Слон и моська басня крылова

Краткое содержание басни Слон и Моська

 
Однажды по шумным улицам одного неизвестного города водили крупного слона, для показа, чтобы люди могли близко увидеть такое экзотическое животное

Для местных жителей подобное зрелище стало в диковинку, непривычно им было видеть такое большое и важное животное, идущее с ними рядом по одной улице. Толпы зевак увязались за бедным слоном.
 
Вдруг, откуда ни возьмись, появилась бегущая им навстречу местная дворовая собачонка по имени Моська

Увидела она слона и как стала на него прыгать, лаять, визжать и бросаться. Так и лезет в драку. Соседка тут же кинулась отгонять собачонку с криками, что не справиться ей с таким громадным слоном, хватит срамиться. Но Моське только и надо было, чтобы показать перед другими собаками, какая она отважная.
 
Собачонка всё лает и лает, охрипла уже, а слон шёл себе спокойно вперёд и даже не замечал Моську. А тем временем Моська призналась соседке, что ей это придаёт силу духа, таким способом она хотела без драки попасть в большие забияки. Вот тогда другие собаки станут восхищаться и признают её сильной собакой, раз на слона не побоялась лаять.
 
Басня учит тому, что пустой показухой можно достичь желаемого, но со стороны это может

План-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни

  1. Прочитайте самостоятельно басню.
  1. Оправдались ли ваши предположения?

б) Словарная работа.

1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему?

  ЗЕВАКИ — люди которые слоняются по улицам

                                   без дела

  НАПОКАЗ —  обращает внимание для вида

  ЗАБИЯКА — человек, который любит

                                       затевать ссоры.

  ОТКОЛЕ – откуда

  ШАВКА – непородистая собака

  ДИКОВИНКА – странная, удивительная

   вещь или явление.

б) Вторичное чтение.

  Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и  выражения:

— отколе ни возьмись

— метаться

— срамиться

— возиться

— вот то-то мне и духу придаёт

в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой.

— Назовите действующих лиц басни.

— Как ведёт себя Моська?

— Как Слон отнёсся к нападению Моськи?

— Какой вы представляете Моську? А слона?

— Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок?

— Какой вы представляете Шавку?

г) Выборочное чтение.

— Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське?

— За что Шавка осуждает Моську?

— Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…)

— Что высмеивает И.А.Крылов в басне?

— Да, Моська – хвастунишка

Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание

— Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение?

Давайте попробуем сами сочинить поучение  к этой басне.

(Работа в группе). Проверка.

 Чтение  басни мастером художественного слова.

-Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский.

— Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром?

Грамзапись

— Мы тоже поучимся читать басню выразительно.

е) Работа над выразительным чтением басни.

Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц.

      Чтение по ролям.

Рефлексия.

— Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!)

— Когда в жизни можно употребить эти слова?

( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)  

 — Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?

   — Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков)

    — Современны ли басни в наши дни?

    —  Почему сюжеты не устаревают?

   — Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова?

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.)

Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд)

            В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову,          так как там он провел свои детские годы. (Слайд)

 Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об

   И.А. Крылове или выучить басню;

    на « 4»- выразительно читать басню.

Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль,

Он баснями себя прославил,

И слава эта – наша быль

И не забудут этой были,

Пока по – русски говорят:

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Анализ басни Слон и Моська

Басня о том, как по городу водили Слона на которого ни с того ни с сего накинулась крошечная собака. Здесь можно видеть о взаимодействии двоих миров — высшего и низшего. Лая на Слона Моська надеялась на то, что ее заметят другие собаки и начнут ее возвышать. Стоило бы прислушаться к словам собаки, которая советует ей не позорится, но авторитет важнее. Нужно заметить, что в этой байке присутствует 3 участника:

  • Моська(главный герой);
  • Слон(которому не давали имени, что бы отвести его на второй план);
  • Шавка(еще одна собака).

Моська олицетворяет очень слабого человека, который жаждет внимания и хочет добиться его любым способом. Такой человек знает кого выбрать себе в напарники, в нашем случае им стал Слон. Не зря Крылов выбрал именно это животное, так как это одно из самых больших, важных и величайших зверей на планете. Умные люди, достигшие в этой жизни чего-либо, не будут обращать внимания на каких-то мелких дворняг, что Моськам идет на руку. Только бесхарактерные зарабатывают дешевый авторитет на таких людях как Слон. Шавка же играет роль советчика, которая хочет чтобы Моська прислушалась к ее советам, но та стоит на своем и не хочет упускать шанс подрать горло на великана.

Анализ / мораль басни «Слон и Моська» Крылова 2 вариант

Басню «Слон и Моська» Иван Андреевич Крылов впервые опубликовал в журнале «Драматический вестник».

Басня написана в 1808 году. Это год, когда за И. Крыловым вся читающая Россия признала талант национального баснописца. Его наперебой приглашают в гости с декламацией собственных произведений. А делал он это мастерски, тем самым только увеличивая популярность басен. Произведение написано разностопным ямбом с опоясывающей и смежной рифмовкой. Сюжетный ход близок одной из басен А. Сумарокова. Поводом к созданию произведения мог послужить слон, подаренный императору лет 15 тому назад. Первые строки отмечены ассонансом, в последующих встречается аллитерация. Начальная строчка, кстати, давно стала своеобразным фразеологическим оборотом. По городу вели Слона, поражая воображение прохожих. «Толпы зевак ходили»: зрелище и впрямь диковинное. Грубоватое «зеваки» означает праздношатающуюся публику всех сословий. «Навстречу Моська»: под этим именем скрывается еще и порода собаки – мопс. «Увидевши»: устаревшая форма деепричастия, широко распространенная в баснях И. Крылова. Следом идет каскад глагольных синонимов. «Лезет в драку». Рассудительная шавка, почесываясь, роняет: тебе ль со Слоном возиться? Просторечная лексика (та же «шавка» — дворняга) И. Крылова не искусственна, лишена нарочитых архаизмов, не режет слух и придает эффектную экспрессию. Интересно обращение собак между собой: соседка. «Срамиться»: позориться. Моська отвечает непонятливой шавке междометиями: эх! Эх! Оказывается, весь смысл этого маленького театрального представления и заключен в том, что реакции от Слона не последует. Зато собачка прослывет «большой забиякой», задирой практически бойцовой породы. Это прибавит ей очков по всем фронтам, не говоря уж об уважении хозяина. Вся жизнь ее будет овеяна геройской славой, найдется что и рассказать потомкам. Все псы в восхищении от ее пыла: она сильна, что лает на Слона! Мораль автором явно не подается, он предлагает читателю самому сделать вывод. Моська надеется обмануть простодушных, хотя сама о себе знает правду. Она нападает (пусть и мнимо) на того, кто ни в чем не виноват и не заслуживает такого отношения. Так собачка становится олицетворением людской молвы, пересудов, сплетен

Уязвленная вниманием к Слону, она пытается примазаться к его популярности

Финальная строка «Слона и Моськи» И. Крылова практически сразу стала крылатым выражением, уйдя в народ на правах полноценной пословицы.

Анализ, мораль басни Крылова «Слон и Моська»

Басня И. А. Крылова увидела свет осенью 1808 года. Необычный сюжет навеяла старинная гравюра со слоном и вечный порок любопытства и тщеславия, вечная дилемма «быть» и «казаться». Эпиграфом басни могла бы прослужить пословица – «Пустой бочонок громче гремит».

Нарицательное слово «моська» – собирательное название всех небольших собак (по некоторым данным – комнатных), в контексте басни приобретающее вид перифраза. На контрасте с Моськой Слон является олицетворением спокойной силы, уверенности и выдержки: недаром у него нет ни одной реплики. Он сдержанно реагирует и на шум надоедливой толпы, и на беснование Моськи.

В тексте басни имеются архаизмы: «увидевши» – устаревшая форма деепричастия «увидев», устаревшая форма наречия «знать» в значении «наверное», «отколе» – «откуда», побудительное междометие «ну» в значении «давай», глагол «срамиться» в значении «позориться», устаревшие падежные формы «лаю не примечает» и «духу придает», разговорные фразеологизмы – «отколе не возьмись» в значении «неожиданно, внезапно» «духу придает» – в значении «воодушевляет, поощряет».

Среди других средств художественной выразительности – метафора – «лезет в драку», антитеза – «ты хрипишь…, а он …идет и не примечает», лексический повтор – «Эх, эх!», эллипсис – «навстречу Моська им (бежит)», ирония – «тебе ли со Слоном возиться?», инверсия – «навстречу Моська им», «уж ты хрипишь», «говорят собаки», «он себе идет», каждое из которых является настоящей жемчужиной русской словесности.

В тексте басни «Слон и Моська» содержится ряд однородных сказуемых – «метаться (в значении «бросаться»), и лаять, и визжать, и рваться», которые не только подчеркивают быструю смену событий, но и являются примером многосоюзия.

Для изложения истинных мотивов Моськи поэт использует вопросно-ответную форму, риторические восклицания – «Ай, Моська! знать, она сильна…!», «Эх,эх!» – и риторический вопрос – «…тебе ли… возиться?»
Басня содержит ассонанс – первое четверостишие содержит 11 букв «о», что является аллюзией на толпу прохожих с приоткрытыми ртами – и аллитерацию: появление в сюжете образа Моськи в следующем четверостишии сопровождает обилие свистяще-шипящих звуков «ш», «с», «з», «зж», которые наряду с многочисленными «р» («перестань срамиться») является аллюзией суеты, собачьего рычания и лая.

Текст наполнен действием, поэтому включает всего один яркий эпитет – «большие забияки (задиры)». Используя его, Моська выдает желаемое за действительное. Ее задача – создать себе весомую репутацию, прослыть грозой всех собак, произвести впечатление именно на них, а совсем не запугать Слона. Дворовая Шавка оказывается реально смотрящей на вещи и более мудрой, чем Моська с ее претензией на благородство. В этом видится отсылка к здравомыслию простого народа.

Автор басни осуждает воинствующее невежество людей, которые судят о чем-либо, не вникая в природу вещей и не понимая масштаба происходящих событий. Поэт осуждает притворство в самом, пожалуй, смешном его виде – имитации бурной деятельности, обличает трусость. Моська, поднимая шум, пытается «примерить» величие, приобрести вес за счет сопоставления со Слоном, ясно понимая, что ей ничего не угрожает. Басня необычайно актуальна в наши дни, когда в расчете на дешевую популярность, на пустой, не основанный ни на чем ажиотаж, люди, в том числе влиятельные и властные, но с мелкой душой, совершают не только бессмысленные, но и подлые поступки, порочат и преследуют и других людей.

Басня буквально разобрана на цитаты – русский баснописец без всякой морали преподает нам великий урок.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Басни Крылова ✑
Басни

Мораль басни Слон и Моська

Сколько людей — столько и мнений по поводу этого рассказа. Некоторые ищут смысл в последних словах: ”знать, она сильна, что лает на Слона”. Другие любят искать смысл поглубже. Какой бы не был спектакль, умная публика поймет, что все эти пустые звуки только ради бессмысленной славы и мнимого уважения. Огорчает то, что многие пользуются этим положением, тем самым привлекая к себе внимания таких же как они. Стоит только показать свое бесстрашие и толпа поклонников бежит тебе навстречу. Был бы это не Слон, а любой другой персонаж, который в силе дать отпор, то Моська сбежала бы с позором поджав хвост. Со стороны разумного человека это выглядит настолько смешно и низко, что самому становится стыдно за поступки такой особы. В двух словах можно сказать, что мораль этой басни такова: достаточно чтобы люди думали что ты ничего не боишься, хотя в душе ты трусливый заяц. К сожалению, в нашем мире много кто живет таким правилом и этим способом завоевывает авторитет. И очень сильно хочется что бы в нашем окружении было поменьше подобных Мосек, а побольше желания добиваться каких либо успехов без лишнего шума.

По улицам города для развлечения народа водили слона. На слона — зрелище диковинное, зеваки сбегались глядеть со всех сторон. Внезапно откуда-то выскочила мелкая собачонка Моська. Она залилась лаем, стала агрессивно кидаться на слона, показывая окружающим готовность сразиться с большим животным.

Знакомая шавка попыталась образумить Моську. Она сказала, что Моське должно быть совестно, ведь слон даже не замечает собачонку, исходящую лаем. На это Моська самодовольно ответила, что о ней, такой смелой, будут потом много говорить. Маленькая неприметная собачонка посмела напасть на огромного слона. Моське за это ничего не будет, ведь слону дела нет до того, кто мечется у его больших ног, а Моське — одна польза. Хитрая собака рассчитала верно — слон не обратил внимания на незначительную помеху, Моська же возвысилась в глазах простых обывателей, прослыв храброй.

Басня «Слон и Моська» непроста

Кто-то из читателей обратит внимание на смешные потуги Моськи помешать величественному слону идти своей дорогой. Так и в жизни негодные люди часто пытаются задирать по мелочам достойного человека, из зависти или по глупости мешая ему идти своей дорогой. Другие читатели скажут, что надо делать свое дело без оглядки на окружающих, не обращая внимания на лающих недоброжелателей

А третьи — отметят смекалку и житейскую хитрость Моськи, использующей все средства, даже низкие, для своего возвышения. Это недостойно порядочных людей, но стратегия подобных мосек работает в обществе, где любят скандальные истории

Другие читатели скажут, что надо делать свое дело без оглядки на окружающих, не обращая внимания на лающих недоброжелателей. А третьи — отметят смекалку и житейскую хитрость Моськи, использующей все средства, даже низкие, для своего возвышения. Это недостойно порядочных людей, но стратегия подобных мосек работает в обществе, где любят скандальные истории.

Мораль басни Слон и Моська

Мораль басни состоит в том, что, сколько шуму вокруг себя ни создавай, это не поможет получить уважение окружающих. Нужно выбирать себе равного соперника, а не поступать подобно мелкой Моське, которая облаивала огромного слона. Нередко такое случается и в обыденной жизни.

Один пытается обесценить достижения другого, или оклеветать его, чтобы тем самым представить себя сильным и благородным в глазах окружающих. Однако это никак не повлияет на объект сплетен, насмешек или клеветы – он будет продолжать двигаться дальше, подобно огромному слону, для которого мелкой собачонки попросту не существует.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: