«осел и соловей»: о сути и смыслах басни крылова

Иван крылов. басня "осёл и соловей"

Краткое содержание

Анализ стихотворения «Осел и соловей» следует начинать с обрисовки сюжетной канвы, описания событий, о которых говорит баснописец. Основные события выглядят следующим образом:

  1. Встреча героев, Соловья и Осла. Последний сообщает, что наслышан о певческом таланте птички и просит что-нибудь исполнить.
  2. Описание трели Соловья. Крылов подробно рассказывает, какие сложные звуки удалось издавать маленькому музыканту, как они благоприятно влияли на слушателей. Пением наслаждался пастух. Получая от него истинное удовольствие, он улыбался своей прекрасной пастушке.
  3. Оценка Осла. Соловей, по его мнению, поет неплохо. Но ему есть чему поучиться у местного петуха.
  4. Реакция Соловья. Почувствовав себя оскорбленным, он улетает.
  5. Авторская оценка: «Избавь Бог нас от таких судей».

Так выглядит краткое содержание небольшого, но очень емкого и образного текста. Главных героев два.

Автобиографичность текста

То, что описанная тематика важна для писателя, доказывает тот факт, что сказка-басня была написана им сразу после произошедшего в жизни реального события. Оно настолько впечатлило Крылова, что он за один вечер излил на бумаге свою обиду в лучшей форме, на которую был способен, — в стихотворном произведении.

На светском приеме Крылов, который был знаменит прежде всего как переводчик произведений Лафонтена, прочитал вслух несколько своих текстов. Он сделал это мастерски, публика пришла в восторг. Однако один из присутствующих не сдержался и позволил себе критику Крылова, сравнив его с еще одним баснописцем тех лет, Дмитриевым, популярным, но не столь талантливым. Автора настолько задела эта критика, что, вернувшись домой, он написал текст, полный ярости и желчи. В этом и заключается описание автобиографической первоосновы произведения.

Басня написана Крыловым на тему, которая волновала ему. Суть произведения и его совет талантливым людям — не стоит обращать внимания на критику бездарностей. Крылов сам столкнулся с этой проблемой и прекрасно понимал, каково негативное влияние критики от неучей. Они лишают одаренных мастеров веры в себя, приводят к тому, что выдающиеся произведения искусства начинают оцениваться не с позиции художественных достоинств, а с точки зрения понятности и доступности.

Критика

Басни Крылова были прекрасно восприняты критикой.

Так, В. Жуковский выделяет одну из особенностей басни — мораль.

По мнению, русского литературного критика В. Белинского, басни Крылова олицетворяют наше русское, национальное, а не просто перевод.

Белинский также отметил: «веселую насмешливость» русского ума, «умение чисто по-русски смотреть на вещи и схватывать их смешную сторону в меткой иронии».

А вот мнение педагога и критика Д. И. Тихомирова о смысле басни:

Сложно не согласиться с мнением Тихомирова. Люди, критикующие все и вся, и есть те самые глупцы, невидящие, кроме собственного мнения, ничего, и живущие в собственном темном мире. Ведь, по сути дела, такие люди умеют только судить мастерство других.

Смысл названия

В названии раскрыта антитеза. Осел противопоставляется Соловью. Образы животных были выбраны неслучайно. Осел издавна ассоциируется у людей с упрямым и глупым животным, которое способно только выполнять простейшую работу, и то с понуканием и угрозами. А вот соловья слушатели возвышают, ведь он умеет так красиво петь, как никто другой. Эта птица сопровождает влюбленных и создает звуковой фон для самых умилительных сцен.

Соловей олицетворяет самого автора. А вот за маской Осла может быть кто угодно. Возможно, это собирательный образ вместе взятых невежественных, глупых вельмож, которые с уверенностью знатоков судили о творчестве, а сами не могли создать ничего. А может быть, граф Разумовский или князь Голицын. Мнений существует очень много.

Басня Ларчик — анализ

«Ларчик» — это знаковое для великого баснописца произведение. Анализ басни Крылова Ларчик обычно начинается с конца, с фразы «А ларчик просто открывался». Этими словами Крылов говорит, что не стоит слишком усложнять поставленные задачи, не попробовав решить их самым простым способом.

Но в данном контексте немалое значение имеют и длительные потуги опытного мастера, нелепые подсказки публики. Это — олицетворение попыток понимания самого Крылова. Писатель утверждает, что не нужно тщательно подбирать ключ к его басням — чаще всего, он лежит прямо на поверхности!

Есть и другой вариант прочтения этого произведения. Писатель так и не дал читателю конкретно понять — как именно был открыт ларец? Из этого вытекает еще одна мораль басни Крылова Ларчик — единственно верного решения не имеет ни одна проблема, каждое дело требует особенного подхода. Читатель сам должен понять — действительно ли ларчик не имел замка, или механик просто не смог его найти.

Вариант 3

Произведение представляет собой краткий иронический рассказ, именуемый по жанровой направленности басней, основной тематикой которой становится изображение в насмешливом виде мнимых ценителей поэтического творчества.

Главными персонажами басни являются Соловей, символизирующий творческого, талантливого человека, и Осел, представленный в образе самонадеянного и бестолкового вельможи.

Композиционная структура произведения является последовательной, состоящей из основной части и финального нравоучительного авторского вывода.

Сюжетная линия басни представляет собой историю о встрече Соловья, являющегося большим певческим мастером, с Ослом, решившим лично убедиться в необычайном таланте певчей птицы. Соловьиное пение поражает всех присутствующих, однако Осел, возомнивший себя более грамотным в певческой науке и скромно похваливший Соловья, назидательно делает ему внушение о необходимости прохождения дальнейшего обучения у дворового петуха.

Моральная идея басни состоит в невозможности признания истинным талантом искусства кукареканья.

Смысловая нагрузка басни отражается в подчеркивании автором невежественности высокопоставленных чиновников, стремящихся руководить вещами, в которых ничего не смыслят, критикующих и дающих советы тем, кто в этом не нуждается. Тем самым поэт иллюстрирует негативные человеческие черты характера в виде глупости, ограниченности, высокомерия, самоуверенности, раздутого самомнения.

Басня раскрывает авторский замысел при помощи средств художественной выразительности в виде метафор и сравнений, заключающийся в необходимости дальнейшего развития национального литературного творчества при условии появления людей, разбирающихся во всех сферах искусства, а также скорого избавления от невежественных, необразованных тупиц, пытающихся принимать судьбоносные решения.

Какой порок человека осуждается в басне «Осел и соловей»?

Басня — это стихотворное или прозаическое литературное произведение, нравоучительного и чаще всего, сатирического характера. В каждой басне есть мораль — это нравоучительные заключение, которое автор хотел донести до своих слушателей. Как правило, все известные баснописцы, под видом людей, описывали какие-то действия животных, растений и даже вещей. Именно таким образом, баснописцам удавалось высмеивать разные пороки людей, таких как жадность, тупость, лень, эгоизм и многие другие. И вот, как раз умные люди понимают, о чем идёт речь в данной басне, а глупые — ничего понять не могут.

Басня является самым древним литературным жанром. Самое первое упоминание басни, можно отнести к Эзопу. Многие выражения из басен, становятся «крылатыми выражениями». И люди, в своей речи, их употребляют очень часто.

Иван Крылов — великий русский баснописец, в 1814 году написал свою известную во всем мире басню, которая так и называется «Лебедь, Щука и Рак». И выражение «И воз и ныне там», именно взято из этой басни.

Мораль этого произведения заключается в том, что сколько ты не старался, есть вещи, которые ты не в состоянии изменить, как бы ты этого не хотел. Под этим выражением «И воз и ныне там», следует понимать людей, которые хотят создать какое-либо общее дело, а сами не понимают, для чего и как это все сделать. То есть на словах можно сказать много, а на деле, абсолютно ничего не сдвинется с места. Так, как каждый может делать только своё дело, а делать что-то одно, не могут.

Таким образом, про работу, которая не решается или мало эффективна, иронически говорят «А воз и ныне там», подразумевая под этим то, что ничего из этой затеи не выйдет. Как не было ничего, так и ничего нового не появится.

Басня Крылова «Лебедь, Щука и Рак» учит людей, что делать работу надо в согласии и дружбе. А еще в умении уступать друг другу, все заранее обговорить и обсудить. Тогда, в конечном результате, такая работа принесёт всем только пользу. А иначе ничего хорошего не получится, если каждый упрется только в свое дело и не будет слышать и слушать других. С чего начали, к тому и вернулись.

Крылов, в этой своей басне, мораль вывел ещё в самом начале: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт и выйдет из него не дело, только мука». Так вот и в жизни. Тянуть надо всем только в одну сторону, тогда будет результат в любой работе. А если этого не делать, то как раз и воз останется на прежнем месте и не сдвинется.

Басня Листы и корни читать

В прекрасный летний день,
Бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептали,
Хвалились густотой, зеленостью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
«Не правда ли, что мы краса долины всей?
Что нами дерево так пышно и кудряво,
Раскидисто и величаво?
Что б было в нем без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль от зноя пастуха
И странника в тени прохладной укрываем?
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарей
Насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами
Почти не расстаетесь с нами».
«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-
Им голос отвечал из-под земли смиренно.
«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?» —
Листы, по дереву шумя, залепетали.
«Мы те,-
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится,-
Не станет дерева, ни вас».

Басня Осёл и соловей — анализ

В басне Крылова Осел и Соловей каждый из героев выступает символом качеств, которые стоят того, чтобы о них задуматься. Итак, Соловей. Птица прекрасным пением олицетворяет человека — мастера своего дела, с даром от самой Природы. К пению птицы прислушивается каждый, кто его услышит и каждый высоко оценит талант Соловья, чем тот по праву гордится. Крылов использует такие выразительные интонации и слова в адрес Соловушки, которые кажется не превзошел никто из русских писателей. Очаровательные, подробные описания окружающей обстановки, реакции людей и животных на песню птицы, доказывают к тому же, что Крылов – не просто баснописец, он – великий поэт. Соловей описан так, что не найдется больше ничего того, что стоило бы добавить.

Осёл же, напротив, совершенно не разбирается в пении, но оценивать Соловья считает возможным. За неимением слуха и понимания прекрасного, посчитал, что даже петух спел бы лучше. Крылов здесь передает абсурдность сложившейся ситуации и моралью в последней строчке басни подводит итог: браться судить о том, о чем даже не имеешь представления – глупо. Осел, сравнивая Соловья с Петухом, сопоставляет две совершенные противоположности, показывая нам отсутствие какого-либо вкуса.

Композиция и конфликт

В басне отсутствует завязка, И. А. Крылов сразу переходит к развитию действия. Для того чтобы больше передать нелепость критики Осла, автор возвышает искусство пения Соловья. В основе композиции лежит прием антитезы.

В басне Крылов описывает двух персонажей — Осла и Соловья. Очень хорошо показаны противоречия между героями. Насколько глуп, невежественен и туп Осел, настолько прекрасен в своем пении Соловей.

Конфликт между мастерами своего дела и невеждами, не разбирающимся в конкретном деле, — вечен. Каждый раз мы сталкиваемся с такими людьми, которые критикуют то, что мы делаем. Автор неслучайно делает акцент на том, как прекрасно пение Соловья и как все вокруг замирает, слушая чудесный его голос. И только потом переходит к “судье” — Ослу. Осел плохо отзывается о творчестве Соловья и сравнивает его с Петухом. Хотя сам петь не умеет вовсе.

Читательский дневник по басне «Осел и Соловей» Ивана Крылова

Название произведения: «Осел и Соловей».

Число страниц: 2.

Жанр произведения: басня.

Главные герои: Осел, Соловей.

Характеристика главных героев:

Осел — рассудительный, но глупый.

Посчитал, что Соловей не умеет петь.

Самодур.

Соловей — звонкая птица.

Поет так, что сердце замирает.

Краткое содержание басни «Осел и Соловей» для читательского дневника

Осел предложил как-то Соловью спеть для него.

Он слышал, что все хвалят пение птицы и хотел сам убедиться, так ли хорошо он поет.

Соловей завёл свою песню так, что аж другие птицы и животные замолчали: все только и слушали прекрасное щебетание птицы.

Когда Соловей закончил, Осел принялся его оценивать.

Он сказал, что Соловей поет хорошо, но не так хорошо, как местный Петух и предложил Соловью поучиться от него.

Соловей даже слушать не стал такую оценку своего таланта и улетел далеко за поля.

План басни:

  1. Осел просит спеть Соловья, чтоб оценить его талант.
  2. Искусная песня Соловья.
  3. Осел сравнивает друга с Петухом.
  4. Соловей не стал слушать оценку и улетел.

Главная мысль произведения «Осел и Соловей»

Мораль басни заложена в последней строчке: «Избави бог и нас от этаких судей».

Основная идея басни состоит в том, что не стоит судить то, в чем ты вообще не разбираешься, а уж тем более не стоит принимать во внимание такие оценки и слушать их

Чему учит басня «Осел и Соловей»

Басня учит нас тому, что не стоит считать себя судьей, если совершенно не разбираешься в деле.

Сначала нужно научиться понимать искусство, а уже потом оценивать других.

Басня учит нас верить в свой талант и не поддаваться сомнительным мнениям.

Краткий отзыв о басне «Осел и Соловей» для читательского дневника

Басня «Осел и Соловей» интересное и поучительное произведение.

Осел, который ничего не смыслит в музыке, решил оценить талант Соловья.

Но в конце Осел сказал, что птица поет неплохо и ему есть чего поучиться у петуха.

Осел посчитал, что Петух поет лучше, чем Соловей.

Так и в жизни бывает: нас оценивают и судят те, кто ничего не понимает в том или ином деле.

Этой басней Иван Крылов показывает нам что не могут люди судить других, не понимая ничего в том, в чем другие хорошо разбираются.

Я думаю, что из этой басни можно сделать вывод, что не стоит обращать внимание на таких критиков, ведь они судят не объективно. Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге

Я рекомендую всем ознакомится с произведением Ивана Крылова на досуге.

Пословицы к басне:

  • Чего в голове нет, того к ушам не пришьешь.
  • Дурного не спрашивай — сам скажет.
  • Не суди и не судим будешь.
  • Ни в свои сани не садись.
  • Лучше умный упрек, чем глупая похвала.

Еще читательские дневники по произведениям Ивана Крылова:

  • «Листы и Корни»
  • «Стрекоза и Муравей»
  • «Ларчик»
  • «Мартышка и Очки»
  • «Ворона и Лисица»
  • «Квартет»
  • «Зеркало и Обезьяна»
  • «Слон и Моська»
  • «Свинья под дубом»

Библиотека читательских дневников автора пополняется

Анализ басни Осёл и соловей, герои басни

Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.

Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных. У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше. Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все. Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.

В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет. Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.

Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.

Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.

Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.

Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.

Популярные сегодня пересказы

  • Андрей Колосов — краткое содержание повести Тургенева В данном произведении Иван Тургенев чётко предоставил читателю две противоположные стороны. Одна, из которых тщеславная, высокомерная, уродливая. А другая великодушная, добрая и честная, противоречия между моральными ценностями
  • Краткое содержание рассказа Усомнившийся макар Платонова Небольшая деревенька, где развиваются события. Здесь живет Макар, он просто без ума от маскарадов, театральных сцен, парень любит весело проводить время и развлекать народ.
  • Легенда о Робин Гуде — краткое содержание События произведения разворачиваются на территории Англии во времена средних веков в момент пленения австрийским войском короля Ричарда Львиное Сердце.
  • Обыкновенное чудо — краткое содержание пьесы Шварца Остепенившийся Волшебник жил со своей женой в доме в Карпатах, где завел хозяйство. Когда-то он пообещал ей, что больше не будет заниматься волшебством. Но 8 лет назад, он заколдовал ради забавы одного медвежонка

Популярные сочинения

  • Сочинение по картине Среди долины ровныя Шишкина (4, 5 класс) Для начала следует отметить особую предысторию картины. Вдохновила Шишкина на ее создание песня на стихи Мерзлякова. Впрочем, довольно часто творец черпал вдохновение и из собственных жизненных переживаний, душевных терзаний и личных трагедий.
  • Сочинение по картине Голубятник Перова Картина великого русского художника Василия Григорьевича Перова «Голубятник», созданная в 1874 году, с 1910 года по настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее.
  • Сочинение про Компьютер Сейчас, в век промышленных технологий, создаётся большое количество различных приборов, машин, портативных устройств, и компьютер не является исключением.

Ларчик

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.Взглянув на Ларчик, он сказал: «Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою».Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:«Не тут, не так, не там!» Механик пуще рвется.Потел, потел; но, наконец, устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался:А Ларчик просто открывался.

Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.

Осёл и Соловей — анализ басни Крылова. Читаем онлайн

Крылов озвучил в своей басне иронический сюжет из реальной жизни. Он испытал чувства Соловья, оказавшегося в подобной ситуации. В качестве чуткого, нежного, одарённого персонажа подобран образ Соловья. Ему противопоставлен тугоухий и невежественный Осёл. Который берёт на себя ответственность, чтобы рассуждать и давать советы великому мастеру, тонкому артистичному, знаменитому Соловью.

В начале басни читатель понимает, что Ослу захотелось проверить народные слухи. И посмотреть на прославленного Соловья. На описание изменений в окружающей природе, вовремя волшебного исполнения соловьиной трели, автор не пожалел больше половины басни. Все живые объекты заметили и прониклись трепетным исполнением нашего героя, затихли все птицы, пастух нежно смотрел на свою возлюбленную девушку. Только наш тугоухий и высокомерный осёл остался чужд. После мелодичной трели, в которую наш исполнитель вложил все силы и талант, дал очень «важный» совет поучиться у Петуха! То есть «Великий судья» выделил лучшего «певца» — петуха!

После таких слов нашему знаменитому артисту осталось только покинуть место. Где остался невежественный, занимающий главный пост, глупый, тугодум и лишённый видеть прекрасное Осёл. К сожалению, и в наше время есть такие «судьи». Весь живой мир думает иначе, в восторге от нежной мелодии. Так может петь только Соловей и остальные птицы преклоняются перед его талантом.

Демьянова уха — басня Крылова. Анализ басниВорона и лисица — басня КпыловаМартышка и очки — басня Крылова и её анализКвартет — басня Ивана Крылова и ее анализЛебедь, Рак и Щука — басня КрыловаСтрекоза и муравей — басня КрыловаВолк на псарне — басня КрыловаСвинья под дубом — басня КрыловаСлон и Моська — басня КрыловаВолк и Лисица. Басня КрыловаВолк и Ягненок. Басня КрыловаЧитать другие басни КрыловаКарта сайта

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: