Кавказский пленник

Лев толстой ★ кавказский пленник читать книгу онлайн бесплатно

Посвящение

Н. Н. Раевскому

Прими с улыбкою, мой друг,
Свободной музы приношенье:
Тебе я посвятил, изгнанной лиры пенье
И вдохновенный свой досуг.
Когда я погибал, безвинный, безотрадный,
И шёпот клеветы внимал со всех сторон,
Когда кинжал измены хладный,
Когда любви тяжёлый сон
Меня терзали и мертвили,
Я близ тебя ещё спокойство находил;
Я сердцем отдыхал — друг друга мы любили:
И бури надо мной свирепость утомили,
Я в мирной пристани богов благословил.

Во дни печальные разлуки
Мои задумчивые звуки
Напоминали мне Кавказ,
Где пасмурный Бешту пустынник величавый,
Аулов и полей властитель пятиглавый,
Был новый для меня Парнас.
Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины,
Пустыни знойные, края, где ты со мной
Делил души младые впечатленья;
Где рыскает в горах воинственный разбой,
И дикий гений вдохновенья
Таится в тишине глухой?
Ты здесь найдёшь воспоминанья,
Быть может, милых сердцу дней,
Противуречия страстей,
Мечты знакомые, знакомые страданья
И тайный глас души моей.

Мы в жизни розно шли: в объятиях покоя
Едва, едва расцвёл и вслед отца-героя
В поля кровавые, под тучи вражьих стрел,
Младенец избранный, ты гордо полетел.
Отечество тебя ласкало с умиленьем,
Как жертву милую, как верный свет надежд.
Я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем;
Я жертва клеветы и мстительных невежд;
Но сердце укрепив свободой и терпеньем,
Я ждал беспечно лучших дней;
И счастие моих друзей
Мне было сладким утешеньем.

Кавказский пленник I

Л.Н. Толстой

Кавказский пленник

(retold, adapted and abridged)

На Кавказе служил офицер.  Его звали Иван Жилин.  Однажды он получил письмо от матери, которая написала, что она уже старая и хочет видеть сына перед смертью.  Жилин решил поехать домой в отпуск.  На Кавказе в то время была война.  Он ехал вместе с другими солдатами.  По дороге Жилина и его товарища Костылина татары взяли в плен.  Они стали пленниками  Абдула, богатого татарина, который хотел получить за них выкуп.  Абдул сказал, что Жилин и Костылин должны написать письма домой, чтобы за них прислали деньги, и тогда Абдул их отпустит.  Костылин согласился и написал письмо домой, в котором попросил прислать три тысячи рублей.  А Жилин написал неправильный  адрес, так как знал, что денег у его матери нет, и прислать выкуп она не сможет.  Жилин решил убежать из плена.

Жили они в сарае, кормили их плохо.  Костылин весь день сидел в сарае и считал дни, когда пришлют деньги.  А Жилин знал, что его письмо не дойдет и готовил побег.

Жилин был мастер на все руки.  Он начал делать игрушки для детей, чинить часы, пистолеты и ружья.  У Абдула была дочь Дина, красивая девочка лет  тринадцати.  Дина очень подружилась с Жилиным.  Он делал для неё кукол, а она ему приносила по секрету молоко и лепёшки.  Жилин стал немного понимать по-татарски.

Однажды когда все татары уехали, и только Абдул дома остался, пленники решили бежать.  Ночью вылезли они из сарая, и пошли через лес на север.

Ночь была тёмная, туман стоял, только идти им было трудно:  сапоги старые, неудобные.  Жилин сапоги снял, пошел босиком.  А Костылин ноги порезал, идти дальше не мог.  Жилин не хотел товарища бросать, и понёс его на спине. По дороге их увидел один татарин и позвал других.  Пленников поймали, привезли в аул, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму.  А Абдул сказал, что если через две недели выкуп не пришлют, то он их убьёт.

Жизнь у них началась совсем плохая.  В яме душно, сыро.  Костылин заболел, все время стонал или спал.  Давали им только воду и сырое тесто бросали.  Однажды пришла Дина, принесла Жилину лепёшки и сказала, что отец хочет Ивана убить, а ей его жалко.  Тогда Жилин попросил Дину ему помочь и принести длинную палку.  Когда в ауле никого не было, Дина принесла палку и помогла Жилину вылезти.  Костылин бежать не мог и остался.  Дина дала Жилину лепёшки, заплакала и убежала. Жилин всю ночь шёл через лес и утром вышел к русским.  А Костылина только через месяц за пять тысяч выкупили, еле живого привезли.

О чем «Кавказский пленник» Л. Н. Толстого?

Кавказский пленник Толстой краткое содержание для читательского дневника:

Русский офицер Жилин служит на Кавказе в одной из крепостей. Жилин решает съездить в отпуск домой, чтобы навестить старушку-мать и жениться. В пути, в горах Кавказа, Жилин и его товарищ Костылин попадают в плен к татарам.

Татары надеются, что родственники офицеров пришлют за них выкуп. Около месяца Жилин и его товарищ Костылин живут в плену у татар. Жилин не ждет помощи из дома и надеется сам сбежать из плена. Для этого он делает подкоп в сарае, в котором его держат. Жилин и Костылин совершают побег, но татары их ловят. За этот побег хозяин-татарин сажает беглецов в яму.

Вскоре Жилин снова решается на побег. На этот раз он сбегает один, без Костылина. Дочь хозяина, девочка Дина, помогает Жилину сбежать. В конце концов Жилин добирается до русской крепости. Здесь он встречает своих товарищей и рассказывает о своем приключении. После этого случая Жилин решает не ехать в отпуск домой к матери и продолжает служить на Кавказе.

Чему учит?

Мораль Толстого такова, что какие бы трудности не вставали на пути, нельзя поворачивать назад, нужно собраться и действовать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Нельзя позволять обстоятельствам и людям тянуть тебя вниз, но в то же время нужно проявлять милосердие и доброту по отношению к окружающим. Только такого человека можно оценить по достоинству, ведь оно у него есть, и не одно.

Вывод из рассказа следует простой: богатства и чины не являются мерилами человеческого благородства. Реальным его преимуществом может быть признана лишь добродетель. А деньги и связи только портят личность, ведь внушают ей ложную уверенность в ее превосходстве.

Лев Толстой

01.03.2014

  Л.Н. Толстой отрывок из произведения ”Кавказский пленник”

 Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье мастер был.
    Слепил он раз куклу, с носом, с руками, с ногами и в татарской рубахе, и поставил куклу на крышу. 
    Пошли татарки за водой. Хозяйская дочь Динка увидала куклу, позвала татарок. Составили кувшины, смотрят, смеются. Жилин снял куклу, подает им. Они смеются, а не смеют взять. Оставил он куклу, ушел в сарай и смотрит, что будет? 
    Подбежала Дина, оглянулась, схватила куклу и убежала. 
    Наутро смотрит, на зорьке Дина вышла на порог с куклой. А куклу уж лоскутками красными убрала и качает, как ребенка, сама по-своему прибаюкивает. Вышла старуха, забранилась на нее, выхватила куклу, разбила ее, услала куда-то Дину на работу. 
    Сделал Жилин другую куклу, еще лучше, отдал Дине. Принесла раз Дина кувшинчик, поставила, села и смотрит на него, сама смеется, показывает на кувшин. 
    «Чего она радуется?» — думает Жилин. Взял кувшин, стал пить. Думал — вода, а там молоко. Выпил он молоко. 
    — Хорошо, — говорит. 
    Как взрадуется Дина! 
    — Хорошо, Иван, хорошо! — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшинчик и убежала. 
    И с тех пор стала она ему каждый день крадучи молока носить. А то делают татары из козьего молока лепешки сырные и сушат их на крышах, — так она эти лепешки ему тайком принашивала. А то раз резал хозяин барана, — так она ему кусок баранины принесла в рукаве. Бросит и убежит. 
    Была раз гроза сильная, и дождь час целый, как из ведра, лил. И помутились все речки. Где брод был, там на три аршина вода пошла, камни ворочает. Повсюду ручьи текут, гул стоит по горам. Вот как прошла гроза, везде по деревне ручьи бегут. Жилин выпросил у хозяина ножик, вырезал валик, дощечки, колесо оперил, а к колесу на двух концах кукол приделал. 
    Принесли ему девчонки лоскутков, — одел он кукол: одна — мужик, другая — баба; утвердил их, поставил колесо на ручей. Колесо вертится, а куколки прыгают. 
    Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щелкают: 
    — Ай, урус! Ай, Иван! 
    Были у Абдула часы русские, сломанные. Позвал он Жилина, показывает, языком щелкает. Жилин говорит: 
    — Давай починю. 
    Взял, разобрал ножичком, разложил; опять сладил, отдал. Идут часы. 
    Обрадовался хозяин, принес ему бешмет свой старый, весь в лохмотьях, подарил. Нечего делать — взял: и то годится покрыться ночью. 
    С тех пор прошла про Жилина слава, что он мастер. Стали к нему из дальних деревень приезжать: кто замок на ружье или пистолет починить принесет, кто часы. Привез ему хозяин снасть: и щипчики, и буравчики, и подпилочек. 
    Заболел раз татарин, пришли к Жилину: «Поди полечи». Жилин ничего не знает, как лечить. Пошел, посмотрел, думает: «Авось поздоровеет сам». Ушел в сарай, взял воды, песку, помешал. При татарах нашептал на воду, дал выпить. Выздоровел на его счастье татарин. Стал Жилин немножко понимать по-ихнему. И которые татары привыкли к нему, когда нужно, кличут: «Иван, Иван»; а которые все как на зверя косятся. 

Главные герои и их характеристика

Автор дал своим героям говорящие фамилии. Так, «Жилин» происходит от слова «жила», это сухожилия, которые отвечают за силу конечностей. Поэтому данный персонаж отличается силой, упорством и мужеством. А вот Костылин – производное от «костыля». Это намек на немощность и болезненность молодого человека, он как будто не в состоянии нормально жить. Более подробную сравнительную характеристику офицеров вы найдете здесь.

  1. Жилин — русский офицер, из небогатой семьи, старается всего в жизни добиваться самостоятельно. Очень смелый, принципиальный и сильный герой, по ходу рассказа мы можем наблюдать, что даже люди, взявшие его в плен, прониклись уважением к молодому человеку. Характеристика Жилина видна по его поступкам. Он заботится о матери, выше своей жизни ставит ее благополучие. В любых условиях он трезво мыслит и не теряет надежды на достижение цели. В отношениях проявляет доброту и дружелюбие.
  2. Костылин — русский офицер, так же попавший в плен. Данный герой полная противоположность Жилина, он трусливый, неповоротливый, слабый, ему сложно ориентироваться в опасных ситуациях. В отличие от Жилина, Костылин смирно ждал выкупа. Он всегда надеется на других, сам же ничего сделать не в состоянии. Он избалован жизнью в роскошных апартаментах, где деньги положение в обществе решают все проблемы, а ума, силы и целеустремленности человеку просто не нужно. Он получает все блага по наследству и ничего не делает, чтобы их приумножить. Вот характеристика Костылина.

«Кавказский пленник» − сочинение по плану (5 класс)

Вариант 1

План

  1. Жилин и Костылин
  2. Характеристика военнопленных
  3. Мое мнение

Л.Н. Толстой великий русский писатель. Герои его рассказа «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин.

Жилин в рассказе является положительным героем. Он сильный, честный, с доброй душой и готов идти вперед, несмотря ни на что. Он очень хороший солдат. Однако попадает в плен к татарам. И все почему? Ответ прост: из-за трусости своего товарища. Костылин же наделен совсем противоположными чертами характера — труслив, ленив и не ответственный. Он жалок, постоянно ноет и желает, чтобы все за него делали другие люди. С него вряд ли можно брать пример.

Татары схватили их в плен с целью выкупа. Костылин написал домой письмо, сидел и ждал, что за него дадут выкуп. А вот Жилин совсем наоборот – он не хотел расстраивать больную маму и решает выбраться сам. У него это получилось бы, если бы не товарищ, который во второй раз его подвел.

Рассказ заканчивается тем, что Жилин все-таки своими силами выбирается. А Костылин еще долго ждал своей свободы. Это поучительное произведение не зря включено в школьную программу. Оно учит детей быть честными и добиваться всего своими силами, как это сделал Костылин. Когда случается беда нужно думать не только о себе, но и о близких.

Вариант 2

План

  1. Дина
  2. Дружба Дины и Жилина
  3. Мое мнение

Произведение Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» повествует о повседневном быту людей, о их качествах, о доброте и чести. Описываемая история, основана на реальных событиях, которые происходили на Кавказе. Но речь пойдет о девочке Дине. Дина – дочь татарина, которому продали Жилина и Костылина. Отец наказал дочери дать хлеба с водой Жилину, так они и познакомились. Этот человек интересовал, так как был чужим, и в то же время пугал, Дину.

Через некоторое время они подружились. Жилин делал ей и другим ребятишкам игрушки из глины. А она, в благодарность за это, тайком носила ему вкусную еду, мясо и лепешки. Девочка прониклась добром и сочувствием к пленнику, ведь он по мере своих возможностей пытался творить добро. После неудачного побега, солдат кидают в яму. Из еды приносили только сырое тесто, но и тут девочка приходит на помощь, и так же украдкой приносит им еду. Когда Иван собрался бежать во второй раз, Дина ему и в этом помогла. Тринадцатилетняя девочка осмелилась и опустила в яму длинную палку, по которой Жилин выбрался.

В рассказе доброта выражена через главного героя, Дину. Эта девушка очень добра ко всем, кто к ней относится хорошо. При этом очень смелая. Она спасла жизнь офицера, и достойна восхищения. Девочка не побоялась отца, она боролась за жизнь человека, который дарил ей добро и частичку счастья.

Вариант 3

План

  1. Герои рассказа
  2. Выбор каждого
  3. Мое мнение

Рассказ «Кавказский пленник» написал великий писатель Лев Николаевич Толстой. Повествование идет о войне, о человеческой доброте, об упорном стремлении найти выход в трудной жизненной ситуации. Главные герои — Жилин, Костылин и Дина. Жилин отправляется проведать свою больную мать. По пути домой встречает своего товарища. Однако они попадают в плен, по вине Костылина.

Находясь в плену, офицеры ведут себя по-разному: Костылин ждет, что за него дадут выкуп и постоянно боится. Ничего не хочет предпринимать. А вот Жилин наоборот, он остается сильным и не теряет самообладание. Иван стремится сбежать всеми возможными способами. В плену он знакомится с Диной, дочкой татарина. Для девочки делает кукол из глины, а она за это его тайком подкармливает. Они подружились. После первого неудачного побега узников бросили в яму. Когда Жилин пытается сбежать второй раз, она ему помогает выбраться из ямы.

Так чему же учит рассказ? Во- первых, никогда не стоит опускать руки. Жилин стремился сбежать, у него это получилось. Он не падал духом. А во-вторых, это любовь к людям. Дина помогала совершенно незнакомому человеку, можно сказать врагу. Он творил добро и в ауле его любили. Так вот, каждый герой получил свое.

Тема, сюжет, композиция

Поэма посвящена Н.Н.Раевскому, другу Пушкина, сыну героя войны 1812 г. Раевский поддержал Пушкина в 1820 г., когда поэту выдвигались обвинения, вследствие которых он был сослан на Юг.

Поэма состоит из двух частей и эпилога. Примечания к поэме составлял сам Пушкин. Они носят исторический или этнографический характер.

В первой части описано пленение русского, его жизнь в ауле и помощь молодой черкешенки. Во второй части между черкешенкой и пленником происходит объяснение. Черкешенка признаётся в любви, а пленник изливает свои страданья: «Ты видишь след любви несчастной…». Черкешенка помогла ему бежать, но сама не захотела уйти: «Ты любил другую!.. Найди её, люби её…» Девушка не видит смысла в жизни и топится в реке.

Тематика поэмы традиционная для романтиков: свобода внутренняя и внешняя, неразделённая любовь. Несвободными в каком-то смысле оказываются все герои. Черкешенку отец и брат хотят отдать замуж за нелюбимого в другой аул. Даже черкесы несвободны, испытывая давление русских, даже казак не может спокойно спать, а дева петь на берегу станицы, потому что «чеченец ходит за рекой».

Три пленника

Первое произведение под названием «Кавказский пленник» написал А. С. Пушкин, и произошло это в 1821 г. Работа открывала цикл так называемых «Южных поэм», действие которых проходило в необычных для тогдашнего читателя местах: на востоке Украины («Братья-разбойники»), в Крыму («Бахчисарайский фонтан») и на берегу Чёрного моря, в области под названием Бессарабия, которая в наши дни поделена между Молдавией и Украиной («Цыганы»). Писатели начала XIX века очень любили всякую экзотику!

В пушкинском «Кавказском пленнике» дело происходит в ауле — так называются посёлки, расположенные в горах. Живут в этих посёлках представители многих народностей: чеченцы, лезгины, ногайцы, черкесы, аварцы… Все они исповедуют ислам, но в XVIII веке вооружённые столкновения между ними и войсками Российской империи происходили не столько на почве религии, сколько из-за желания этих народностей отстоять независимость.

Дело в том, что начиная с 1730-х годов Россия начала активно продвигаться на юг. Какие-то земли отходили к Российской империи добровольно, как это было, например, с Грузией: в 1783 году власти этой страны сами «попросились» под опеку более могущественного государства, потому что не могли справиться с последствиями «внутренних», междоусобных столкновений. Но, конечно, большинство народностей стремились отстоять независимость. В такие регионы направляли правительственные войска; все эти кампании получили общее название Русско-Кавказской войны.

Именно из-за этих событий любому нашему соотечественнику, даже если он не был военным, в южных регионах грозила серьёзная опасность. Вот и главный герой пушкинской поэмы А. С. Пушкина «Кавказский пленник» попал в опасную переделку. Он отправился на Кавказ не воевать, а просто путешествовать: ему хотелось, говоря современным языком, «развеяться» после личной драмы — ссоры с друзьями и расставания с любимой девушкой. Но, как следует из названия произведения, развлекательной поездки не получилось, ведь молодой человек попал в плен к черкесам:

  • Людей и свет изведал он,
  • И знал неверной жизни цену.
  • В сердцах друзей нашед измену,
  • В мечтах любви безумный сон, <…>
  • Отступник света, друг природы,
  • Покинул он родной предел
  • И в край далёкий полетел
  • С весёлым призраком свободы. <…>
  • Свершилось… целью упованья
  • Не зрит он в мире ничего.
  • И вы, последние мечтанья,
  • И вы сокрылись от него.
  • Он раб. Склонясь главой на камень,
  • Он ждёт, чтоб с сумрачной зарёй
  • Погас печальной жизни пламень,
  • И жаждет сени гробовой…

В начале поэмы главному герою хотелось только одного: сбежать из шумного города — и, оказавшись в незнакомых краях, обрести свободу. Но, попав в плен, он и вовсе перестал о чём-то мечтать: разве только о том, чтобы «погас печальной жизни пламень»… Попрощавшись с последней надеждой изменить свою жизнь, молодой человек решил, что лучше ему просто погибнуть. Более того: когда кавказцы заметили одинокого путешественника, завязалась битва, и пленника привезли в аул «с обезображенной главой» — то есть всего израненного, в крови. Молодой человек думал, что погибнет от полученных травм, но судьба распорядилась иначе. Ранения оказались неопасными, и герой быстро пришёл в себя, ему снова захотелось жить:

  • Казалось, пленник безнадежный
  • К унылой жизни привыкал.
  • Тоску неволи, жар мятежный
  • В душе глубоко он скрывал.
  • Влачася меж угрюмых скал,
  • В час ранней, утренней прохлады,
  • Вперял он любопытный взор
  • На отдалённые громады
  • Седых, румяных, синих гор.
  • Великолепные картины!
  • Престолы вечные снегов,
  • Очам казались их вершины
  • Недвижной цепью облаков…

Но, конечно, ради одних только красивых видов пленник не мог смириться с произошедшим: ему страстно захотелось вернуться на волю. Но как сбежать из аула, если тебя день-деньской сторожат вооружённые похитители? Допустим, можно ещё улучить момент, когда кавказцы соберутся всем войском и куда-то уедут; но далеко ли уйдёшь, когда на ногах — кандалы?

Помощь пришла с неожиданной стороны. Ухаживать за пленником поручили молодой черкешенке: местные воеводы и подумать не могли, что та влюбится в чужеземца! И вот герой понимает, что девушка с радостью поможет ему бежать, — но тогда пришлось бы взять её с собой и, как подобает честному человеку, жениться. Но, увы, он не любит черкешенку: в его воображении всё ещё живёт «образ вечно милый» — воспоминания о той светской даме, которая разбила его сердце…

Чему меня научил рассказ «Кавказский пленник» (сочинение)

На мой взгляд, главная идея рассказа – научить людей не сдаваться даже в трудных обстоятельствах и ситуациях, упорно добиваться цели, быть добрыми, смелыми, храбрыми и преданными.

В этом рассказе слабодушие и пассивность Костылина противопоставлены активности, стойкости и человечности Жилина. Мужество и выдержка помогли ему бежать к своим, преодолевая все препятствия и преграды.

Лев Николаевич Толстой пробуждает в нас добрые чувства, стремление к справедливости и красоте.

Всё творчество Л. Н. Толстого пронизано идеями дружбы между людьми и между народами.

Читая рассказ «Кавказский пленник», чувствуется, как прекрасно дружить, любить друзей, жить для других. Это поняла и маленькая Дина, хотя Жилин был взрослее её и чужим по крови. Л. Н. Толстой учит нас умению прижиться в любой обстановке, выжить в любой ситуации, не перекладывая на чужие плечи своих бед.

В рассказе «Кавказский пленник» Л. Толстой решает проблему: могут ли люди жить в мире и дружбе, что их разъединяет и что связывает, можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? Отсюда вытекает вторая проблема: есть ли в человеке такие качества, которые делают возможным единение людей? В каких людях есть эти качества, а в каких — нет и почему? Обе эти проблемы не только вполне доступны читателям, но и актуальны для них, потому что в их жизни все большее место начинают занимать отношения дружбы, товарищества.

На смену случайным и внешним причинам, соединявшим их в младших классах (живут в одном доме, сидят за одной партой), теперь приходят новые отношения, все большую роль играют внутренние притягивания, возникает определенный кодекс нравственных ценностей, важнейшими среди которых являются товарищество, равенство, честность, смелость. Стремление к единению со сверстниками становится важнейшей жизненной задачей подростка, которая заставляет его размышлять, почему одних нас все любят и к ним тянутся, а другие не находят себе друзей, какими качествами надо обладать, чтобы быть хорошим товарищем.

Суть

В данном рассказе мы знакомимся с жизнью молодого офицера, служащего в горах Кавказа. Главный герой, Жилин, получив письмо от больной матери, отправляется в путь вместе с Костылиным, богатым наследником. На пути встает преграда в лице горцев, они пытаются пленить молодого офицера. Напарник подвел его, попытавшись сбежать, из-за этого оба оказываются в плену. Волею судьбы, оба молодых человека снова встречаются в плену у нового владельца.

Офицерам дают шанс спастись, попросив выкупа. Костылин решил воспользоваться этим и попросил у родных денег взамен за свою жизнь, Жилин же схитрил, указав не верный адрес дома своей матери. Она слишком бедна, чтобы дать необходимую сумму.

Они пытаются бежать, но из-за неловкости, нытья и слабости Костылина их снова ловят и помещают в более строгие условия содержания.

В конечном итоге Жилину удается бежать с помощью молодой девушки Дины, дочери их похитителя. Они подружились, ведь пленник заинтересовал ее своей добротой. И вот, молодой офицер уже добрался до родины, в то время как Костылина только выкупили родственники.

Храбрость

Спасение Жилин получил благодаря своим внутренним качествам. Нравственно чистый человек, он жил и поступал в соответствии с честью и достоинством. Жилин никогда не позволял татарам унизить себя. Герой настоял на собственной цене, которую нужно было выплачивать за выкуп.

Смелость и храбрость, а также ум и смекалка помогли центральному персонажу рассказа выбраться из плена, хотя это было и нелегко. Жилин не терял надежду даже после поражения, он продолжал бороться, в результате чего выбрался на свободу. Л. Н. Толстой в своем произведении, которое изучается в 5 классе, отмечает силу воли и искреннее желание человека, которое способно свернуть горы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Характеристика Жилина», рассмотрит образ центрального персонажа рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», его внутренние качества, основанные на чести, достоинстве, храбрости и смелости.

Жил да был…

Л. Н. Толстой, которого часто считают автором излишне многословным, отлично умел — если считал это нужным — писать кратко и по делу. Уже первые строки его «Кавказского пленника» дают исчерпывающее представление о главном герое

Это человек смелый, самоотверженный, готовый пожертвовать всем ради дела государственной важности:

Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.

Пришло раз ему письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом, поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе, может, и женишься и совсем останешься».

Жилин и раздумался: «И в самом деле: плоха уж старуха стала; может, и не придётся увидать. Поехать; а если невеста хороша — и жениться можно».

Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары или убьют, или уведут в горы…

Итак, Жилин был «барином», то есть представителем дворянства — самого уважаемого и привилегированного сословия. Если такой человек не хотел служить, заставить его никто не мог, и уж тем более никто не посылал дворян против их воли в «горячие точки». Герои Пушкина и Лермонтова были наивными скучающими путешественниками, но Жилин оказался не таков: он поступил на службу, полностью сознавая, что на Кавказе русского человека каждую минуту подстерегает опасность.

Так и вышло: как-то раз, не желая ждать, пока его доведут от одной крепости до другой «провожающие солдаты», Жилин выдвинулся вперёд с одним-единственным спутником — новым знакомым по фамилии Костылин. Увы, этот Костылин оказался ненадёжным товарищем. Когда путники подошли к дороге, ведущей в ущелье, Жилин рассудил, что там может быть засада, — и решил поехать вперёд и посмотреть: нет ли татар? Костылин пообещал ждать и, в случае чего, помочь главному герою отбиться — но, только увидев неприятеля, сразу же бросился наутёк. Однако этот манёвр не помог ему спастись: и Жилин, и Костылин попали в плен.

В ауле оказалось, что русские нужны не в качестве «рабов», а чтобы — вот ещё одно отличие от пушкинского и лермонтовского текстов! — получить за них выкуп от родственников. За жизнь Костылина попросили огромную по тем временам сумму в пять тысяч рублей (в пересчёте на современные деньги — больше шести миллионов). Жилин же настоял, что больше пятисот рублей не даст, — а когда его вынудили-таки послать письмо, указал неверный адрес, чтобы даже такая «пустяковая» просьба не дошла до его матери: главный герой, хоть и дворянин, богато никогда не жил.

Наконец, не обошлось в рассказе и без кавказской девушки — но, в отличие от пушкинской и лермонтовской героини, в прекрасного русского офицера она не влюбилась. Тринадцатилетняя Дина — ещё ребёнок, и волнуют её вовсе не свидания, а куклы и дворовые игры. Вот какой мы видим эту героиню во второй главе:

Жилин губами и руками показал, чтоб пить ему дали.

Чёрный понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: «Дина!»

Прибежала девочка — тоненькая, худенькая, лет тринадцати и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. <…> Голова непокрытая, коса чёрная и в косе лента, а на ленте привешаны бляхи и рубль серебряный.

Велел ей что-то отец. Убежала и опять пришла, принесла кувшинчик жестяной. Подала воду, сама села на корточки, вся изогнулась так, что плечи ниже колен ушли. Сидит, глаза раскрыла, глядит на Жилина, как он пьёт — как на зверя какого.

Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся. Послал её еще куда-то. Она взяла кувшин, побежала, принесла хлеба пресного на дощечке круглой, и опять села, изогнулась, глаз не спускает — смотрит.

«Всё это хорошо, — подумает школьник, — но почему Толстой не назвал рассказ как-нибудь по-другому?»

Дело в том, что Лев Николаевич создал «путаницу» вполне осознанно. Он хотел, чтобы опытный читатель вспомнил пушкинский сюжет и сам рассудил, чья версия лучше. Такие отсылки — что что-то вроде профессиональной писательской забавы: интересно же взять хорошо знакомый сюжет, переделать на свой лад, «дополнить» новыми смыслами… А у кого получилось лучше — пусть каждый решает сам!

Ну а если читатель окажется неопытным и отсылку не увидит, ничего страшного: произведение от этого хуже не станет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: