии и мире между рыбами. Ерша от таких слов передергивало. Услышал их как-то голавль. А ерш рассердился и уплыл, ворча, что у каждого свое пропитание – караси едят ракушек, а щуки – карасей.
Задумался карась над словами ерша. И понял, что ракушки предназначены для пропитания самой природой. А щуку, если повстречает, он спросит о добродетели, что, мол, нехорошо, чтобы рыбы ели других рыб. Так карась и рассуждал, пока не приплыл к нему голавль и не пригласил на диспут к щуке
Карась не испугался – ведь он знал важное, почти волшебное слово, которое и из «щуки карася сделает»
Вариант №2
Произведение под названием «Карась-идеалист» написано русским писателем-сатириком Михаилом Евграфовичем Салтыковым-Щедриным в 1884 году. Сказка увидела свет, когда ее автор работал над серией похожего рода сказок. Многие из них уже тогда опубликовались. История появления произведения неразрывно связано с отличиями законов, принятых в обществе, в котором жил писатель в второй половине 19 века. Либералы боролись за равноправие, справедливое распределение обязанностей и труда. При этом интеллигенты не были в почете. Они умели разбрасываться красивыми словами, но на деле не могли реализоваться.
В результате этих тем сформировались проблемы текста. Ими являются сильные и слабые люди мира, диспуты, взгляды либерализма и настоящее.
Для того, чтобы создать аллегории, писатель пустил читателя в подводный мир. Главными героями произведения являются рыбешки, которые имеют в своей основе человеческие образы, которые играют не самые главные роли.
Ерш и карась спорят. Карась надеется, что прожить в этом мире правдивому человеку сложно, но возможно. Он верит в равноправие и свободу слова. Не знает, что существуют щуки и что монахи тоже питаются рыбой. Карась о нынешнем обществе и является иногда смело мыслящим.
Всецело противоположным карасю является ерш. Он четко уверен, что живется в этом мире трудно и опасно. Необходимо постоянного быть начеку, как бы тебя не съели. Он пытается доказать это карасю, но все тщетно.
Данное произведение можно с легкостью отнести к сатирической сказке.
Сочинение по сказке Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»
Салтыков-Щедрин — писатель, который с помощью своих художественных произведений, написанных в жанре сказки, поднимал такие темы, как тема власти и народа. В его работах очень часто появляются такие себе правдоискатели, которые верят в склонность жестоких правителей к добродетели, и в итоге погибающих. Этому есть подтверждение — изученная нами сказка Карась-идеалист.
Карась идеалист краткое содержание
Карась-идеалист на брифли дает нам возможность изучить сказку Салтыкова-Щедрина в кратком ее содержании. Сюжет нас знакомит с Карасем, полным идеалистических взглядов. Он чист душой и верит: зло не будет править миром, оно не является главной силой, так как истощает жизнь. Другое дело добро. Оно порождает будущее.
Погружаясь в свои идейные убеждения, герой полностью забывается, забывает и о том, что сам он живет в мире зла. А вот как раз Ерш, которого мы также встречаем на страницах сказки, смотрит на жизнь реально и видит настоящую действительность. Он попросту смеется над убеждениями героя, чьи рассуждения сводились к тому, что рыба не должна есть рыбу. Ерш говорит, что тот не знает жизни. Словом, мы видим некий спор между реалистом и идеалистом. И тут главный персонаж решает показать свою философию в действии, пытаясь урезонить Щуку, вступая с ней в спор. При этом щуку он видит впервые. Герой рассказывал в беседе со Щукой о жизни, что наполнена счастьем, о равенстве между всеми рыбами, о законах, запрещающих щуке есть карася. Беседа проходила трижды. Первый раз Щука назвала героя пьяным, предложив ему проспаться, второй раз карась был покусан окунем, а при третьей встрече и вовсе, был случайно съеден щукой, которая от удивления при слове добродетель раскрыла рот и засосала героя.
Карась-идеалист анализ
Делая анализ сказки Салтыкова-Щедрина, мы видим взаимодействия высших и низших кругов. Автор здесь также затрагивает такие проблемы, как самонадеянность и интеллект. Свою сатирическую сказку писатель написал в 1824 году. Карась-идеалист пополнил ряд зоологических работ, где автор своим героем выбирает карася, желая изобразить интеллигента социалиста, который не может соизмерять свои силы и поступки с действительностью, что его окружала.
Сказка писателя начинается и закачивается спором. В первой части герой ведет спор с ершом, а в конце карась спорит со щукой. В первом случае противопоставляется идеалист и скептик, где один не знающий жизни, а второй уже повидал жизнь и знаком с ее действительностью. Во второй части произведения в спор участвует щука, которая олицетворяет власть и карась. И тут мы видим, что наш идеалист далек от реальности.
Герои сказки и их характеристика
Рассматривая произведение Карась-идеалист, мы знакомимся с ее героями, а подробное изучение работы позволяет сделать характеристику героев.
Главным героем сказки является Карась. Мы видим героя со своими убеждениями. Он умен, но очень упрямый и самонадеянный. Его политика прекрасна, ведь хочет он защитить права других рыб. Однако не зная жизни, не понимает, что своими высказываниями он накликает на себя беду. Таких, как он, задавили бы, и в любом случае уничтожили. Это и произошло в сказке писателя.
Встречаемся мы и со скептиком Ершом, который тронут идеализмом оппонента. Он знаком с жизнью, знает ее законы, но является трусом, поэтому и говорит карасю, чтобы тот не разевал пасть, а если что и хочет сказать то должен это делать шепотом.
Щука — это еще один герой произведения. В ее образе автор представляет власть. Мы видим, что она слова такого, как добродетель, даже не знает, отчего и разинула рот, съев главного героя.
Смысл сказки Карась-идеалист
Если говорить о смысле сказки Щедрина, то автор хотел своим произведением донести до читателя мысль о невозможности разбудить моральные качества власти, какие бы диспуты и споры не начинала либеральная интеллигенция. Автор говорит о том, что у каждого слоя общества свое видение жизни, да и несвойственно представителям власти такое качество, как добродетель.
Михаил Салтыков-Щедрин. Карась-идеалист
Карась с ершом спорил. Карась говорил, что можно на свете одною правдою прожить, а ерш утверждал, что нельзя без того обойтись, чтоб не слукавить. Что именно разумел ерш под выражением «слукавить» – неизвестно, но только всякий раз, как он эти слова произносил, карась в негодовании восклицал:
– Но ведь это подлость!
На что ерш возражал:
– Вот ужо увидишь!
Карась – рыба смирная и к идеализму склонная: недаром его монахи любят. Лежит он больше на самом дне речной заводи (где потише) или пруда, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек для своего продовольствия. Ну, натурально, полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное. Но так как караси ни в цензуру своих мыслей не представляют, ни в участке не прописывают, то в политической неблагонадежности их никто не подозревает. Если же иногда и видим, что от времени до времени на карасей устраивается облава, то отнюдь не за вольнодумство, а за то, что они вкусны.
Ловят карасей, по преимуществу, сетью или неводом; но, чтобы ловля была удачна, необходимо иметь сноровку. Опытные рыбаки выбирают для этого время сейчас вслед за дождем, когда вода бывает мутна, и затем, заводя невод, начинают хлопать по воде канатом, палками и вообще производить шум. Заслышав шум и думая, что он возвещает торжество вольных идей, карась снимается со дна и начинает справляться, нельзя ли и ему как-нибудь пристроиться к торжеству. Тут-то он и попадает во множестве в мотню, чтобы потом сделаться жертвою человеческого чревоугодия. Ибо, повторяю, караси представляют такое лакомое блюдо (особливо изжаренные в сметане), что предводители дворянства охотно потчуют ими даже губернаторов.
Что касается до ершей, то это рыба уже тронутая скептицизмом и притом колючая. Будучи сварена в ухе, она дает бесподобный бульон.
Каким образом случилось, что карась с ершом сошлись, – не знаю; знаю только, что однажды, сошедшись, сейчас же заспорили. Поспорили раз, поспорили другой, а потом и во вкус вошли, свидания друг другу стали назначать. Сплывутся где-нибудь под водяным лопухом и начнут умные речи разговаривать. А плотва-белобрюшка резвится около них и ума-разума набирается.
Первым всегда задирал карась.
– Не верю, – говорил он, – чтобы борьба и свара были нормальным законом, под влиянием которого будто бы суждено развиваться всему живущему на земле. Верю в бескровное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко убежден, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или поздно сделается общим достоянием!
– Дожидайся! – иронизировал ерш.
Ерш спорил отрывисто и неспокойно. Это – рыба нервная, которая, по-видимому, помнит немало обид. Накипело у нее на сердце… ах, накипело! До ненависти покуда еще не дошло, но веры и наивности уж и в помине нет. Вместо мирного жития она повсюду распрю видит; вместо прогресса – всеобщую одичалость. И утверждает, что тот, кто имеет претензию жить, должен все это в расчет принимать. Карася же считает «блаженненьким», хотя в то же время сознает, что с ним только и можно «душу отводить».
– И дождусь! – отзывался карась. – И не я один, все дождутся. Тьма, в которой мы плаваем, есть порождение горькой исторической случайности; но так как ныне, благодаря новейшим исследованиям, можно эту случайность по косточкам разобрать, то и причины, ее породившие, нельзя уже считать неустранимыми. Тьма – совершившийся факт, а свет – чаемое будущее. И будет свет, будет!
– Значит, и такое, по-твоему, время придет, когда и щук не будет?
– Каких таких щук? – удивился карась, который был до того наивен, что когда при нем говорили: «На то щука в море, чтоб карась не дремал», то он думал, что это что-нибудь вроде тех никс[1 — Никсы – в немецких народных верованиях – русалки.
Ерш и карась
Поспорили как-то карась и ерш. Один считал, что можно жить по правде, а второй утверждал, что без обмана не прожить. Карась кричал, что это подлость. Зарывшись в ил, карась много думал и своими мыслями делился с ершом. Часто они спорили. Но первым обычно начинал карась, мол, борьба не приведет ни к чему хорошему и надо стремиться к свету. Ерш ухмылялся, там, наверное, и щук не будет? Карась вообще никогда не слышал про щук и был уверен, что все это выдумки. Ерш презрительно хмыкал и уплывал.
Когда они встречались, карась заводил свою любимую песню о торжестве добра. Он был уверен, что плохие поступки рано или поздно будут посрамлены. Как пример приводил методы ловли рыбы – с ловли багром переходят на удочки и неводы. Ерш был уверен, что ни какой разницы нет, каким методом в уху угодить. А карась и про уху-то ничего не слышал. И ерш сердито удалялся.
Карась-идеалист
Очень кратко
Карась рассуждает о свободе и равенстве для всех рыб, он убеждён, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он говорит ей эти слова, и та от удивления съедает его.
Карась спорил с приятелем-ершом о том, «что можно на свете одною правдою прожить». Ёрш же утверждал, что нельзя обойтись без того, чтобы слукавить. Карась негодовал и называл это подлостью, а ёрш предрекал: «Вот ужо увидишь!»
Обычно караси — смирные, склонные к идеализму рыбы, за что их очень любят монахи. Лежит карп на дне реки, в иле, питается микроскопическими ракушками — «полежит-полежит, да что-нибудь и выдумает. Иногда даже и очень вольное». Но поскольку караси мыслей своих не раскрывают, то в политической неблагонадёжности их не подозревают, а ловят исключительно из-за вкусного мяса.
Ёрш — рыба колючая, «уже тронутая скептицизмом», нервная и злопамятная. Ловят ершей исключительно ради вкусного бульона.
Неизвестно, как сошлись две такие разные рыбы, но стали они встречаться и спорить каждый день. Карась верил в гармоничное и мирное будущее для всех рыб и был убеждён, что счастье «рано или поздно сделается общим достоянием».
Карась рассуждал о том, что основой жизни является добро, а не зло, об общих правах для всех рыб и о том, что рыбам надо сговориться между собой и перестать питаться себе подобными. Скептик ёрш, считавший, что в мире царят тьма и невежество, ехидно напоминал о щуке, которая заплывала недавно в их заводь и интересовалась, водятся ли здесь караси.
Для карася щука была мифическим существом, которым пугают непослушных детей, да и об ухе он никогда не слышал. Он считал, что щука не имеет права глотать его без объяснений и вины, и собирался спросить у неё при встрече, «что такое добродетель и какие обязанности она в отношении к ближним налагает». Карась был искренне уверен, что щуки «к голосу правды не глухи», и услышав эти магические слова, щука его не съест.
Напрасно ёрш твердил, что едят не в качестве наказания, а потому, что есть хочется и так устроен мир, — карась не хотел его слушать. Заводь, где жили приятели, была тихим местом, обо всём можно было говорить безнаказанно, и карась разговорился вовсю.
В один прекрасный день к карасю явился головаль с известием, что на днях заводь посетит щука. Карасю было предписано явиться «чуть свет ответ держать», но он не испугался — понадеялся на своё «магическое слово», которое укротит самую лютую щуку.
Видя спокойствие приятеля, ёрш начал сомневаться: может, щука и вправду не такая уж и злая и способна услышать доброе слово, а карась, возможно, не такой уж и простофиля. Вот как явится он завтра к щуке, как скажет ей «самую сущую правду», щука проникнется, да и назначит карася начальником над всей заводью.
Щука же, любившая разные диспуты, давно слышала о речах карася и приплыла специально, чтобы его послушать. Выложил ей карась свои размышления о свободе, равенстве и счастье для всех рыб.
Если рыбы начнут друг за друга стоять, то людям об ухе забыть придётся.
Три дня слушала щука речи карася-идеалиста и назвала его идеи социализмом. Социализм щуке не нравился, работать на общее благо она не хотела и под конец карась ей надоел. Его арестовали, а на допросе окунь покусал ему хвост и спинной плавник.
На последнюю встречу окунь явился сильно потрёпанным, но не сдавшимся. Поглядев щуке в глаза, он сказал «магическое слово» — спросил: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?». Щука открыла рот от удивления, машинально втянула в себя воду и нечаянно проглотила карася.
Видевшие это рыбы поспешно сплылись к щуке узнать, не подавилась ли она. А ёрш, давно предвидевший такой конец, заявил: «Вот они, диспуты-то наши, каковы!»
Оцените пересказ
Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:
Главные герои
Читатель этой сказки погружается в удивительный подводный мир, в котором оживают рыбы, они имеют самосознание и способны общаться друг с другом. Это не безмолвные существа, а настоящие личности, каждая из них обладает своими особенностями и характерными чертами.
Главными героями этой сказки являются:
- Карась.
- Ёрш.
- Щука.
- Голавль.
Некоторые из главных героев практичны и мудры, а кто-то идеализирует реальность, наивно полагая о победе добра над злом и всеобщей радости. К такому привилегированному сословию относится щука, которая не любила работать, желая получать лишь еду в виде карасей и прочей рыбы. А вот ерш и другие мирные создания — простые труженики, которые привыкли довольствоваться малым.