Сочинение на тему «тема осени в произведениях пушкина»

Осень

Центральные персонажи

Центральными персонажами стихотворения формально можно назвать автора и его читателя, которому адресован поэтический монолог.

Читатель выступает в роли предполагаемого оппонента, который мог бы возразить, что осень – не самое привлекательное время года. Ему-то и доказывает Пушкин, что это не так.

Ещё одним персонажем стихотворения становится Осень, которую, с помощью олицетворения, поэт превращает в живого человека.

Болезненная красавица, которая прощается с жизнью и знает о мире нечто большее, чем другие, трогает Пушкина своей мудрой и смиренной покорностью, строгостью и печалью. «Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной», — признаётся поэт.

Композиция, тропы

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Средства выразительности

Особой частью стихотворения являются средства выразительности: метафоры, эпитеты, сравнение, инверсия. Эпитеты и сравнение помогают наиболее точно описать осень. Метафоры же насыщают стихотворение динамикой, жизнью. Без них у Александра Сергеевича не получилось бы создать той самой картины «Пушкинской осени». Также в произведении можно найти аллитерацию (звукопись). Этот художественный приём позволяет услышать или хотя бы примерно представить звучание осени — шелест листьев, шум ветра.

Это интересно: 270,Анализ стихотворения А, с, пушкина «свободы сеятель пустынный»

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Осень в стихотворениях А, С, Пушкина“» размещена в разделах

  • Конспекты занятий. Все конспекты
  • Осень. Занятия по развитию речи
  • Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
  • Осень. Материалы для воспитателей
  • Пушкин А.С. Конспекты занятий
  • Пушкин, Александр Сергеевич
  • Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
  • Старшая группа
  • Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
  • Стихи про осень для детей
  • Темочки

-обучающие: учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения А. С. Пушкина;

-развивающие : развивать умение поддержать беседу по содержанию стихотворения, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, свое понимание слов, развивать слуховое восприяте звуков природы;

-речевые: расширять словарный запас новыми словами- усадьба, подсвечник, чернила, секретер, увяданье, очи, багрец, сени, мгла; развивать звуковую культуру речи (звуки р, л, обогащать речь детей прилагательными, характеризующими осень;

-воспитательные: воспитывать чуткость к стихотворениям, умение видеть красоту природы.

Материал и оборудывание: экран, компьютер, презентация, магнитофон, записи со звуками природы, книги с произведениями А. С. Пушкина, перо с чернилами, подсвечник со свечами, запись отрывка из сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», карета с лошадью.

Предшествующая работа: чтение сказок А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание картин, беседы на тему «Осень», рисование по мотивам сказок А. С. Пушкина.

Произведения в прозе

«Болдинская осень» смогла изменить мироощущения поэта таким образом, что он решил реализоваться и в качестве прозаика. Здесь он написал «Повести Белкина», которые ему давались достаточно «легко и непринужденно». Он творил в новом для себя литературном амплуа с небывалым увлечением и приподнятым настроением. А выпустил он это произведение, наполненное легкой иронией, гуманностью и наблюдательностью, впоследствии под вымышленным именем.

В деревне Пушкин создает «Маленькие трагедии», пробуя себя в драме. Камерный характер произведения, в котором задействовано мало персонажей и используется достаточно динамичный сюжет, по закону жанра заканчивается гибелью главного персонажа. В основном все драматические произведения этого цикла повествуют о конфликтах человеческих страстей, которые разрешаются самым печальным образом. Тревожная тематика «философии жизни современного человека» была прервана лишь после письма невесты, которая вернула писателю утраченное душевное равновесие. Наталья Гончарова тогда написала, что «обещает выйти замуж и без приданного».

Кроме того, в период «Болдинской осени» Александр Сергеевич написал два больших литературно-критических цикла для «Литературной газеты», но все статьи остались неопубликованными, так как 15 ноября 1830 года издание газеты было приостановлено.

В жизни Пушкина было ещё две «болдинских осени». Он провёл в этой деревне октябрь 1833 года, причём на этот раз он написал почти так же много произведений: поэмы «Медный всадник» и «Анджело», «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Пиковую даму» и ряд стихотворений, а также закончил «Историю Пугачёва». Осенью 1834 года Пушкин снова посетил Болдино, но написал там всего одно произведение — «Сказку о золотом петушке».

Александр Сергеевич Пушкин

Осень

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
Державин.
I

Октябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча ещё бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

II

Теперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.Суровою зимой я более доволен,Люблю её снега; в присутствии луныКак лёгкий бег саней с подругой быстр и волен,Когда под соболем, согрета и свежа,Она вам руку жмёт, пылая и дрожа!

III

Как весело, обув железом острым ноги,Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!А зимних праздников блестящие тревоги?..Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стёклами двойными.

IV

Ох, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да освежить себя —Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,И, проводив её блинами и вином,Поминки ей творим мороженым и льдом.

V

Дни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.

VI

Как это объяснить? Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева.Улыбка на устах увянувших видна;Могильной пропасти она не слышит зева;Играет на лице ещё багровый цвет.Она жива ещё сегодня, завтра нет.

VII

Унылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы.

VIII

И с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русской холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь:Чредой слетает сон, чредой находит голод;Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят — я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн — таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

IX

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несёт,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промёрзлый дол и трескается лёд.Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиёт,То тлеет медленно — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.

X

И забываю мир — и в сладкой тишинеЯ сладко усыплён моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем,Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем —И тут ко мне идёт незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей.

XI

И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;Громада двинулась и рассекает волны.

XII

Плывёт. Куда ж нам плыть?..

Осень. Пушкин, 1833

После стихов:
И тут ко мне идет незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей. —
в рукописи следовала октава, исключенная из окончательного текста:
Стальные рыцари, угрюмые султаны,Монахи, карлики, арапские цари,Гречанки с четками, корсары, богдыханы,Испанцы в епанчах, жиды, богатыри,
Царевны пленные и злые великаны.И вы, любимицы златой моей зари, —Вы, барышни мои, с открытыми плечами,С висками гладкими и томными очами.
Последняя строфа в черновом автографе была доведена шестого стиха:
Ура!.. куда же плыть?.. какие берегаТеперь мы посетим: Кавказ ли колоссальный,Иль опаленные Молдавии луга,Иль скалы дикие Шотландии печальной,Или Нормандии блестящие снега,Или Швейцарии ландшафт пирамидальный?

Система образов

Стихотворение построено на чередовании возвышенных и сниженных образов. Первые характеризуют весну и лето, вторые – осень и зиму.

В центре находится образ поэта или лирического героя, который рассказывает о том, как он любит проводить осенние дни, зимние утра и вечера.

Большое место отведено образам осеннего пейзажа. Из них складывается общий портрет осени, которую Пушкин сравнивает с чахоточной девой и своей возлюбленной.

Столкновение столь противоречивых образов рождает интуитивное понимание идеи стихотворения: наиболее привлекательно для творческого человека то, что стоит на грани между жизнью и смертью. Осень – некое духовное пограничье, путь в мир творчества и поэтических открытий.

Александр Сергеевич Пушкин стихи про осень

Категория: Поздравления » СтихиУнылая пора! Очей очарованье!…Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.

***


Уж небо осенью дышало..

.

Уж небо осенью дышало,Уж реже солнышко блистало,Короче становился день,Лесов таинственная сеньС печальным шумом обнажалась,Ложился на поля туман,Гусей крикливый караванТянулся к югу: приближаласьДовольно скучная пора;Стоял ноябрь уж у двора.

***


Осеннее утро

Поднялся шум; свирелью полевойОглашено мое уединенье,И с образом любовницы драгойПоследнее слетело сновиденье.С небес уже скатилась ночи тень.Взошла заря, блистает бледный день —А вкруг меня глухое запустенье…Уж нет ее…

я был у берегов,Где милая ходила в вечер ясный;На берегу, на зелени луговЯ не нашел чуть видимых следов,Оставленных ногой ее прекрасной.Задумчиво бродя в глуши лесов,Произносил я имя несравненной;Я звал ее — и глас уединенныйПустых долин позвал ее в дали.

Уж осени холодною рукоюГлавы берез и лип обнажены,Она шумит в дубравах опустелых;Там день и ночь кружится желтый лист,Стоит туман на волнах охладелых,И слышится мгновенный ветра свист.Поля, холмы, знакомые дубравы!Хранители священной тишины!Свидетели моей тоски, забавы!Забыты вы… до сладостной весны!

***


Осень

Октябрь уж наступил — уж роща отряхаетПоследние листы с нагих своих ветвей;Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.Журча ещё бежит за мельницу ручей,Но пруд уже застыл; сосед мой поспешаетВ отъезжие поля с охотою своей,И страждут озими от бешеной забавы,И будит лай собак уснувшие дубравы.

ИИТеперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,Ведь это наконец и жителю берлоги,Медведю, надоест. Нельзя же целый векКататься нам в санях с Армидами младымиИль киснуть у печей за стёклами двойными.ИВОх, лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;Лишь как бы напоить, да освежить себя —Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи,И, проводив её блинами и вином,Поминки ей творим мороженым и льдом.ВДни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно.

Так нелюбимое дитя в семье роднойК себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,Из годовых времён я рад лишь ей одной,В ней много доброго; любовник не тщеславный,Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной.ВИКак это объяснить? Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится. На смерть осуждена,Бедняжка клонится без ропота, без гнева.

ВИИУнылая пора! очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдалённые седой зимы угрозы.

ВИИИИ с каждой осенью я расцветаю вновь;Здоровью моему полезен русской холод;К привычкам бытия вновь чувствую любовь:Чредой слетает сон, чредой находит голод;Легко и радостно играет в сердце кровь,Желания кипят — я снова счастлив, молод,Я снова жизни полн — таков мой организм(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

ИXВедут ко мне коня; в раздолии открытом,Махая гривою, он всадника несёт,И звонко под его блистающим копытомЗвенит промёрзлый дол и трескается лёд.Но гаснет краткий день, и в камельке забытомОгонь опять горит — то яркий свет лиёт,То тлеет медленно — а я пред ним читаюИль думы долгие в душе моей питаю.XИ забываю мир — и в сладкой тишинеЯ сладко усыплён моим воображеньем,И пробуждается поэзия во мне:Душа стесняется лирическим волненьем,Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,Излиться наконец свободным проявленьем —И тут ко мне идёт незримый рой гостей,Знакомцы давние, плоды мечты моей.XИИ мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы лёгкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

Громада двинулась и рассекает волны.

Воспевание русской природы

Основной особенностью творчества поэта является выраженный национальный характер. Большинство современников и предшественников Александра Сергеевича воспевали красоту в общем понимании. Романтики не обращали внимания на действительность. В их произведения очертания местности были расплывчатыми. Эталоном хорошего пейзажа обычно была какая-то далёкая страна с огромными лесами, бесконечными полями и реками.

Сначала поэт писал свои произведения под влиянием романтизма. Во время ссылки Пушкин восхищался природой, писал о безбрежном море

Он заострил свое внимание на пейзажах, которые видел сам. Перевод в Михайловское позволило Александру Сергеевичу глубоко прочувствовать прелесть русской природы.

Образы и символы

Образ лирического героя выступает главным в произведении «Осень». Это критичный и не лишенный юмора наблюдатель, который анализирует все времена года и доказывает свою позицию. Он очень ценит комфорт и не боится высказать своих земных и обыденных желаний. Герой раскрывается полностью, и это новаторство Пушкина: вместо устаревших слов возвышенного слога, в которых перед нами выражается не человек, а миссия, мы видим простые и понятные слова, отражающие мысли каждого человека, который не любит комаров, зноя, слякоти и других капризов природы. Если сравнить творчество Державина и какого-либо другого современника Пушкина с тем, что мы видим в «Осени», каждый читатель ощутит контраст. Пушкин пишет о людях и для людей, подмечая совсем не возвышенные, но такие универсальные и жизненные черты времен года, близкие всем нам. Его лирический герой откровенен и честен с нами, он показывает себя таким, каким он предстает наедине с домочадцами и близкими друзьями. Поэтому он не стесняется описывать недостатки времен года и очернять всеми любимый образ весны.

Именно через этот образ Пушкин делится с читателями своими впечатлениями от осени. Получается, что Александр Пушкин и есть тот самый лирический герой, который пытается донести свои мысли и чувства. В теории литературы не принято отождествлять лирического героя и автора, но в данном случае это вполне уместно. Любовь автора к осени подтверждается тем фактом, что большинство его произведений написаны в это время года.

Также можно сказать, что героем в стихотворении является и осень, которую воспевает автор. Он сравнивает ее с «чахоточной девой», которая пленяет наблюдателя утонченным изяществом увядающей красоты. Также ему нравится мимолетность этого времени года, быстрота его ухода. Осень нужно еще поймать, ведь очень быстро ее яркий убор сменяется голыми ветками и заморозками. Она уникальна тем, что так быстро стремится убежать от нас, как курортный роман, как порыв вдохновения, как полет птицы. Поэту тяжело выразить словами ту любовь, которую он к ней испытывает:

Образы других времен года не менее интересны. Зима — хлебосольная и праздничная «старушка», которая дает много новых развлечений и острых ощущений. Автор описывает поездки на санях с возлюбленной, катание на коньках, праздничное застолье. Зима у него уютная, длительная, основательная. Она нарядна и добра, как сама Русь-матушка. Это время года передает русский дух. А вот весна совсем разочаровывает поэта: слякоть, грязь, вонь — таков его отзыв. Обычно поэты наделяют весну красотой, силой обновления и молодости, описывают птичий гомон и апрельские ручьи, но герою скучна оттепель. Лето же вызывает ностальгию по зиме, ведь всюду зной и мухи. Никаких средств против паразитов поэт не застал, поэтому, надо полагать, очень мучился от нападок крылатых соседей. Летом ему тяжело работать, потому что он думает только о том, как бы спастись от жары.

Осень — Али Смит (2016)

Перейти

Нугатов В., перевод на русский язык, 2018

Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2018

* * *

Посвящается Джилли Буш-Бейли, до встречи на следующей неделе и Саре Маргарет Харди многолетней Вуд

Маем станет вам зима,

Будут вам давать сады

Небывалые плоды.

Уильям Шекспир

При нынешних темпах эрозии почвы Британии осталось собрать всего сотню урожаев.

«Гардиан» от 20 июля 2021 года

Мы лежали в пшенице, на солнце, зеленые, словно трава.

Осси Кларк

Если бы мне судилось познать здесь с тобой счастье, какой короткой показалась бы самая долгая жизнь!

Джон Китс

Нежно разрушьте меня.

У. С. Грэм

1

Это было худшее из всех времен, это было худшее из всех времен. В очередной раз. В этом суть вещей. Они распадаются, всегда распадались и всегда будут распадаться – такова их природа. Потому старого старика выбрасывает на берег. Он похож на проткнутый футбольный мяч с разошедшимися швами – типа тех кожаных, что люди пинали сотню лет назад. Море было бурным. Оно сорвало рубашку с его спины. Слова, нагие, словно я в день своего рождения, у него в голове, которую он поворачивает, но от этого больно. Так что старайся не двигать головой. Что там у него во рту – песок? Это песок у него под языком, он его чувствует, слышит, как тот скрипит на зубах, пока он поет песнь песка: я мелкая взвесь, но включаю мир весь, если ты упадешь, я всегда буду здесь, на солнце сверкаю, следы заметаю, посланье в бутылке, бутылка в волнах, стекло – тоже я, но для жатвы трудней нет зерна

нет зерна

Слова песни улетучиваются. Он устал. Песок во рту и в глазах, последние крупицы в горлышке песочных часов.

Дэниэл Глюк, твой люк наконец закрыт.

Он насилу открывает склеенный глаз. Но…

Дэниэл сидит на песке и камнях

…так вот она какая? В самом деле? Это и есть смерть?

Он заслоняет глаза. Очень яркий свет.

Солнечно. Но при этом ужасно холодно.

Он сидит на песчаном каменистом берегу, очень резкий ветер, солнце, конечно, светит, но не греет. Вдобавок голый. Немудрено, что ему холодно. Он опускает взгляд и видит все то же старое тело, изувеченные колени.

Он думал, что смерть очищает человека, сдирает с него гниющую гниль, пока он не становится легким, как облачко.

Похоже, в конце ты остаешься на берегу той самой личностью, которой был в момент ухода.

Если б я знал, думает Дэниэл, то постарался бы уйти в двадцать – двадцать пять.

Только добро.

Или, возможно (думает он, прикрывая рукой лицо, чтобы не оскорбить возможного наблюдателя, когда ковыряется в носу или рассматривает, что туда набилось, – это песок, прекрасные подробности, непривычная цветовая гамма распыленного мира, а затем вытирает его с кончиков пальцев), это и есть моя очищенная личность. В таком случае смерть – горькое разочарование.

Спасибо, смерть, что уделила мне время. Прошу извинить, но мне надо вернуться к этой, как его, жизни.

Он встает. Это не так уж и больно.

Ну вот.

Домой. В какую сторону?

Он разворачивается на сто восемьдесят градусов. Море, берег, песок, камни. Высокая трава, дюны. За дюнами – равнина. Вдоль равнины – деревья, полоска леса, которая бежит обратно к морю.

Море странное и спокойное.

Потом его вдруг поражает, как непривычно хорошо он сегодня видит.

В том смысле, что я вижу не только вон тот лес, вон то дерево и вон тот лист на вон том дереве. Я вижу черенок, соединяющий вон тот лист с вон тем деревом.

1 …

Темы, проблемы, настроение

Тематика и проблематика стихотворения Пушкина «Осень» могут быть дополнены Многомудрым Литреконом. А пока они предстают на страницах его анализа в таком виде:

  1. Основной темой произведения «Осень» является, конечно, удивительное разнообразие природы и восхищение ею. Пушкин высказывает свою точку зрения о каждом времени года, поэтому можно сказать, что в произведении есть темы весны, осени, лета и зимы. О каждой поре автор высказался предельно ясно, что и отражено в предыдущем пункте разбора. Больше всего лирический герой ценит осень, на втором месте у него зима, а потом идет лето. Весне достается последнее место. Каждым описанием Пушкин подводит нас к мысли о том, что человек должен ощущать единение с природой, ценить её. Ведь окружающий мир очень разнообразен и интересен. Прелесть времен года заключается именно в наших ощущениях, поэтому нужно уметь насладиться каждым из них.
  2. Также в стихотворении поднимается тема русского образа жизни. Автор перечисляет типично русские традиции и обычаи, делает акцент на том, как чувствует себя наш соотечественник в каждом времени года. «Здоровью моему полезен русской холод» — говорит он. Лирический герой повествует о своем досуге на природе: о прогулках верхом, о катании на коньках, о домашнем застолье, о вечернем чтении. Из этого стихотворения мы можем узнать, как проводили свои дни дворяне.
  3. Тема поэта и поэзии тоже поднимается в стихотворении «Осень». Автор описывает, как и когда к нему приходит вдохновение. Осенью он сидит перед огнем в камине и читает. В этот момент его уносит воображение, и появляются поэтические грезы. В этом ему способствует русский холод, который позволяет сосредоточиться на работе и очистить ум. В финале поэт уже забывает об осени: его фантазия уносится в далекие страны и плывет туда… куда он заведет нас в своих следующих произведениях.
  4. Также в стихотворении поднята проблема закономерности бытия. Пушкин не забывает, что вслед за рождением и рассветом приходят увядание и смерть. Поэт показывает, что осень проходит мимолётно подобно жизни чахоточной девы.
  5. Вместе со светлым, жизнерадостным настроением в стихотворении присутствуют минорные мотивы

Анализ стихотворения «Осень» Александра Пушкина

Широко известно, какое именно время года было самым любимым у Пушкина. Произведение «Осень» — одно из самых прекрасных стихотворений, посвященных осени, во всей русской литературе. Поэт написал его в 1833 г., во время пребывания в Болдино (т. н. «Болдинская осень»).

Пушкин выступает в роли талантливого художника, с большим мастерством рисующего картину осеннего пейзажа. Строки стихотворения проникнуты огромной нежностью и любовью к окружающей природе, находящейся в фазе увядания. Вступление представляет собой первый набросок к картине: опадающая листва, первые заморозки, выезды на псовую охоту.

Далее Пушкин изображает остальные времена года. При этом он перечисляет их достоинства, но делает основной упор на недостатках. Описание весны, лета и зимы достаточно развернуто, автор прибегает к шутливым грубоватым замечаниям. Приметы весны – «вонь, грязь». Зима вроде бы насыщена многими радостными событиями (прогулки и забавы на природе), но продолжается невыносимо долго и надоест «и жителю берлоги». Все хорошо жарким летом, «да пыль, да комары, да мухи».

Сделав общий обзор, Пушкин в качестве противопоставления переходит к конкретному описанию прекрасной осенней поры. Поэт признается, что любит осень странной любовью, подобной чувству к «чахоточной деве». Именно за свой печальный вид, за увядающую красоту осенний пейзаж бесконечно мил поэту. Фраза, представляющая собой антитезу, — «Унылая пора! Очей очарованье!» стала крылатой в характеристики осени.

Описание осени в стихотворении – художественный образец для всего русского поэтического общества. Пушкин достигает вершин своего таланта в использовании выразительных средств. Это разнообразные эпитеты («прощальная», «пышное», «волнистою»); метафоры («в их сенях», «зимы угрозы»); олицетворения («одетые леса»).

В заключительной части стихотворения Пушкин переходит к описанию состояния лирического героя. Он утверждает, что только осенью к нему приходит истинное вдохновение. Традиционно для поэтов весна считается временем новых надежд, пробуждения творческих сил. Но Пушкин снимает это ограничение. Он снова делает небольшое шутливое отступление – «таков мой организм».

Посещению музы автор отводит значительную часть стихотворения. В описании творческого процесса также чувствуется рука великого художника. Новые мысли являются «незримым роем гостей», совершенно преображающим одиночество поэта.

В финале поэтическая работа представляется Пушкиным в образе корабля, готового к плаванию. Стихотворение обрывается риторическим вопросом «Куда ж нам плыть?». Это указывает на бесконечное множество тем и образов, возникающих в сознании поэта, который абсолютно свободен в своем творчестве.

Конец стихотворения Александра Пушкина— опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры — торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Позади оставляя лето, осень идёт неспеша

Короткие и красивые стихи про осень

***

…Ах, сколько красок в палитре осенней! Радость – для взора, в восторге – душа. В лужах любуясь своим отраженьем, Шествует Осень. И как хороша!..

***

Душа, как Осень… Кто-то ходит по Аллее, Листву в букеты Собирает и Поёт… А кто-то с Зонтиком, одевшись Потеплее, От Нежной Осени дождей холодных ждёт. Ирина Самарина-Лабиринт

Осень

Позади оставляя лето, Осень идёт неспеша В платье жёлтого цвета, Цвета грусти душа. В осени хочется быть… Как одеялом, тишиной укрыться И мечтать, и воздух свежий пить, Осенним духом насладиться…

***

Следом за летом Осень идёт. Жёлтые песни Ей ветер поёт, Красную под ноги Стелет листву, Белой снежинкой Летит в синеву. Владимир Степанов

***

В моей душе… как в этой осени, Теней и света круговерть: Есть даже листья, чтобы сбросить их, Есть даже крылья, чтоб взлететь… Ольга Заря

***

Вы только взгляните, что есть у меня: Волшебные краски текущего дня. Они под осенним лучом золотятся. Они облетят, но не надо бояться И думать не надо, что будет потом, А только купаться в дожде золотом. Лариса Миллер

***

Не скучайте, люди. Лето в прошлом. Осень нас приветливо встречает. Думайте побольше о хорошем. Пусть печали под дождем растают. Сергей Слободенюк

***

Помедли, осень, не спеши Разматывать свои дожди, Свои туманы расстилать На зыбкую речную гладь. Помедли, осень, покажи Мне желтых листьев виражи, Дай убедиться, не спеша, Как тишина твоя свежа И как бездонна неба синь Над жарким пламенем осин… Л.Татьяничева

***

Это осень, ноябрь и предзимье – Время чая и тёплых вещей, Разных мыслей, порою – унынья, Разноцветных зонтов и плащей.

Нужно просто принять всё как данность, Не пытаясь на это влиять: Дней осенних немного осталось До зимы… — надо их переждать. Ирена Буланова

Детские стихи про осень

Е. Трутнева

Утром мы во двор идем — Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят… летят… летят…

Пролетают паутинки С паучками в серединке, И высоко от земли Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это Улетает наше лето.

А. Берлова

НОЯБРЬ Руки мерзнут в ноябре: Холод, ветер на дворе, Осень поздняя несет Первый снег и первый лед.

СЕНТЯБРЬ Осень достала краски, Ей много покрасить нужно: Листья – желтым и красным, Серым – небо и лужи.

ОКТЯБРЬ Дождь льет с самого утра, Льет как будто из ведра, И как крупные цветы Распускаются зонты. **** М. Исаковский ОСЕННЕЕ Жито убрано, скошено сено, Отошли и страда и жара. Утопая в листве по колено, Снова осень стоит у двора.

Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат. И ребята дорогой знакомой На занятия в школу спешат.

**** А. Балонский В ЛЕСУ Кружат листья над дорожкой. Лес прозрачен и багрян… Хорошо бродить с лукошком Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами Слышен шорох золотой. Пахнет влажными грибами, Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной Вдалеке блестит река. Расстелила на полянах Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый В чащу ельника проник. Хорошо у влажных ёлок Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны Алым вспыхнули огнём… Сколько рыжиков, опёнок За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры… И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары.

Ю. Каспарова

НОЯБРЬ В ноябре лесные звери Закрывают в норках двери. Бурый мишка до весны Будет спать и видеть сны.

СЕНТЯБРЬ Полетели в небе птицы. Что им дома не сидится? Просит их сентябрь: «На юге Спрячьтесь вы от зимней вьюги».

ОКТЯБРЬ Нам октябрь принёс подарки: Расписал сады и парки, Стали листья словно в сказке. Где же взял он столько краски?

И. Токмакова

СЕНТЯБРЬ Кончается лето, Кончается лето! И солнце не светит, А прячется где-то. И дождь-первоклассник, Робея немножко, В косую линейку Линует окошко.

Ю. Каспарова ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ Листочки танцуют, листочки кружатся И ярким ковром мне под ноги ложатся. Как будто ужасно они занятые, Зелёные, красные и золотые… Листья кленовые, листья дубовые, Пурпурные, алые, даже бордовые… Бросаюсь я листьями вверх наугад — Я тоже устроить могу листопад!

ОСЕННЕЕ УТРО Жёлтый клён глядится в озеро, Просыпаясь на заре. За ночь землю подморозило, Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится, Веткой сломанной прижат. На его озябшей кожице Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную В чутко дремлющем бору Бродят лоси осторожные, Гложут горькую кору.

**** М. Садовский ОСЕНЬ Берёзы косы расплели, Руками клёны хлопали, Ветра холодные пришли, И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда, Осины задрожали, Дубы, огромные всегда, Как будто меньше стали.

Всё присмирело. Съёжилось. Поникло. Пожелтело. Лишь ёлочка пригожая К зиме похорошела **** О. Высотская ОСЕНЬ Осенние денечки, В саду большие лужи. Последние листочки Холодный ветер кружит.

Вон листочки желтые, Вон листочки красные. Соберем в кошелку Мы листочки разные!

Будет в комнате красиво, Скажет мама нам «спасибо»!

**** З. Александрова В ШКОЛУ Листья желтые летят, День стоит веселый. Провожает детский сад Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас, Улетают птицы. — Вы идете в первый раз, В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят На пустой террасе. Наш веселый детский сад Вспоминайте в классе.

Вспоминайте огород, Речку в дальнем поле. Мы ведь тоже через год Будем с вами в школе.

Источник

Короткие стихи А. С. Пушкина

Туча

Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несешься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно кругом облегала, И молния грозно тебя обвивала; И ты издавала таинственный гром И алчную землю поила дождем.

Довольно, сокройся! Пора миновалась, Земля освежилась, и буря промчалась, И ветер, лаская листочки древес, Тебя с успокоенных гонит небес.

1835 год

Друзьям (Богами вам еще даны…)

Богами вам еще даны Златые дни, златые ночи, И томных дев устремлены На вас внимательные очи. Играйте, пойте, о друзья! Утратьте вечер скоротечный; И вашей радости беспечной Сквозь слезы улыбнуся я.

1816 год (ред. 1825 год)

Если жизнь тебя обманет…

Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все пройдет; Что пройдет, то будет мило.

1825 год

На холмах Грузии лежит ночная мгла…

На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.

1829 год

Прозаик и поэт

О чём, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль какую хочешь: Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю, Взложу на тетиву тугую, Послушный лук согну в дугу, А там пошлю неудалую, И горе нашему врагу!

1825 год

Адели (Играй, Адель…)

Играй, Адель, Не знай печали. Хариты, Лель Тебя венчали И колыбель Твою качали. Твоя весна Тиха, ясна: Для наслажденья Ты рождена. Час упоенья Лови, лови! Младые лета Отдай любви, И в шуме света Люби, Адель, Мою свирель.

1822 год

  1. Адель

Я думал сердце позабыло

Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! уж не бывать! Прошли восторги, и печали, И легковерные мечты… Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты.

1835 год

Елизавета Ксаверьевна Воронцова

Ангел

В дверях эдема ангел нежный Главой поникшею сиял, А демон мрачный и мятежный Над адской бездною летал.

Дух отрицанья, дух сомненья На духа чистого взирал И жар невольный умиленья Впервые смутно познавал.

«Прости,- он рек,- тебя я видел, И ты недаром мне сиял: Не все я в небе ненавидел, Не все я в мире презирал».

1827 год

Стихотворение посвящено графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Александр Сергеевич питал к ней нежные чувства на протяжении почти шести лет.

Птичка

В чужбине свято наблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.

Я стал доступен утешенью; За что на бога мне роптать, Когда хоть одному творенью Я мог свободу даровать!

1823 год

Аграфена Фёдоровна Закревская

Портрет

С своей пылающей душой, С своими бурными страстями, О жены Севера, меж вами Она является порой И мимо всех условий света Стремится до утраты сил, Как беззаконная комета В кругу расчисленном светил.

1828 год

Стихотворение написано в пору увлечения Пушкиным графиней Аграфеной Фёдоровной Закревской (урождённая графиня Толстая).

Скажи, не я ль тебя заметил

Скажи — не я ль тебя заметил В толпе застенчивых подруг, Твой первый взор не я ли встретил, Не я ли был твой первый друг?

1823 год

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: