Почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей»: рассуждения
Все басни нравоучительные и поэтому они нравятся взрослым и детям после прочтения. Ведь с их помощью можно увидеть пороки и научиться не совершать таких ошибок, какие делают персонажи. Вот подробное рассуждение, почему мне понравилась басня «Стрекоза и Муравей:
Стрекоза хоть и не работала все лето, и не запасла еды и крова на зиму, а только пела и плясала, ее все равно жаль. Она недостойна быть примером для других, но вызывает сожаление. Стрекоза попросила Муравья приютить ее только до весны. Но он отказал, так как она не осознала своих ошибок, которые будет повторять снова и снова. Старательный и трудолюбивый Муравей, наоборот, проработал все лето, и понятно, почему он отказал в помощи Стрекозе. Он знает, что необходимо заботиться о завтрашнем дне. Но я все-таки не согласен с моралью этой басни, так как Муравей мог проявить милосердие и пусть Стрекозу на зиму к себе жить.
Басня Крылова «Муха и Пчела»
В саду, весной, при лёгком ветерке, На тонком стебельке Качалась Муха, сидя, И, на цветке Пчелу увидя, Спесиво говорит: «Уж как тебе не лень С утра до вечера трудиться целый день! На месте бы твоём я в сутки захирела. Вот, например, моё Так, право, райское житьё! За мною только лишь и дела: Лететь по балам, по гостям; И молвить, не хвалясь, мне в городе знакомы Вельмож и богачей все домы. Когда б ты видела, как я пирую там! Где только свадьба, именины, – Из первых я уж верно тут. И ем с фарфоровых богатых блюд, И пью из хрусталём блестящих сладки вины, И прежде всех гостей Беру, что вздумаю, из лакомых сластей; Притом же, жалуя пол нежной, Вкруг молодых красавиц вьюсь И отдыхать у них сажусь На щёчке розовой иль шейке белоснежной».
«Всё это знаю я, – ответствует Пчела. – Но и о том дошли мне слухи, Что никому ты не мила, Что на пирах лишь морщатся от Мухи, Что даже часто, где покажешься ты в дом, Тебя гоняют со стыдом». «Вот, – Муха говорит, – гоняют! Что ж такое? Коль выгонят в окно, так я влечу в другое». *
Басня «Муха и Пчела» – поучительная история, высмеивающая тех людей, которые считают нормой жизнь за чей-то счет, приходить на готовое и пользоваться чужими благами; это сопоставление образов, олицетворяющих трудолюбие, честность в работе и наглую бессовестную лень, которая способна рушить все на своем пути ради удовлетворения своего существования.
Перевод произведения французского автора
Известно, что русские сочинители басен черпали сюжеты в творчестве французских поэтов. Относительно того, на основании какого первоисточника создана басня Дмитриева «Муха», существует несколько мнений. Однако авторов, творивших в этом жанре, объединяло то, что переводы их отличались вольным стилем. Если предположить, что произведение Дмитриева заимствовано из творчества французского поэта Лафонтена, то по содержанию «Муха» наиболее близка басне «Муха и дорожные».
Это произведение также переведено Иваном Крыловым. Но в исполнении Дмитриева муха не столь назойлива и активна. Она беспечно разместилась на рогах быка, возвращающегося с плуга после праведных трудов. Что хвастливая героиня стихотворения делала прежде, неизвестно. Но, встретив свою сестру, на вопрос о том, откуда путь держит, она небрежно бросает фразу: «Откуда? Мы пахали». В этих словах скрыта самоуверенность, желание приписать себе чужие заслуги. У персонажа Крылова характер более непоседлив. Здесь главные пороки – глупость и излишняя суета.
Стихотворение «Муха» Дмитриев Иван Иванович
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? — мы пахали!»
От басни завсегда Нечаянно дойдешь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»
(2 votes, average: 4,50 out of 5)
Еще стихотворения:
- Муравей и Муха У Мухи с Муравьем случился спор и злоба, Которая из них честнее есть особа. Во-первых начала так Муха говорить: «Ты можешь ли себя со мною в чем сравнить? Я наперед…
- Старики Были молоды — старыми стали, будто жизнь не прошли, проскакали. Пронеслись, будто раннею ранью, как в кино на волшебном экране. Припев: А ведь только мальчишками были. И голодных годов не…
- Муха-Цокотуха Муха, Муха-Цокотуха, Позолоченное брюхо! Муха по полю пошла, Муха денежку нашла. Пошла Муха на базар И купила самовар: «Приходите, тараканы, Я вас чаем угощу!» Тараканы прибегали, Все стаканы выпивали, А…
- Надежда, Радость, Стыдливость Надежда с Радостью дорогою шли вместе. Не помню точно я, в каком то было месте, В Париже Или ближе, — Какая в том нужда? Но знаю, что тогда Прекрасны были…
- Как умру Как умру, Мое забудь ты имя. После ласк В полночной тишине С лучшими, чем я… Да, да, с другими Говорить не надо обо мне. Жены о мужьях, Чтоб стыд утишить,…
- Так плотно столпились подонки Так плотно столпились подонки, так тесно, как ягоды в гроздьях, подонки растут, как поганки на пнях и на кучах навозных, так тесно сплотились, столпясь, что яблоку негде упасть. Ты был…
- Пчела и Муха «Здорово, душенька! — влетя в окно, Пчела Так Мухе говорила. — Сказать ли весточку? Какой я сот слепила! Мой мед прозрачнее стекла; И как душист! как сладок, вкусен!» — «Поверю,…
- За миг до рассвета Я живу беспечально В одиноком дому. Пусто, зыбко, прощально… Хорошо одному. Ю. Ильясов Господи, как хорошо одному: Чтобы ответ не давать никому, Чтоб не смеяться, когда не смеется, Чтобы не…
- Муха Смертный стон разбудил тишину — Это муха задела струну, Если верить досужему слуху. — Все не то, — говорю, — и не так. — И поймал в молодецкий кулак Со…
- Муха Ничего не слышит ухо; Ночь безмолвна, как в пустыне; Все уснуло, только муха Где-то бьется в паутине. Да еще среди молчанья У меня, во мраке ночи, Сердце, полное страданья, Тоже…
- Муха Я муху безумно любил! Давно это было, друзья, Когда еще молод я был, Когда еще молод был я. Бывало, возьмешь микроскоп, На муху направишь его — На щечки, на глазки,…
- Муравей и Муха Не знаю, муха где близ муравья сидела И все самой себе похвальны песни пела. Ему кричит: твое худое ремесло! Я житель воздуха, всегда везде летаю, Кусочки лучшие на пиршествах вкушаю….
- Муха в бане Муха в баню прилетела, Попариться захотела. Таракан дрова рубил, Мухе баню затопил. А мохнатая пчела Ей мочалку принесла. Муха мылась, Муха мылась, Муха парилася, Да свалилась, Покатилась И ударилася. Ребро…
- Слон и муха Однажды некий крупный слон, Красою мухи поражен, К той мухе, словно феодал, Преступной страстью воспылал. Но муха, быстро рассудив, Что толстый слон, хоть и красив, Но все же толст для…
- Назойливая Муха Назойливая Муха Кружа жужжит над ухом. Кружа жужжит над ухом Назойливая Муха. Назойливая Муха – Ни голоса, ни слуха. Ни голоса, ни слуха – Назойливая Муха…
- Паук, муха и пчела «Одно движение! Один хотя бы звук! Что с вами, господин Паук? Изволите терпеть лихую голодуху? — Набравшись как-то духу, Спросила Муха Паука… Издалека. — Быть может, вы больны? Иль, может,…
- Я здесь живу, как муха, мучась Я здесь живу, как муха, мучась, Но кто бы мог разъединить Вот эту тонкую, паучью, Неразрываемую нить? Я не вступаю в поединок С тысячеруким пауком, Я рву зубами паутину, Стараясь…
- Дни мелькают — чет и нечет Дни мелькают — чет и нечет, Жизнь осталась позади. Что же сердце рвет и мечет, Задыхается в груди? Слышать слов моих не хочет, Будто в рану сыплю соль. Днем и…
- Дочери Научился ходить человечек от дивана до края стола. У него уже — очи и плечи, и свои молодые дела. Надо все перетрогать поспешно, на молочный опробовать зуб: ах, как бабушкин…
- Ботаника больна Прыг-скок! Прыг-скок! Отменяется урок. Пляшут, как на празднике, Юные проказники И кричат:- Удачный день: У ботаники мигрень! Крик такой! Восторг такой! Все как именинники. — Пусть пропишет ей покой Доктор…
Вы сейчас читаете стих Муха, поэта Дмитриев Иван Иванович
Русская сказка
Отзыв к рассказу сказке Льва Толстого «Пчёлы и трутни»
В сказке у Льва Николаевича Толстого рассказывается об интересном мире пчёл. В ульях живут пчёлы, которые привыкли своим трудом нектар добывать. Тут же проживают трутни. Эти пчёлы – тунеядцы, они не знают, что такое труд, а поесть любят. Вот как-то летом маленькие полосатые труженицы и трутни перессорились друг с другом. Вопрос решали очень важный: кто имеет право мёд кушать. В качестве судьи выступила оса. Оса решила провести эксперимент и выяснить, кто же мёд делает: пчёлы или трутни. Сроку оса отвела им неделю, за которую в отдельно взятом улье трутни попробуют собрать свой мёд, а в другом пустом улье будут трудиться пчёлы. Трутни почувствовали, что спор они проиграют, потому что трудиться не могут, попросили рассудить их сейчас же. Оса сразу поняла, что трутни не могут делать мёд, только жить умеют за чужой счёт. Предложила она пчёлам прогнать трутней вон из ульев. Поэтому всех трутней пчёлы и убили.
Поучительная сказка
Сказку «Пчёлы и трутни» полезно прочитать детям. Ведь так происходит и в жизни у людей: лодыри и лентяи живут за счёт чужого труда, сами при этом нисколько не зарабатывают. Писатель высмеивает лень. Работа и честный труд всегда ценятся в обществе. Таких произведений у Толстого в книге для детей много. В сказке трутни не только ленивые, но и наглые
На этот факт взрослые, помогающие малышам при чтении, должны обратить особое внимание. Оса выступила в сказке мудрой и справедливой, она поняла, что тот, кто трудится, достоин есть продукт своего труда
Ложь издалека видна
Хороший конец в сказке: пчёлы выгнали трутней вон. Благодаря осе, пчёлы поняли, что трутни всё время пользовались их трудом. Хорошо, когда у людей есть такой мудрый судья, который укажет, кого нужно наказать за наглую ложь и тунеядство. Содержание в сказке полностью похоже на то, как разворачиваются события в реальной жизни. Бывает очень обидно, если справедливый судья указывает на лодырей, а те, кто трудится, не успевают отдохнуть и посмотреть другими глазами на тех, кто находится рядом и обкрадывает и присваивает себе чужой труд. Такие люди, как и трутни из сказки, ведут себя нагло, бесцеремонно, их трудно распознать, отличить от настоящих друзей. Вот для чего и нужен тот, кто сможет рассудить и разобраться в существующей ситуации.
Читайте рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого «Пчёлы и трутни» онлайн бесплатно и без регистрации крупным шрифтом.
Мораль басни «Волк и Ягненок»: своими словами
Басня «Волк и Ягненок»
Данное произведение имеет не типичную структуру, ведь оно не заканчивается моралью (как все остальные), а начинается с нее. Вот своими словами мораль басни «Волк и Ягненок»:
Уже с первых строк Крылов дает понятие о том, какая проблема будет рассмотрена, говоря, что у того, кто обладает силой, всегда будет виноват тот, кто слабее. Даже если слабый не совершил никакой провинности. Просто потому, что выместить свой негатив на том, кто не может сравниться с обидчиком по моральной и физической стойкости, очень просто.
Просто, но подло. Однако, именно с помощью этого многим удается не только самоутвердиться, но и заслужить уважение тех, кто не разбирается в ситуации.
Мораль применима и в современном мире. Ведь сила – это не всегда физические показатели. Это также положение в обществе, власть, какие-либо полномочия. Поэтому ягненок – олицетворение простых людей, а волки – это политики, чиновники, представители закона.
Естественно, последние полагают, что отстаивают общие интересы. Но есть и те из них, кто думает только о себе и использует свое служебное положение. Как правило, таким невозможно что-либо доказать. Если они считают, что человек повинен в чем-то, то у него нет иной дороги, кроме как понести наказание. Поскольку его аргументы никто не будет слушать.
Также волками могут быть и любители оклеветать кого-либо, опорочить доброе имя только лишь из антипатии, создать другим проблемы для того, чтобы добиться своего. Осмеиваются злоупотребление властью и полномочиями, подлость и лживость.
Мораль басни И. Крылова «Орел и пчела»
В этой басне показаны два абсолютно разных представителя животного мира. Орел – сильный и высокомерный, гордый тем, что летает высоко в небе и наводит страх на других животных. Вся его сила и уважение построены именно на страхе. Пчела же, маленькая и проворная, каждый день облагораживает свои соты, тяжело трудясь. Орел упрекает пчелу в том, что ее труд бесполезный для нее самой, что таких пчел, как она, много и ее работы никто не заметит. Пчела отвечает Орлу, что трудится не для своей выгоды, а на благо общего дела, которое принесет свои плоды.
Мораль заключается в том, что люди из разных слоев общества видят мир по-разному. Кто-то не хочет трудится для общего блага, только хвастается собой и своим высоким положением. Другой ежедневно работает, пытаясь быть полезным, вкладывая силы и старания в общее дело. Именно такой человек может добиться почета окружающих и крепкого положения в обществе.
Мораль басни Пчела и Мухи и ее анализ
«Пчела и Мухи» — басня 1817 года. К этому времени образ Пчелы у Крылова уже сложился. Кстати, в 1827 году он напишет басню «Муха и Пчела», где характер «трудолюбивой» хвастуньи 1808 года («Муха и дорожные») будет раскрыт несколько в ином преломлении, но, вообще-то говоря, в том же качестве.
В басне «Пчела и Мухи» поэт рассматривает один вид паразитизма и тунеядства: две Мухи решили улететь в чужие края.
Это естественно: попугаи им рассказали
О дальних сторонах большую похвалу.
Но в басне знаменательно и другое. Послушав попугаев, Мухи не только сами решили лететь «в чужие край» (об этом бы никто не пожалел и не должен жалеть), но они «стали подзывать с собой туда Пчелу». Пчелу-труженицу, работницу Пчелу. Каков был здесь тайный умысел? Крылов молчит. И мы не будем говорить за него. Но полагаем, что у Мух был умысел. Злой умысел. Он заключается уже в самом факте: сманить полезного человека «в чужие край» — прямая выгода для Мух, ибо они не радеют об общем благе, о благе родины. Скорее, наоборот. Но в этой, поразительно мудрой и цельной в мудрости своей басне все достойно пристального внимания и изучения. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Замысел Мух сорвался.
«Путь добрый вам, — Пчела на это отвечала»
А далее следует всегда сбывающееся пророчество:
«А рады пауки лишь будут вам
И там».
Мухи полетели «в чужие край» паукам на съеденье! Не перестаешь изумляться Крылову. Басня эта как художественное произведение замечательна обнаженностью своей идеи и отсутствием усложняющей детализации. Видимо, Крылов не хотел допустить никакой возможности расплывчатого толкования. Все идет на пределе прямого смысла слов, без покрова иносказания. К тому же герои басни нам давно известны. Они выступают в твердой определенности своего характера. Поэтому гвоздь морали вбит резко и остро самим рассказом. Такая басня обособленной морали не требует. И все же Крылов, дорожа своей идеей, прибегает к морали. Он поясняет и без того ясную басню. И его пояснение, по сути — повторение, стоит басни.
Кто с пользою отечеству трудится,
Тот с ним легко не разлучится…
Такова основа патриотического чувства и патриотического сознания. Как это не похоже на часто встречавшееся в истории: «Мы отсюда никуда не поедем. Нам и здесь хорошо. Мы здорово устроились и здорово устроены…» В таком патриотизме, по Крылову, нет ни грамма патриотизма. Патриотизм, по Крылову, начинается с сознания своих обязанностей перед родиной, в основе которого лежит активное трудовое начало. Оно скрепляет тебя с землей. Мера твоей активности есть объективная мера твоего патриотического чувства. Вне этой меры патриотическое чувство изменчиво, потому что бесформенно. Только труд формирует истинное патриотическое сознание.
Полезный материал по теме:
- Мораль басни Рыбьи пляски и ее анализ. Два варианта басни
- Мораль басни Соловьи и ее анализ
- Мораль басни Лев и ее анализ
- Мораль басни Осел и ее анализ
- Мораль басни Синица и ее анализ
Муха и пчела
Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: « не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоуханных цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов – садовых и полевых. Видишь, как: муха знает только о помойках, а пчелка – о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт».
Как я понял, одни люди похожи на пчелу, а другие на муху. Те, кто похож на муху, в каждой ситуации выискивают что-то плохое и занимаются только этим. Ни в чем они не видят ни капли доброго. Те, кто похож на пчелу, находят доброе во всем. Человек поврежденный и мыслит повреждение. Ко всему он относится с предубеждением, все видит шиворот-навыворот, тогда как тот, у кого добрые помыслы, – что бы ни увидел, что бы ему ни сказали – включает в работу добрый помысл.
Однажды ко мне в каливу пришел мальчик – ученик второго класса гимназии. Он постучал железным клепальцем в дверь калитки. Хотя меня ждал целый мешок непрочитанных писем, я решил выйти и спросить, что он хочет. «Ну, – говорю, – что скажешь, молодец?» – «Это, – спрашивает, – калива отца Паисия? Мне нужен отец Паисий». – «Калива-то, – отвечаю, – его, но самого Паисия нет – пошел купить сигареты». – «Видно, – с добрым помыслом ответил паренек, – батюшка пошел за сигаретами, потому что хотел оказать кому-то . В глазах у паренька заблестели слезы, и он – опять с добрым помыслом – произнес: «Как мы утомляем Старца!» – «А зачем он тебе, – спрашиваю, – нужен?» – «Хочу, – говорит, – взять у него благословение». – «Какое еще благословение, дурачок! Он же в прелести! Такой беспутный человечишка – я его знаю как облупленного. Так что зря не жди. Ведь он, когда вернется, будет сильно не в духе. А то еще и пьяный заявится – он ведь вдобавок ко всему и за воротник не прочь заложить». Однако, что бы я ни говорил этому пареньку, ко всему он относился с добрым помыслом «Ну ладно, – сказал я тогда, – я подожду Паисия еще немного. Скажи, что ты хочешь, и я ему передам». – «У меня, – отвечает, – есть для Старца письмо, но я дождусь его, чтобы взять у него благословение».
Видите как! Что бы я ни говорил – он все принимал с добрым помыслом. Я ему сказал: «Этот Паисий, как угорелый, помчался за сигаретами», а он, услышав это, начал вздыхать, на глазах появились слезы. «Кто знает, зачем он за ними пошел? – подумал он. – Наверное, хотел сделать доброе дело». Другие столько читают . А здесь – ученик второго класса гимназии имеет такие добрые помыслы! Ты ему портишь помысл, а он мастерит новый, лучше прежнего, и на основании его приходит к лучшему заключению. Этот ребенок привел меня в восхищение. Такое я увидел впервые.
(Старец Паисий Святогорец. Слова. Том III. Тот, кто имеет добрые помыслы, все видит добрым)
Басня «Муха и Пчела»
Перелетев с помойки на цветок, Лентяйка Муха Пчелку повстречала – Та хоботком своим цветочный сок По малым долькам собирала… “Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле, Сказала Муха, глазками вращая. – Я угощу тебя! Там – в доме, на столе – Такие сладости остались после чая! На скатерти – варенье, в блюдцах – мед. И все – за так! Все даром лезет в рот!” – “Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела. “Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала И полетела в дом, где уж не раз была, Но там на липкую бумагу вдруг попала…
Не так ли папенькины дочки и сынки, Бездумно проводя беспечные деньки, Безделье выдают за некую отвагу И в лености своей, от жизни далеки, Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!
Анализ басни «Муха и Пчела»
В басне «Муха и Пчела» автор нам рассказывает историю ленивой Мухи, которая летает от одного «тепленького» местечка к другому в поисках легкой пищи. И вот однажды встречает она трудолюбивую Пчелу, которая по своему обыкновению проводит день в поисках и сборах цветочного сока. Мухе становится непонятно, зачем убивать свое время на столь кропотливый труд, если можно просто поживиться уже готовым, оставленным людьми. Она решает позвать с собой «бедную» труженицу, но та в соответствии со своими моральными принципами отказывается. Оставшись наедине со своим желанием, Муха улетает в поисках вкуснейших капель варенья и свежих крошек. Заканчивается такая история весьма плачевно: за вкуснейшей трапезой Муху ждала липкая лента, в капкан которой ленивое насекомое и попадает.
Жизнь, как известно, не сахар, и для того, чтобы пройти по ее пути достойно не стоит рассчитывать на чьи-либо силы и труды, полагайся лишь на себя и свои силы, тогда не придется беспокоиться о том, чем придется расплачиваться за все, чем обладаешь.
Кто такие трутни
Семейство медоносных пчел из одного улья разделяется на женские и мужские особи. Самки представлены насекомыми-рабочими, единственной «королевой». А самцы относятся к отдельной категории.
Как называются самцы в пчелином сообществе? Трутнем обозначают любого «мужчину» из улья. Несмотря на свой крупный размер, самец пчелы совершенно безопасен для человека, поскольку лишен типичных средств защиты, а также инструментов для сбора нектара. Из-за беспомощности он питается исключительно готовым продуктом.
Самцы появляются на свет через партеногенез (так называется отсутствие оплодотворения). Причины явления зависит от функциональных особенностей организма пчелиной матки. При откладывании яиц в большие ячейки не происходит сопутствующего выделения семенной жидкости. Итогом такой кладки становится формирование мужских особей. Полный цикл развития от яйца до взрослого насекомого на трутневой вощине занимает 24 дня.
Басня «Муха»
Бык с плугом на покой тащился по трудах; А Муха у него сидела на рогах, И Муху же они дорогой повстречали. «Откуда ты, сестра?» — от этой был вопрос. А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»
От басни завсегда Нечаянно дойдёшь до были. Случалось ли подчас вам слышать, господа: «Мы сбили! Мы решили!»
«Муха». Дмитриев считал, что басня должна удовлетворять требованиям изящного вкуса и быть приятной для чтения и слуха. Её нужно освободить от грубости языка, сделав его правильным и придав ему лёгкость, красоту, поэзию. Баснописец, по мнению Дмитриева, не моралист, которому лишь одному доступна истина, а добрый друг и мудрый советчик. Он исходит не столько из всеобщего народного опыта, сколько из личного. Поэтому в басни Дмитриева вошли личные чувства, часто домашнего свойства. Баснописец вёл беседу с читателем, исключающую сатиру или громкий негодующий смех, но содержащую важные моральные истины.
Эта характеристика относится и к басне «Муха», одной из лучших в творчестве Дмитриева. Для этой басни Дмитриев взял сюжет из крестьянской, сельской жизни. Известно, сколь тяжёл труд в деревне, а пахота земли особенно тягостна. Раньше крестьяне вспахивали землю на лошадях или на быках. После трудового дня уставший и обессилевший Бык в басне Дмитриева медленно идёт домой. Баснописец выбирает для нужной ему картины выразительное слово «тащился», передавая усталость Быка, еле-еле передвигавшего ноги. На рогах у Быка сидела Муха, которая, конечно же, ничего не делала, но видела, как тяжело приходится Быку вскапывать землю. Но именно Муха приписывает себе равные с Быком заслуги: она, мол, тоже работала, тоже пахала. И даже гордо хвастается перед другой Мухой своими мнимыми трудовыми подвигами, не имея на то никаких оснований. Дмитриев, желая подчеркнуть лживые и пустые слова Мухи, ввёл выражение «поднявши нос»:
А та, поднявши нос, В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»
Слова Мухи «Мы пахали!» стали со времён Дмитриева крылатыми и вошли в народный обиход, в нашу речь: так стали говорить о всяком человеке, который стремится, не прилагая никаких усилий, присвоить себе чужие труды. Басня, следовательно, имеет в виду не только крестьянский или полевой труд, а всякую деятельность — физическую или умственную. В ней порицаются люди, которые, будучи бездельниками, мнят себя великими тружениками.Размышляем о прочитанном 1. Благодаря каким словам мы узнаём, что трудился только Бык, а не Муха?
2. Является ли выражение «Мы пахали!» многозначным?
3. Выучите басню наизусть, подготовьте её к конкурсному чтению.
4. Прочитайте статью о Дмитриеве, подготовьте пересказ.
5. Согласны ли вы с интерпретацией1 басни Дмитриева «Муха» В. И. Коровиным? Какое выражение можно использовать в своей речи как пословицу? Придумайте ситуацию, расскажите о ней, включив в повествование это выражение.Фонохрестоматия
И. И. Дмитриев. «Муха»
1. Как интонацией, тембром голоса актриса передаёт характер Мухи, которая «пахала»?
2. Что меняется в манере чтения, когда читается мораль басни?
3. Прочитайте басню так, чтобы слушатели поняли ваше отношение к Мухе-«труженице» и к морали басни, которая всегда звучит современно.
Источник статьи: https://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9B%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_6_%D0%BA%D0%BB_%D0%A7%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C_1_%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B0/30.html
Поучение для детей
Жанр басни зародился до наступления нашей эры. Эти рассказы издревле пользовались популярностью у детишек, рожденных в знатных семьях. Они служили способом воспитания и обучения. Ребята с удовольствием усваивали глубокий моральный смысл через легкий и веселый рассказ. Этот жанр описывает распространенные жизненные ситуации. Автор дает понять, какой выход из них можно найти.
Все, чему учат басни Крылова, соответствует понятиям добра и справедливости
Впервые басни были признаны самостоятельным литературным жанром благодаря Шарлю Бате. В основе этих произведений лежат людские пороки. Занимательные рассказы описывают черты характера, узнаваемые в окружающих. Они реалистичны и захватывают воображение. Ребенок осмысливает содержание рассказа, что позволяет корректировать его поведение.