Настенька

Детство и юность

Алексей Еремеев (таковы настоящие имя и фамилия писателя) появился на свет 22 августа 1908-го по новому стилю в Санкт-Петербурге. Впоследствии в семье, где старшего сына, зачитывавшегося Чарльзом Диккенсом, Артуром Конан Дойлем, Федором Достоевским и Леонидом Андреевым, прозвали Книжным Шкафом, родились Василий и Ляля.

События ранних лет подробно описаны литератором в автобиографической повести «Ленька Пантелеев», которые несколько разнятся с одноименной главой в первом издании «Республики ШКИД».

Отец Иван Адрианович был казачьим офицером, хорунжим, выходцем из старообрядцев, героем Русско-японской войны, получившим в наследство семейное дело — торговлю лесом и дровами. За боевые подвиги его наградили орденом Святого Владимира с мечами и бантом, дававшим право на потомственное дворянство.

Мать Александра Васильевна (в девичестве Спехина), дочь купца 1-й гильдии, тяготела к искусству. После гимназии она прошла музыкальные курсы, интересовалась книгами, вела дневники, блистала на любительской театральной сцене.

В Первую мировую родители расстались. Мужчина отправился на лесозаготовки во Владимир, где и умер, а его бывшая супруга, оставшаяся с детьми, добывала пропитание уроками музыки.

В 8-летнем возрасте ребенок стал посещать 2-е Петроградское реальное училище, через год серьезно заболел, пролежав всю Октябрьскую революцию. В 1918-м, гонимый голодом, вместе с родными он перебрался в село Чельцово Ярославской губернии, и там заразился дифтеритом.

Следующим пунктом, где находился врач, значился Ярославль. Но поднявшееся восстание и обстреливание гостиницы «Европа», где жила будущая знаменитость, вынудили вернуться обратно. После подавления мятежа состоялось возвращение в Ярославль, а оттуда дорога лежала в татарский Мензелинск, где и начались скитания после того, как мать уехала в Петроград.

Мальчик торговал на базаре, трудился на сельскохозяйственной ферме месте с младшим братом, где научился воровать, и очутился в детдоме. После ограбления склада юного нарушителя перевели в другое воспитательное учреждение, где тот не задержался. В попытках добраться до Северной столицы беглец успел побывать в Рыбинске и Казани, там работал сапожником, вновь попался на сбыте краденного и угодил в детскую колонию имени III Интернационала.

Лешу, сбежавшего и оттуда, после выписки из больницы подобрала городская организация комсомола, давшая крышу над головой и устроившая в профессиональную школу. Там ученик и взялся за создание стихов и пьес. Добраться до Петрограда беспризорнику удалось только в 1921-м, перенеся множество болезней и миновав Уфу, Белгород, Курск и Украину.

Алексей помогал частнику развозить лимонад и поступил в Единую трудовую школу № 149, где приходилось туго из-за непростых отношений с одноклассниками. Нехватка денег привела подростка к тому, что он выкручивал лампочки и продавал их, а затем и вовсе попал в ШКИД.

Путь в Петербург

По возвращении домой Алексей понял, что его детство закончилось. В отсутствие матери ему самому надлежало заботиться о пропитании семьи. Однако у него к этому было мало способностей. Он постоянно попадал в неприятности. Роль торговца ему не удалась, сначала его ограбили, а потом и самого научили воровать. Работа на близлежащей ферме тоже ничем хорошим не обернулась. В результате мальчишка оказался в детском доме, однако вскоре оттуда сбежал и принял решение двигаться в Петроград, к матери. Вряд ли он тогда хорошо представлял, какой путь ему предстоит преодолеть.

Алексей не мог просто сесть в поезд и отправиться в нужном ему направлении. По дороге ему предстояло зарабатывать на жизнь. И не всегда его способы добычи денег были в ладах с законом. Так, ему пришлось побывать в детской колонии, откуда он сбежал и оказался в Мензелинске. Здесь ему повезло встретить людей, которые отправили его учиться, кормили и одевали. Именно в этот период мальчик написал свои первые стихи и даже попробовал работать над пьесой.

Однако затишье было недолгим, вскоре Алексею пришлось спасаться от кулацкого восстания. Мальчик решил продолжить свой путь. Однако опять ему пришлось долгое время скитаться по Украине. Лишь спустя год он попал домой.

Соавтор

Григорий Белых в 1936 году был безвинно арестован, донос написал муж его сестры, приложив тетрадку стихов. Квартирный вопрос виноват. Белых получил три года тюрьмы, а дома у него остались молодая жена и маленькая дочь. Леонид Пантелеев даже Сталину телеграфировал, обегал все инстанции, но напрасно. Оставалось только носить в тюрьму передачи и писать другу письма.

Григорий сам отговорил Алексея от продолжения хлопот. Причину не назвал, но она была. Тюремные врачи обнаружили у Белых туберкулёз. Ему ещё даже не исполнилось тридцати лет, когда бывший беспризорник, воришка, а впоследствии замечательный писатель умер в тюремной больнице. Леонид Пантелеев после этого много лет отказывался переиздавать «Республику ШКИД». Белых был признан врагом народа, а убирать имя друга с обложки было делом немыслимым. Однако со временем пришлось…

Примечания

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119045338 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016. https://wikidata.org/Track:Q27302″>https://wikidata.org/Track:Q304037″>https://wikidata.org/Track:Q256507″>https://wikidata.org/Track:Q170109″>https://wikidata.org/Track:Q36578″>
  2. Фотография захоронения Л. Пантелеева и его дочери на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга
  3. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 303.
  4. Сталин сегодня

Личная жизнь

Личную жизнь мужчина устроил после войны с Элико Кашией, также принадлежавшей писательскому кругу. В августе 1956-го у них родилась дочь Маша (первенца женщина потеряла в блокаду), которой отец посвятил книгу «Наша Маша». Девочка, в отличие от взрослых, не тяготела к чтению, испытывала сложности с точными науками, зато имела яркий комедийный талант.

Поэтому после школы, сменявшейся одна за другой, девушка собралась в театральный институт, но в итоге подала документы в педагогический вуз на филфак. Однако учиться там не довелось: тяжелый грипп привел студентку к нервному срыву и психиатрической больнице. После выписки случались рецидивы, поэтому родителям пришлось не выпускать ее на улицу.

Л. Пантелеев и Элико Кашия с дочерью Марией / CoolLib

Любимая жена Пантелеева трагически погибла в 1983-м, попав под трамвай, и все заботы о единственной наследнице легли на его плечи. 18 раз в день он давал Марии лекарство, но вскоре та вновь вернулась в медицинское учреждение, откуда уже не вышла.

Глава 10

В Лёнькиной квартире жили чужие люди, и мальчик подался к маминой сестре, где и нашёл свою семью. Десятилетняя Ляля очень изменилась. Васина сельско­хо­зяй­ственная школа закрылась — все учителя оказались бывшими белогвар­дейцами. Мальчик переехал в Питер и поступил работать в кондитерскую. Он рассказал, как два дня искал Лёньку в лесу и решил, что его загрызли волки.

Александра Сергеевна тоже рассказала о своих злоключениях. Она уже возвращалась к детям, когда на поезд напал дезертирский отряд. Женщина спряталась, зарывшись в угольную крошку, а потом, полуодетая, пробиралась к ближайшей станции. По дороге простудилась, попала в больницу, где заразилась тифом и проболела несколько месяцев. Рассказал о себе и Лёнька. Александра Сергеевна взяла с сына клятву, что тот никогда больше не будет воровать.

Реклама:

Примечания[править | править код]

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #119045338 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 143.
  3. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 150.
  4. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 151—152.
  5. Белых Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. — Ленинград: Государственное издательство, 1927. — С. 153.
  6. 12 Портретная галерея Дмитрия Быкова в журнале «Дилетант». www.limonow.de. Дата обращения: 3 марта 2021.
  7. ↑ Выступление Л. Пантелеева на совещании было опубликовано в журнале «Детская литература» № 2, 1936 г.
  8. ↑ Русские детские писатели XX века. Биобиблиографический словарь. — С. 327.
  9. ↑ Фотография захоронения Л. Пантелеева и его дочери на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга
  10. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / . — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491,  с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 303.
  11. ↑ Сталин сегодня Радио Свобода
  12. ↑ Будильник 1984 Веселый трамвай YouTube

Публикация

Писали с азартом, быстро, весело. Тем не менее, абсолютно не думали, что с рукописью случится потом: куда её? А уж о каком-либо успехе они даже и не мечтали. Никого из писателей или издателей мальчики, разумеется, в Ленинграде не знали. Единственный человек, которого они два раза видели давным-давно в «Шкиде» на каких-то торжественных вечерах, это товарищ Лилина, начальник отдела из Наробраза.

Можно себе представить тот ужас на лице бедной женщины, когда два потрёпанных жизнью бывших детдомовца принесли ей огромную, просто неподъёмную рукопись. Тем не менее, она её прочитала. И не только. Соавторам везло просто сказочно. Она, прочитав, передала толстую, растрёпанную папку настоящим профессионалам — в Ленинградский Госиздат, где рукопись прочитали Самуил Маршак, Борис Житков и Евгений Шварц.

Библиография[править | править код]

Собрания сочиненийправить | править код

  • Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1983—1985
  • Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1970—1972, 300 000 экз.

Повестиправить | править код

  • «Республика Шкид» (1927, совместно с Григорием Белых)
  • «Лёнька Пантелеев» (1939; новый вариант в 1952)
  • «Наша Маша» о своей дочери (1966)
  • «Верую!» — автобиографическая повесть (впервые опубликована в 1991 году, согласно завещанию писателя, через три года после его кончины

Рассказы и сказкиправить | править код

  • Последние халдеи (1931—1939)
    • Банщица
    • Господин академик
    • Графолог
    • Мадонна Канавская (Мисс Кис-Кис)
    • Маруся Фёдоровна
    • Налётчик
    • Травоядный дьякон
    • География с изюмом
  • Магнолии (1927)
  • Американская каша (1932)
  • Зелёные береты (1962)
  • Пакет (1931)
  • Рассказы о Кирове
    • Рассказ артиллериста (1941)
    • Рассказ путиловца (1946)
  • Первый подвиг (1946)
  • Приказ по дивизии (1948)
  • Гвардии рядовой (1943)
  • В тундре (1943—1976)
  • Карлушкин фокус (1928)
  • Портрет (1928)
  • Часы (1928)
  • Дом у Египетского моста
    • Лопатка (1973)
    • Собственная дача (1973)
    • Сто почтовых марок (1974)
    • Маленький офицер (1978)
  • Рассказы о Белочке и Тамарочке
    • На море (1940)
    • Испанские шапочки (1940)
    • В лесу (1940)
    • Большая стирка (1947)
  • Задача с яблоками (1939)
  • Фенька (1967)
  • Карусели (1967)
  • Как поросёнок говорить научился (1963)
  • Раскидай (1939)
  • Свинка (1939)
  • Весёлый трамвай (1939)
  • Трус (1941)
  • Две лягушки (1938)
  • Буква «ты» (1945)
  • Честное слово (1941)
  • Долорес (1942, опубликован в 1948)
  • Главный инженер (1944)
  • Индиан Чубатый (1952)
  • Камилл и учитель (1940)
  • Маринка (1943)
  • Новенькая (1943)
  • Ночка (1939)
  • Платочек (1952)
  • На ялике (1943)
  • Маленькие рассказы
    • Настенька (1960)
    • Брат алкоголика (1960)
    • Плоды просвещения (1960)
    • Всепоглощающая любовь (1960)
    • Спички (1962)
    • Кожаные перчатки (1962)
  • Живые памятники (1964)
  • В осаждённом городе (1965)
  • Январь 1944 (1966)
  • У Щучьего озера (1963)
  • Рейс No 14-31-19 (1978)
  • Земмель (1977)
  • Экспериментальный театр (1978)
  • Инженер (1984)

Литературные портретыправить | править код

  • Рыжее пятно (1953)
  • Братишка наш Будённый… (1973)
  • Маршак и Людоед (1975)
  • Квитко
  • Тырса (1966)
  • Шварц (1965)
  • Письмо в Соловьёвку
  • Ни на один оборот
  • Гостиница «Лондонская»
  • История одного автографа

Статьиправить | править код

  • Искусство быть читателем (1970)
  • Как воздух (1973)
  • Как я работаю (1978)
  • 23 сентября 1924 года (Из воспоминаний старого ленинградца) (1956)
  • Только в Шкиду! (1973)
  • Где вы, герои «Республики ШКИД»? (1967)
  • О милосердии (1973)
  • Хуже трусости (1968)
  • История моих сюжетов (1977)
  • Как я стал детским писателем (1979)
  • О названии улиц (1959)
  • Ещё раз о том же (1962)
  • Рисуют дети блокады (1970)
  • Без компаса (1960)
  • Моральная тема (1961)
  • Игра с огнём (1972)
  • Ответ г-же Падма Дэви Шарма (1969)

Список произведений

 
На ялике
Честное слово
Две лягушки
Буква «ты»
Маринка
Новенькая
Платочек
Сто почтовых марок
Маленький офицер
Главный инженер
Камилл и учитель
Спички
Кожаные перчатки
Настенька
Плоды просвещения

Читать все рассказы и сказки Пантелеева
Читать рассказы других авторов

 Леонид Пантелеев – советский писатель, которого любят взрослые и дети. Часто говорят, что Пантелеев обладал особенным даром. Рассказы его не требуют иллюстраций, так как писатель настолько чётко и образно писал свои произведения, что ребёнок погружался в новый, созданный автором, мир без помощи картинок. Он настолько хорошо писал для детей и о них, что их родители всегда делают свой выбор в пользу прочтения со своими детьми произведений именно этого автора. Многим, кто уже не раз слышал об авторе, интересно, какие рассказы писал Пантелеев.
Тем, какие рассказы писал Леонид Пантелеев, интересуются многие люди, которые знакомы с его биографией. Многие предполагают, что из-за трудного детства Пантелеев не мог писать добрые и хорошие детские рассказы, но это совсем не так.

 
Каждый, кто знаком с творчеством Леонида, может сказать, какие фантастические рассказы писал Пантелеев. Писателем написана книга под названием «Буква «Ты», которая собрала в себе все самые популярные и известные рассказы для детей: «Фенька», «Честное слово», «Рассказы о Белочке и Тамарочке» и «Буква «Ты». Каждому ребёнку нравятся рассказы Леонида Пантелеева, который хорошо знал, как достучаться к малышу.

 
Именно эти рассказы Леонида Пантелеева написаны как бы «на другом языке». Они имеют совсем другую стилистику, а каждый герой произведений имеет свой характер. В «Рассказах для детей» можно увидеть, как автор убеждается в том, насколько ощутима разница восприятия мира ребёнком и взрослым.

 
Нужно сказать, что не менее популярными являются такие рассказы Пантелеева, как «Наша Маша», «Ночка», «Долорес» и т. д. Первый из них – дневник автора, который он вёл на протяжении многих лет. Эту книгу можно назвать неким «руководством» для всех родителей.

 
Многие родители, которые интересуются творчеством авторов, пишущих для детей, задаются вопросом о том, какие рассказы писал Л. Пантелеев. Он один из самых популярных авторов, которого знает и любит практически каждый ребёнок.

Школа Достоевского

Поскольку новая «деятельность» Алексея часто была связана с милицией и чекистами, мальчик постарался забыть свои имя и фамилию. Лучше уж фамилия бандита, чем расстрелянного казачьего офицера. Тем более маменька из архангельских крестьян, выбившихся в купцы. К новой фамилии он привык быстро и даже при знакомстве с обыкновенными людьми, далёкими от воровских его приятелей, своё настоящее имя держал в секрете. И правильно сделал, словно предвидел, что, как долго верёвочке ни виться… Его, конечно же, поймали.

Сразу после окончания Гражданской войны правительство страны вплотную взялось решать проблему беспризорных детей. Отвечал за результат сам Феликс Эдмундович Дзержинский. Самое интересное то, что уже через два-три года беспризорного ребёнка найти стало невозможно, а ещё в 1919-м они на улицах бегали толпами. Вот так и Пантелеев Леонид: биография конца 1921 года пополнилась неудачной попыткой воровства. Он был пойман и отправлен в специальную комиссию, которая занималась беспризорниками Петрограда. Оттуда его направили в Школу Достоевского, ту самую знаменитую «Шкиду».

Сто первое желание

Жила-была на свете девочка Настя. Во всем она была прекрасна и способна. Умела и петь, и танцевать, и рисовать, любила книги читать, шить и гулять. Пожалуй, не было такого занятия, которое бы ей не нравилось. Все было интересно и увлекательно!

Именно поэтому Настя зачастую не знала, чем же ей заняться. Ведь и это умела, и то отлично делала, и третье, и десятое… Порой девочка задавалась вопросом: как же ей найти столько времени, чтобы успеть сделать все-все-все на свете?

Однажды Настя сидела и грустила, держа в руках ручку. Девочке хотелось успеть и книжку почитать, и с любимыми игрушками поиграть, и порисовать. Она думала, чем же хочет заниматься именно сейчас.

— С чего бы мне начать? — напряженно думала девочка.

— А ты начни с себя! — вдруг неожиданно для Насти с ней заговорила ее ручка, которую она только что держала.

Сначала девочка очень удивилась, а потом обрадовалась, что ее любимая ручка ожила.

— Как это, с себя? — поинтересовалась Настя.

— Очень просто! — воодушевленно ответила ручка. — Возьми прямо сейчас листок бумаги и выпиши все-все свои желания. Только, чур, никуда не подглядывать и прислушиваться к себе, договорились? Ах, да, совсем забыла сказать — у тебя должно получиться сто желаний!

— Сто желаний? А если будет больше?

— Значит, пиши хоть двести! Каждое желание записывай на листок обязательно в том порядке, в котором они приходят тебе в голову.

Когда Настя начала выполнять необычное задание, то после тридцатого желания стала напряженно думать и вспоминать, чего же ей всегда хотелось. А ведь еще нужно было придумать целых семьдесят желаний!

— Где ж их столько взять? — вслух рассуждала девочка.

— А ты прислушайся к себе и поймешь, — лишь отвечала ручка. — Сначала в твоей голове будут всплывать желания, которые были на поверхности твоего сознания. Потом ты вспомнишь желания других, которые могли бы тебе понравиться. И только когда ты напишешь сто желаний, глубоко погрузившись в себя, тогда сердце откроет тебе твое истинное желание — сто первое.

Прислушиваясь к себе и постепенно расслабляясь, Настя записывала на листке все больше желаний. Вот уже появилось целых девяносто! Еще десять желаний дались ей с преогромным трудом, но и их девочка старательно записала.

А потом произошло настоящее чудо! Настя записала свое сто первое желание, которое подсказало ей сердце. После этого ей стало так тепло и радостно на душе, что девочка поняла, что она на правильном пути. С тех пор наша героиня всегда внимательно прислушивалась к себе, чтобы понимать свои истинные желания и стремления в тот или иной момент времени.

Жизнь в Петербурге, республика ШКИД

В Петербурге мать отправила Алексея учиться. Однако его беспокойная жизнь не прошла даром. Мальчик постоянно попадал в неприятности из-за своего пристрастия к легким «заработкам» в виде воровства. Так, в один прекрасные день он оказался в республике ШКИД.

Школа социально-трудового воспитания имени Достоевского сначала показалась Алексею настоящей тюрьмой. Однако вскоре оказалось, что этот этап стал поворотным в его биографии.

Во-первых, именно здесь он познакомился со своим лучшим другом Григорием Белых. Во-вторых, именно в стенах школы он превратился в Леньку Пантелеева.

И это еще было не все. Однажды Ленька Пантелеев и Григорий Белых сбежали из школы и после некоторого времени бродяжничества возвратились в Петроград с потрясающей идеей. Они решили описать на бумаге те интересные события, свидетелями и участниками которых стали в республике ШКИД. Так, в 1927 году свет увидела одноименная книга, сделавшая друзей знаменитыми.

Книга неоднократно переиздавалась вплоть да 1936 года, когда Белых неожиданно репрессировали. Пантелееву удалось избежать ужасной участи только благодаря заступничеству известных в те годы людей.

Глава 6

Одной из мишеней обстрела оказалась гостиница «Европа». В её подвале остались только те, кому некуда было бежать, в том числе и Александра Сергеевна с Лёнькой. На четвёртый день кончились свечи, еда, и женщина решилась поискать съестного. Лёнька увязался за ней. Поднявшись, они обнаружили, что в длинном гостиничном коридоре живут люди, и пристроились рядом с грузной, строгой женщиной, сельской учительницей Нонной Иеронимовной Тиросидонской.

Реклама:

Мизерные запасы Тиросидонской не спасали от голода. Вскоре в Ярославле не стало воды. Однажды, пробравшись в город, женщины раздобыли много сахара и кофе. Питьевую воду продавал сын гостиничного швейцара, и Александра Сергеевна послала к нему Лёньку. Не найдя водоноса, мальчик решил сам сходить за водой на Волгу.

Оказавшись на улице, Лёнька сообразил, что не знает, как пройти к реке, и пошёл плутать по городу. Пережив опасные приключения и раздобыв банку с бордосской жидкостью мальчик вернулся к матери, которая уже сходила с ума. Явившись к вечеру, Тиросидорская сообщила, что красные пообещали выпустить мирное население из города.

На следующий день они переправились через Волгу на небольшом пароходике. Лёнька заметил на этом же пароходике несколько белых офицеров. Расставшись с Тиросидонской, Александра Сергеевна и Лёнька решили переночевать в деревне Быковке. Под утро на деревню напали хохряковцы. Бандиты хотели расстрелять Лёньку с матерью, но один из бандитов не дал убить ребёнка и позволил им убежать. За деревенской околицей мальчик вспомнил о бордосской жидкости и вернулся за ней, едва снова не попав в лапы хохряковцев. Захватить мамину сумку Лёнька не догадался, и они остались без денег. Через Волгу их переправил сердитый старик, не взяв ни копейки. Добравшись до Чельцова, Лёнька узнал, что председатель, жестоко избитый хохряковцами, попал в госпиталь.

Рассуждение

История ведется от первого лица. Этим лицом является главный герой – петербургский мечтатель и романтик. Он рассказывает читателям о событиях, которые произошли с ним пятнадцать лет тому назад.

Герой не привык к реальной жизни. Он живет мечтами. Его спутники – это Петербург, жители города, которые с ним незнакомы, питерские домики и «богиня Фантазия», во власти которой он все время находится. Не общался он никогда и с женщинами. Он только мечтает, что «когда-нибудь встретит кого-нибудь».

И он встречает. Эта встреча на короткое время переворачивает весь его мир. Юной героиней этого своеобразного романа становится девушка Настенька. Так она представляется всем и нашему герою. Не Анастасия и даже не Настя. И все, что касается героини, употреблено в уменьшительно-ласкательном виде: ручка, мантилька, «слезинки как жемчужинки», кудряшки, «добренькая девушка». И даже имя единственной подружки, уехавшей в Псков, – Машенька.

То, что Настенька совершенно не готова к реальной жизни определяется тем, что всю жизнь она провела «подле» старенькой и слепой бабушки. Родители умерли, когда она была совсем маленькой. Как-то внучка совершила небольшую шалость. Бабуля, испугавшись, что не может уследить за внучкой, приколола булавкой ее платье к своему. Таким образом, стала контролировать каждый шаг девицы.

Неудивительно, что юная барышня влюбляет в молодого и «недурной наружности» постояльца, проживающего в их доме. Ведь кроме него, престарелой бабушки и глухой служанки Феклы, она ни с кем и не общалась. Даже в театре, до встречи с ним, ни разу не была.

Настенька и мечтатель – ключевые образы повести «Белые ночи».

Женские образы в произведениях Ф.М. Достоевского играют важную роль. Всегда есть героиня, которая особенным образом влияет на главного героя. Она меняет его взгляды, корректирует мышление и даже рушит старое мировоззрение, возводя по кирпичикам новое. Женский образ в романах автора всегда антипод мужского. Если не во всем, то во многом.

Настенька тоже сыграла важную роль в истории мечтателя. Она подарила ему крупицу реальной жизни, которой ему так не хватало. Но, по сути, он сам отказался от девушки и реальности. Он получил стимул для новых мечтаний на долгие годы. Это все, что ему было нужно.

Произведения Ф.М. Достоевского объединяют насыщенный сюжет и тема судьбы униженного и оскорбленного человека, который не может найти свое место в жизни. Безмерность его страданий и противоречий, мучающих его. Из-за глубокого психологизма историй, произведения автора принято считать тяжелыми.

«Белые ночи» – одно из ранних произведений классика, чудом сохранившееся. Поэтому это сочинение сильно отличается от тех, которые мы привыкли читать и ассоциировать с писателем. Сам автор определил его жанр как «сентиментальный роман», критики же окрестили повестью.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: