Стихи осеева: стихи валентины осеевой

Детские стихи валентины осеевой - сборник красивых стихов в доме солнца

Тот случай, когда чужих детей не бывает

На этот раз семья не скрывалась — наоборот, переезды были связаны с заданиями партии. В 1923 году мама Вали, Адриана Леонидовна, получила новое задание: возглавить коммуну для беспризорниц имени Клары Цеткин. Опять вся семья снялась с места и поехала жить в Солнечногорск.

Надо понимать, что в двадцатые беспризорницами становились не обязательно на фоне дромомании или конфликтов в семье. Сначала Мировая, потом Гражданская войны, эпидемии, которые идут с войнами рука об руку, оставили без дома и семей очень многих детей. В начале двадцатых их стали собирать в коммуны, и многие сдавались туда сами — ради хоть какой-то определённости в жизни. Это не воспринималось как колония или детдом. Просто шанс выжить и получить образование.

Пообщавшись с этими детьми, молодая и горячая Валя поняла, что хочет сделать всё, чтобы их жизнь снова стала нормальной. Так она бросила все мечты об актёрстве и стала педагогом. В Солнечногорской коммуне Осеева провела шестнадцать лет. На обычную воспитательницу она была непохожа: с грубоватыми манерами, но очень нежная душой, она сочиняла (для нежной души) стихи, много курила, говорила басом и пела под настроение цыганские романсы. Они ей очень удавались.

Это именно девочки из коммуны убедили её отправить в редакцию рассказы — Осеева сочиняла для них много разного, от сказок до пьес с большим количеством персонажей. Получив рассказы Осеевой, редакторы сказали: Валентина Александровна, пишите ещё. Такая литература детям нужна. Но с писательством пришлось погодить: началась Великая Отечественная война.

Коммуну эвакуировали в одну сторону, Валентину Осееву — в другую. Она очутилась в Башкирии и устроилась воспитательницей в детский сад. Русских детей почти не было, так что Валентина постаралась поскорее выучить башкирский. Она пересказывала башкирским детям русские и европейские сказки, узнавала от них башкирские и переводила их на русский.

Литературное творчество

У педагогической деятельности Валентины Александровны была и другая плоскость. Она старалась доносить свои мысли до максимально широкой аудитории, за пределами коммуны, где трудилась.

Самым простым и доступным способом добиться цели было писательство. Кроме того, своими литературными работами, творчеством Осеева стремилась достучаться и до собственных воспитанников.

Она писала короткие рассказы, пьесы, сцены, которые ставили ее подопечные. На начальном этапе женщина не планировала браться за широкую публикацию. Однако, поддавшись уговорам воспитанников, отнесла одну из историй в редакцию.

В 1937 рассказ Осеевой «Гришка» попал в широкую печать. Не прошло и нескольких лет как из-под пера вышли новые произведения, которые были опубликованы в составе сборника «Рыжий кот». С этого момента началась творческая биография Валентины Осеевой как серьезной писательницы, автора детской литературы.

Насладиться широкой известностью женщина не успела. После успешного старта грянула Великая Отечественная. Война спутала все планы. Вместе с семьей Валентина Александровна оказалась в эвакуации.

С территорий близ столицы СССР писательницу перевезли в Башкирию. Новым местом пребывания стало небольшое село Байки, где писательница устроилась в детский сад и стала воспитательницей.

Времени даром она не теряла. Рассказы Осеевой продолжали выходить один за другим. Кроме того, в свободное время женщина изучала башкирский язык. А когда добилась на этом поприще успеха, занялась переводами национальных сказок, фольклора и произведений на русский, чтобы познакомить читателей с новыми гранями творчества, работами этнического искусства.

После окончания Второй Мировой женщина вернулась к писательству. В 1952 она получила престижную награду, Сталинскую премию, которая присваивалась действительно выдающимся деятелям.

Несмотря на оценку талантов на самом высоком уровне, Валентина Александровна никогда не хвасталась наградой. Друзья узнали о присуждении премии только из прессы.

За годы творчества Осеева написала не так много: четыре сборника рассказов, несколько романов и повестей. Однако ее работы пронизаны глубокими моральными смыслами, которые учат человечности.

Не удивительно, что часть историй за авторством писательницы вошли в школьный курс чтения. Причем еще в советский период.

17 причин читать детские книжки

1. Книга – это развлечения и приключение. Она способна заставить нас плакать и смеяться. Книга может утешить и подсказать выход из трудной ситуации.

2. Книга развивает нашу речь, расширяет наш словарный запас.

3. Книга пробуждает нашу фантазию и учит нас мыслить образами.

4. Книга рождает у нас новые вопросы, над которыми стоит задуматься.

5. Книга развивает наше мышление. Из неё мы узнаем понятия, которые помогают нам мыслить, и новые идеи.

6. Из книг мы узнаем обо всём на свете, что нас интересует.

7. Книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует.

8. Книга побуждает нас задуматься о том, что верно, а что ошибочно, что хорошо, а что плохо.

9. Книга объясняет нам, как устроен мир, и как всё в нём взаимосвязано.

10. Книга открывает нам, что на один вопрос может быть несколько ответов, и что на любую проблему можно посмотреть с разных сторон.

11. Книга помогает нам понять нас самих.

12. Книга открывает нам, что все люди разные.

13. Книга – лучшее средство от одиночества. Её можно читать, где угодно. Книги можно взять в библиотеке.

14. Книга – часть культурного наследия. Она дарит нам общность впечатлений и знаний.

15. Хорошую детскую книжку хочется читать вслух. Такое чтение приносит радость и детям и взрослым.

16. Детская книга – результат труда многих людей: писателя, художника, редактора, печатника, дизайнера, издателя, и др. Она обогащает культурную среду.

17. Детская книга – это первая встреча с литературой – бесконечным миром, который остается с нами на всю жизнь.

НАВЕСТИЛА

(В. Осеева)

Валя не пришла в класс. Подруги посла-ли к ней Мусю.

— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи-ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на-рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по-лосканье…

— Ох, Валечка! Мне тоже давали поло-сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го-рячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой:

— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну что? Что она говорила? Что ей нуж-но? — спрашивали Мусю девочки.

— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел-ка и полосканье!

ОБИДЧИКИ

(В. Осеева)

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това-рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби-жать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са-ша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром ма-ма, и нерешительно предложил:

— Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше по-счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испу-галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле-бом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

— Вы-хо-ди!

Педагогическая деятельность

В. Осеева не собиралась становиться учителем. Интерес к наставничеству проснулся в ней случайно, по воле обстоятельств. В 1923 мать получила указание от партийного руководства отправиться с Солнечногорск и взяться за работу в местной трудовой коммуне.

В задачи Осеевой-старшей входило обучение, образование детей, которые потеряли родных в революции и гражданской войне. На тот момент писательнице было уже 20 лет.

В один день Валентина пришла на работу к матери. Ее заинтересовали воспитанники трудовой коммуны. Нищие сироты, одетые в то, что было под рукой, необразованные и потерянные. Вот что предстало перед глазами Осеевой.

Вспомнив своих друзей, простой рабочий люд с окраин государства, она поняла, что ее настоящее стремление — помогать детям, воспитывать будущий граждан и достойных людей.

Начиная с 1924, Осеева устроилась учителем и воспитателем. В своей должности женщина значительную часть жизни, около 16 лет.

Синие листья

У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю: — Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит: — Спрошу у мамы.

Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена: — Позволила мама?

А Катя вздохнула и говорит: — Мама-то позволила, а брата я не спросила. — Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.

Приходит Катя на другой день.

— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена. — Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш. — Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много. — Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную. — Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.

Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней: — Ну, что ж ты? Бери! — Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает: — Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие? — Карандаша зелёного нет. — А почему же ты у своей подружки не взяла?

Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит: — Я ей давала, а она не берёт.

Посмотрел учитель на обеих: — Надо так давать, чтобы можно было взять.

Дочка подпольщиков

Уроженка Киева Валентина Осеева была одной из самых популярных советских детских писательниц. На официальных мероприятиях её предпочитали чествовать за серию книг про Васька Трубачёва и его товарищей. Но куда больше дети, и особенно девочки, любили Осееву за повести про Динку — беспокойную, постоянно влипающую в приключения дочь революционеров-подпольщиков. Повести эти были, конечно, автобиографические.

Обычно про отца Валентины Осеевой сообщают, что он работал инспектором или инженером. На самом деле, большую часть детства Вали он не работал — в связи с революционной деятельностью скрывался от властей. Какое уж тут инспекторство… Деньги в основном в семье появлялись через мать — она брала корректуру для газет. Надо сказать, мама Вали тоже была пламенной революционеркой, но ей повезло не засветиться, так что не пришлось переходить на нелегальной положение. Отца в конце концов арестовали, что прибавило Валиной маме хлопот. Позже, когда в жениных заботах надобность отпала, отец с ней быстро развёлся и женился на другой революционерки, помоложе.

Валя была в семье самой младшей. У родителей были ещё две дочки: Галя и Анжелика. Нетрудно догадаться, что Галя — это Алина из книги, а Лика стала Мышкой.

Учиться Валя начала в гимназии в Киеве, но только успела обзавестись подружками, как уже переехала в Житомир и пришлось осваиваться заново. С подвижным лицом, очень эмоциональная, Валя со школьных лет хотела стать актрисой и мечта её почти сбылась: после школы она поступила в Киеве в институт на драматический факультет. Но… Семья опять переехала, и уже подросшую Валю поставили перед фактом: никто и слышать не хотел о том, чтобы она осталась и закончила учёбу. Пришлось институт бросить, ехать со всеми в Москву.

КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ

(В. Осеева)

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, де-вочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплё-нок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и усе-лись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рас-сердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да ви-дит — мальчик большой, сильный.

И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, оби-делся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.

«Неужели я самый глупый из всех?» — по-думал Ваня.

СТОРОЖ

(В. Осеева)

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он со-брал около себя целую кучу игрушек и охра-нял их от ребят.

— Моё! Моё! — кричал он, закрывая иг-рушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

— Как мы хорошо играем! Как нам весе-ло! — похвалились ребята воспитательнице.

— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

ИНТЕРЕСНЫЕ РЕСУРСЫ

·ПОЧЕМУЧКА для детей и их родителей

·Потому.ру

·Детские электронные презентации и клипы

·Портал «Чтение-21»

·SolNet.EE — Солнышко

·Kinder.RU-интернет для детей

·Сайт Интернетёнок

·Интернет-ресурсы для детей

·Академия сказочных наук

·Литературные забавы на уроках и праздниках

·Сценарии школьных праздников

·Методическая копилка учителя:сценарии, стихи, викторины

·Праздники.by. RU

·Методкабинет: В помощь учителю

·Библиотека материалов для нач.школы

·Справочные ресурсы: словари, справочники, энциклопедии

·ПроШколуРу

·Океан знаний

·Челябинский Дошкольник

-Бесплатные видеоуроки «Инфоурок»

Подсказочка

Для поиска интересующей Вас статьи или темы, Вы можете воспользоваться строкой поиска, либо ярлыками, либо архивом блога. А можете обратиться к страницам вверху блога, которые систематизируют материалы по назначению. Комментарии и вопросы приветствуются. Их можно оставлять как после постов, так и в чате на боковой панели блога или в Гостевой книге

Можно пользоваться материалами блога, как Вам угодно, с одним условием – не забывайте поставить на него активную ссылку! Внимание!Для того, чтобы стать постоянным читателем блога, писать комментарии к постам, необходимо иметь адрес электронной почты в Google

Валентина Осеева. Краткая биография

Творчество советской писательницы Валентины Александровны Осеевой (1902-1969) проникнуто огромным желанием научить детей различать добро и зло в своем сердце, давать верную оценку своим поступкам. Каждый из её коротких рассказов глубоко проникает в душу читателя, заставляет задуматься. Работая воспитателем беспризорных детей, В

Осеева понимала, как важно напитать их души светлыми, добрыми мыслями и чувствами, дать твердые нравственные ориентиры. Именно для этих трудных ребят были написаны её первые сказки и рассказы, которые впоследствии завоевали сердца многих юных читателей

Валентина Осеева шестнадцать лет проработала в детской коммуне. Именно здесь раскрылся ее творческий талант. Она писала для детей коротенькие рассказы и сказки, пьесы, которые они потом вместе с воспитанниками ставили на сцене школьного театра. Дети уговорили ее отнести в редакцию рассказ «Гришка», который был издан в 1937 году, позже, в 1940 году, напечатали целый сборник Осеевой под названием «Рыжий кот». В начале Великой отечественной войны начинающая писательница вместе с семьей и сыном была эвакуирована в Башкирию, где она устроилась работать в детский сад. Выучив башкирский язык, она переводила на русский детские сказки. И, конечно же, Валентина Осеева продолжала писать. Рассказы, сказки и повести ее и сегодня с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Добрые и трогательные рассказы Валентины Осеевой «Волшебное слово», «До первого дождя», «Синие листья», «Хорошее» и многие другие стали классикой детской литературы. Сама писательница признается, что хотела бы помочь детям научиться читать и думать о плохих и хороших поступках. Действительно, короткие повествования Валентины Осеевой дают ребятам образцы человеческих отношений, учат честности, уважению и любви к людям, чуткости к тем, кто нас окружает. В увлекательной форме, на близких детям примерах, Осеева помогает понять своим юным читателям, что такое настоящая дружба, как можно простым словом ранить или наоборот, исцелить человека. В своих рассказах-притчах писательница подсказывает ребятам, как строить отношения со сверстниками, как решать возникающие «детские» проблемы, которые зачастую кажутся неважными для взрослых. Не так много написала писательница Валентина Осеева, но все ее произведения, коротенькие и многостраничные, нашли отклик в душах читателей. Произведения В. Осеевой помогают увидеть, что такие болезни души как эгоизм, жадность, злоба и предательство отравляют жизнь больше, чем внешние неприятности. Написанные легким, интересным стилем, они принесут ребенку немало пользы и обогатят его внутренний мир добрыми, светлыми впечатлениями. —————————————————- Валентина Осеева.Рассказы для детей. Читаем бесплатно онлайн Читать все рассказы Осеевой Читать рассказы других авторов

Долг — Валентина Осеева — слушать онлайн

Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! — согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…

«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

Принес Ваня в класс коллекцию марок.

Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! — согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…

«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.

Вот сидит он и думает:»Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»

А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»

А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.
— Убери сама — некогда мне!

Покачала головой няня. А Юра опять думает: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»

А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.

А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать? Погладила мама Юру по голове:
— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

Страницы: 1

ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ

(В. Осеева)

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе лю-били свою девочку, но воспитывали её по-раз-ному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…

А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.

— У меня злая мать и добрая тётя! — го-ворила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и дет-ство. Выросла Дашенька, поступила на рабо-ту. Не нахвалятся на неё люди — золотые ру-ки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…

— Кто же это научил тебя так рабо-тать? — спросят, бывало, женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову.

— Учила меня моя мама, спасибо ей.

А о тёте Дашенька ничего не скажет…

ПУГОВИЦА

(В. Осеева)

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.

— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

—Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуго-вицы умеют и мальчики и девочки, а приши-вать-то всё больше достаётся бабушкам.

—Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не ба-бушка!

КАРТИНКИ

(В. Осеева)

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздо-хом сказала:

— Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…

Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:

— А я бываю очень плохая… я даже сама это чувствую…

— Ну что ты! Что ты! — замахала руками Нюра. — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, напри-мер, переводные картинки…

— Ах, картинки… — протянула Катя, вы-тащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. — Так бы сразу и сказала…

СЛУЧАЙ

(В. Осеева)

Мама подарила Коле цветные карандаши.

Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.

— Давай рисовать!

Коля положил на стол коробку с каранда-шами. Там было только три карандаша: крас-ный, зелёный и синий.

— А где же остальные? — спросил Витя.

Коля пожал плечами.

— Да я роздал их: коричневый взяла под-ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по-теряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Пе-тя—у него как раз таких не хватало…

— Но ведь ты сам остался без каранда-шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?

— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.

ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ

(В. Осеева)

Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:

— Садитесь, пожалуйста!

— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!

Лейтенант сел сзади Юры. По ступень-кам поднялась старушка. Юра хотел предло-жить ей место, но другой мальчик опере-дил его.

«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко следить за дверью.

С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.

Юра вскочил:

— Садитесь, пожалуйста!

Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.

Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.

— Я думал, она женщина с ребёнком, — смущённо пробормотал он.

Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:

— Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с кук-лой!

Валентина Осеева — биография

Валентина Александровна Осеева — советская писательница, автор детской литературы. В отличие от множества коллег по цеху, чьи имена на слуху до сих пор, можно сказать, что известность женщины оказалась несколько меньше. Произведения за авторством Осеевой знакомы не всем, несмотря на то, что некоторые ее рассказы включены в школьную программу по чтению.

Стоит отметить, что такое положение вещей не отражает характера творчества писательницы. Будучи педагогом и человеком, тонко чувствующим других и окружающий мир, она создавала незамысловатые, но в то же время сильные по степени влияния и вызова читателю произведения.

Героями ее историй были простые люди, в, казалось бы, обычных ситуациях, которые стоят перед непростым выбором. Однако благодаря писательскому таланту, дару, Осеева умудрялась придать жизненности и неординарности даже простым ситуациям.

Как учитель она в первую очередь обращалась к детям, опираясь на свой опыт, а также наблюдения за реальными событиями и жизнью простых людей монархического, а затем советского периода российской истории.

Библиография Осеевой довольно скромная. За весь период творчества она создала не так много произведений. Однако те, что вышли в свет, заслуживают ознакомления.

Васёк и Динка

После войны Осеева вернулась в Подмосковье. Это было время долгожданных встреч. Люди обменивались пережитыми горестями, рассказывали, как жили или воевали, как живётся им теперь. Все эти истории вдохновили Валентину написать серию повестей о школьнике Ваське Трубачёвом, которого война застала на отдыхе на украинской земле и который, вернувшись после войны, взялся восстанавливать разрушенную родную школу. Эти повести, не такие трагичные и жуткие, как рассказы о пионерах-героях, понятные большинству советских детей моментально стали популярны. Более того, они понравились и правительству: Валентина Александровна получила Сталинскую премию.

Премия сильно помогла ей в материальном плане. Вместе с мужем, писателем-фантастом Охотниковым, Осеева смогла переехать в Крым, в посёлок Изюмовка. Она всё же выросла на юге и с возрастом северный климат переносила всё хуже. По одну сторону посёлка — река, по другую — горы. От пейзажа веяло покоем, и Осеева взялась за книгу, которая станет главной книгой её жизни: две повести о девочке Тинке, то есть, конечно, Динке.

Сами собой всплывали перед глазами не просто события — мельчайшие детали. Каким беззаботным кажется детство, даже если это детство ребёнка, чьи родители скрываются от закона! Достаточно, чтобы мама любила, чтобы можно было ходить гулять на высокий берег реки и чтобы время от времени в дом приносили новые сытинские книжки — с картинками и чарующими историями.

Если Трубачёв принёс Осеевой всенародную славу, то Динка — всенародную же любовь. Большего, казалось, и желать невозможно: жить в раю, с любимым, знать, что знаменита, и не чувствовать нужды. Но ничто не вечно. В шестьдесят четвёртом году муж Осеевой умер, а без него ходить по знакомым и любимым местам было горько. Валентина вернулась в Москву. После потери любимого она и сама быстро угасла и умерла уже через пять лет, в свои шестьдесят семь.

Дневник читателя Клюхина по рассказу «До первого дождя» Валентины Александровны Осеевой

Главные герои: Таня, Маша.

Я не могу, я промокну!

Слова из текста: воспитательница, укрыться, очень, сильный, дождь.

Слова на это правило: польза, лось, день, медведь, путь.

9. Почему раскраснелись обе девочки? Запиши свой ответ в читательский дневник.

Девочкам стало стыдно, что их дружба до первого дождя. Маша поняла свою ошибку, а Тане было стыдно за поведение подруги.

2 слога – дру́-жба;

3 слога – де́-во-чки;

4 слога – ка-пю-шо́-ном;

5 слогов – отсутствуют слова с 5 слогами.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Друг в нужде — истинный друг.

Дружба познается в беде.

Рассказ «До первого дождя» интересный и поучительный.

К тому же, он читается очень легко.

Маша поступила не по-дружески, за что попала в неловкую ситуацию.

Надеюсь, она осознала свою ошибку и больше не будет ее повторять.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня в одном платье. Девочки побежали.– Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.– Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.В детском саду воспитательница сказала:– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.– Так вы могли бы укрыться одним плащом, – сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:– Как вам не стыдно!– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Новая игрушка

Дядя сел на чемодан и вынул записную книжку. – Ну, ребята, что кому привезти?– Мне куклу! – сказала Маша.– А мне мячик!– Тележку! Автомобиль! – кричали ребята.Один Петя молчал. У него дома весь угол был завален игрушками, и Петя никак не мог вспомнить, чего у него нет.Ребята просили то одно, то другое, и дядя всё записывал в свою книжку. А потом, раздвинув кучку ребят, он притянул к себе Петю.– Ну, а ты, Петух, что молчишь?Петя покраснел, губы у него задрожали.– У меня… всё есть, – сказал он и заплакал.

Главные героини рассказа Осеевой «До первого дождя» — две подружки, Таня и Маша. В детский сад они всегда ходили вместе. Однажды, когда девочки вдвоем шли в детский сад, начался ливень. У Маши был плащ, ей дождь был не страшен, а вот Таня шла в одном платье.

Чтобы не промокнуть, девочки побежали. Таня стала просить у подруги, чтобы та сняла плащ. Тогда они смогли бы вдвоем укрыться этим плащом. Но Маша боялась промокнуть и не стала снимать плащ.

Воспитательница удивилась, увидев промокшую Таню и совершенно сухую Машу. Она знала, что девочки всегда ходят вместе, и ее удивило, что одна из них промокла, а другая – нет. Тогда Таня пояснила, что у нее плаща не было, а у Маши он был.

Воспитательница сказала, что девочки могли бы вместе укрыться Машиным плащом и что их дружба – до первого дождя. Маше стало стыдно, и она покраснела.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Осеевой «До первого дождя» заключается в том, что истинная дружба познается в экстремальных ситуациях. Маша и Таня считали, что они настоящие подруги, но случай под дождем показал, что это не так.

Рассказ «До первого дождя» учит не быть эгоистом и помогать тем, кто попал в сложную ситуацию, особенно близким и друзьям.

Какие пословицы подходят к рассказу «До первого дождя»?

Самый чудесный дар, сделанный людям после мудрости, — это дружба.
Друг познается в беде.
Настоящая дружба правдива и отважна.
Дружба до порога.

МЕЧТАТЕЛЬ

(В. Осеева)

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

— Интересно, — сказал Толя, — как это со-вершаются подвиги? Я всё время мечтаю о по-двиге!

— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…

С реки донеслись отчаянные крики о помо-щи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону кни-ги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадо-вался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы-ло бы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: