Пчелы и мухи

Личная жизнь

Константин Дмитриевич Ушинский был женат всего один раз. Свою супругу он встретил в начале 50-х. В 1851 педагог и писатель женился на Надежде Дорошенко, которую знал долгий период времени.

Семейная жизнь, если верить источникам, была простой и безоблачной. У четы родилось шестеро детей. Сыновья Павел, Константин и Владимир, а также дочери Надежда, Вера и Ольга. Последняя появилась на свет незадолго, за несколько лет до кончины отца.


Надежда Дорошенко

Педагогическая активность во многом стала семейным делом. По стопам родителя пошли все дочери Константина Дмитриевича. Они вплотную занимались общественным образованием, тратили на организацию школ даже собственные деньги.

Некоторые из прямых потомков известного учителя получили интеллигентные профессии. Например, дочь Ушинского и его супруги Ольга стала известной и уважаемой художницей.

Хлеб

Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.

Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов.

Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но этого ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.

Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.

Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.

Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.

Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.

Четыре желания

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу: — Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была! — Запиши твоё желание в мою карманную книжку,— сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: — Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу: — Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды — румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: — Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

К.Д. Ушинский. Рассказы и сказки для детей. Произведения, биография, творчество

Бишка Бодливая корова Васька Ворона и рак Вместе тесно, а врозь скучно Ветер и солнце Ворон и сорока В лесу летом Волк и собака Весна Вареный топор Ветер Гуси Грядки гвоздики Гадюка Гусь и журавль Дети в роще Два плуга Два козлика Дятел Дедушка Жалобы зайки Зима История одной яблоньки Играющие собаки Курица и утята Кукушечка Как рубашка в поле выросла Как аукнется, так и откликнется Козел Козлятки и волк Коровка Ласточка Любопытство Леший Лето Лес и ручей Лошадка Лиса и гусиЛиса Патрикеевна Лиса и козел Лиса и волк Мена Мышки Мужик и Медведь Медведь и бревно Не ладно скроен, да крепко сшит Не плюй в колодец – пригодится воды напиться Охотник до сказок Орел и кошка Орел Орёл и ворона Осень Петух и кот Плутишка кот Петушок с семьёй Петух да собака Проказы старухи-зимы Пчелы и мухи Пчелки на разведках Птицы Поездка из столицы в деревню Паук Ручей Разные сказки Страшная коза Спор воды с огнем Слепая лошадь Сумка почтальона Спор животных Спор деревьев Трусливый Ваня Уточки Ученый медведь Утренние лучи Умей обождать Четыре желания Чужое яичко Храбрая собака Хлеб Хавронья

Читать все рассказы и сказки Ушинского Читать рассказы других авторов

Литературное творчество

После увольнения из института, Константина Дмитриевича чуть ли не силой отправили на несколько лет за границу под предлогом лечения. Находясь в вынужденной эмиграции он посетил практически все страны Европы, изучая педагогический опыт зарубежных государств.


Ушинский Константин Дмитриевич

Наблюдения, полученные в годы разъездов, Ушинский зафиксировал в публицистической работе «Педагогическая поездка по Швейцарии».

В начале 60-х Константин Дмитриевич окончательно сформировался как учитель. Из-под его пера вышли две книги: «Детский мир» и «Родное слово». По сути — первые в своем роде фундаментальные материалы для обучения детей.

Вскоре Константин Дмитриевич создал еще и руководство по работе с этими трудами для преподавателей, где подробно описал методику образовательного процесса. Ничего подобного до тех пор никто не готовил.

Ближе к концу 60-х педагог вернулся в Россию. В 1867 он начал печатать свой последний фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания». Работа шла сложно и долго. В конечном итоге вышел только один том. Второй автор так и не завершил.

Помимо публицистики и учебной литературы творчество Ушинского включало в себя еще и художественную прозу.


Писатель и педагог К. Ушинский

Педагог считал, что дети могут воспринимать абстрактные вещи и понятия. Но их нужно сочетать и чередовать еще и с художественными образами. Наглядными примерами, которые можно живо и интересно представить.

Творческая биография Константина Ушинского, как литератора, началась в 60-е годы 19-го века. Как раз в тот период, когда педагог находился за границей. Из-под пера автора вышло довольно много историй: сказки и рассказы К. Ушинского «Слепая лошадь», «Четыре желания» и другие широко известные.

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассылать повсюду свои золотые лучи — будить землю. Первый луч полетел и попал на жаворонка. Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнездышка, поднялся высоко, высоко и запел свою серебряную песенку: «Ах, как хорошо в свежем утреннем воздухе! Как хорошо! Как привольно!» Второй луч попал на зайчика. Передернул ушами зайчик и весело запрыгал по росистому лугу: побежал он добывать себе сочной травки на завтрак. Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и запел: ку-ка-ре-ку! Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать. Четвертый луч попал в улей. Выползла пчелка из восковой кельи, села на окошечко, расправила крылья и — зум-зум-зум! — полетела собирать медок с душистых цветов. Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул.

Ход занятия

Воспитатель: Давайте поздороваемся с родителями, подарим им улыбку. И покажем, чему мы научились в детском саду.

Представьте, что мы очутились на лугу. Кого мы можем тут встретить? (звери, птицы, насекомые). Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, волк тоже обойдет стороной человека.  Птицы разлетятся, если увидят на поляне столько детей. Они очень осторожны. А вот насекомые  нас не испугаются, будут сидеть рядышком. Их очень много, они повсюду: и на деревьях, и на цветах, и на земле, и в воздухе. Ребята, посмотрите на картинки. Кто на них изображён? (кузнечик, муравей, пчела, бабочка, муха, комар) Как одним словом их назвать? Вспомните, как передвигаются насекомые. Я буду называть насекомое, а вы говорите и показывайте, как они передвигаются.

Речевая игра «Скажи, как передвигаются»

(Жук ползет, пчела летает, кузнечик прыгает, бабочка порхает)

Проходите на свои места. Насекомые все умеют делать: ходить, бегать, плавать, нырять, летать, порхать, ползать, прыгать. А хотите узнать, что ещё умеют делать насекомые?

— Отгадайте, кто над нами вверх ногами? (Муха). Вы знаете, что мухи это вредные насекомые? Они переносчики болезней. С ними нужно быть поосторожней.

Давайте выполним звуковой анализ слова МУХИ.

Смерть педагога

В последние годы жизни Константин Дмитриевич занимался общественной деятельностью. Но и о педагогике не забывал. Участвовал в съездах, которые вырабатывали общие решения о методиках преподавания или утверждении учебных материалов.

На заре 70-х после смерти сына мужчина с семьей решил перебраться в Киев. Однако по дороге тяжело простудился. Оправиться от недуга педагог уже не смог.

В попытках побороть болезнь преподаватель и писатель остановился в Одессе. Но ему становилось только хуже. 3 января 1871 года Константин Ушинский умер от осложнений инфекционного заболевания и был похоронен на территории Выдубицкого монастыря в Киеве.

История образования. Константин Ушинский

Ранние годы

Учитель и писатель Константин Ушинский появился на свет 3 марта 1823 в городе Тула. Документы о его рождении сохранились. Однако дальнейшие попытки исследовать биографию выдающегося педагога привели к путанице.


К.Д. Ушинский в детстве

Опираясь на различные источники специалисты называли разные моменты его рождения. Окончательно установить дату удалось только в советское время.

Ушинский происходил из аристократической среды. Его отец, Дмитрий Григорьевич, был обедневшим мелкопоместным дворянином.

Долгие годы служил в русской армии, участвовал в войне 1812. Занимался педагогической деятельностью, преподавал военные науки. А затем на протяжении долгого времени был чиновником. Переезжал с места на место, пока не осел в Туле.

Мать мальчика, Любовь Степановна, также происходила из среды неродовитого дворянства. Отличалась природной любознательностью. Благодаря начитанности именно она давала сыну первоначальное образование и весьма успешно.


Юный К.Д. Ушинский

Меньше чем через год после появления Константина Ушинского на свет отца отправили работать на территорию современной Украины. Семейство перебралось в Черниговскую губернию, город Новгород-Северский. Здесь прошло все детство и большая часть юности будущего выдающегося педагога.

На протяжении многих лет Константин Дмитриевич получал домашнее образование. Мать старалась привить сыну любовь к точным наукам, искусствам, воспитывала в нем лучшие черты, делая нравственным и моральным человеком. Когда мальчику исполнилось 11 лет, Любовь Степановна скоропостижно скончалась.

Практически сразу после, будучи молодым человеком, Ушинский попал в местную гимназию. Это было в 1835. Константин Дмитриевич очень высоко отзывался об уровне этого заведения, отмечая знания, которые там получил. Обучение продолжалось на протяжении почти 7 лет. В 1840-м будущий педагог забрал аттестат зрелости и окончил начальное образование.

В том же 1840-м молодой человек поступил в Московский университет, его выбор пал на юридический факультет. Эта сфера казалась ему наиболее близкой возможностью навести порядок в обществе.

Обучение правоведению продолжалось 4 года. Никаких проблем Ушинский не испытывал и в 1844 закончил университет, блестяще справившись с экзаменами.


К. Ушинский в молодости

Преподаватели настояли на том, чтобы талантливый студент остался при институте и продолжил обучение. Выйдя кандидатом юриспруденции, Константин Дмитриевич готовился к тому, чтобы получить звание профессора.

Меньше чем через год Ушинский удостоился академической степени и мог свободно практиковать и как юрист, и как преподаватель. Однако его интересовало не только и не столько право, сколько возможность использовать свои знания на благо общества. Потому сфера его интересов одним только законничеством не ограничивалась.

Ушинский изучал философию, педагогику, литература и искусство. Больше всего молодого человека интересовали вопросы всеобщего образования и распространения грамотности среди населения России.

К слову, состояние с уровнем просвещения в стране на тот момент было катастрофическим. Тем более, что значительную часть населения составляли крестьяне.

На поле летом

Весело на поле, привольно на широком! До синей полосы далекого леса точно бегут по холмам разноцветные нивы. Волнуется золотистая рожь; вдыхает она крепительный воздух. Синеет молодой овес; белеет цветущая гречиха с красными стебельками, с бело-розовыми, медовыми цветочками. Подальше от дороги запрятался кудрявый горох, а за ним бледно-зеленая полоска льна с голубоватыми глазками. На другой стороне дороги чернеют поля под струящимся паром.

Жаворонок трепещется над рожью, а острокрылый орел зорко смотрит с вышины: видит он и крикливую перепелку в густой ржи, видит он и полевую мышку, как она спешит в свою нору с зернышком, упавшим из спелого колоса. Повсюду трещат сотни невидимых кузнечиков.

Обратите внимание на портрет, который находится на доске. Это Константин Дмитриевич Ушинский. Ушинский был учителем, а так же детским писателем. Он написал много рассказов и сказок для детей.

Сегодня, я познакомлю вас с познавательным рассказом К. Д.Ушинского Пчёлки на разведках.

Как вы думаете, что обозначает слово «разведка»? Разведка – это наблюдение, обследование, изучение чего — либо с целью сбора информации.

Чтение рассказа К. Ушинского «Пчёлки на разведках»

Наступила весна. Почки на деревьях раскрылись.  Вот проснулись пчелки и полетели к яблоньке:

-Яблонька дай чего-нибудь для пчелок.

Отвечает яблонька:

— У меня цветы еще спрятаны в почках.

Полетели пчелки к вишне:

-Милая вишенка! Нет ли у тебя  цветочка  для пчелок?

Вишня отвечает:

— На мне нет открытого цветочка.

 Но вот пчелки увидели под кустом  темно — синий цветок – это была фиалка. Она открыла пчелкам свою чашечку  полную сладкого сока. Наелись пчелки и полетели домой.

 Беседа по содержанию:

-Как называется рассказ?(рассказ называется «Пчелки на разведках»)

— О каком времени года говорилось в рассказе? ( о весне)

 -Что делают пчелки? (Пчелки проснулись и полетели к яблоньке)

–Как они обратились к яблоньке?( Яблонька дай чего-нибудь для пчелок) -Куда полетели пчелки дальше?(пчелки полетели к вишне)

-Что просили пчелы у вишни?(пчелы у вишни просили цветочек)

-Что ответила вишня пчелам? (вишня ответила: «На мне нет открытого цветочка»)

— Что увидели пчелы под кустом? (пчелки увидели под кустом темно-синий  цветок)

— Как называется темно-синий цветок? (цветок называется фиалка)

 – Чем напоила фиалка пчел? (фиалка напоила пчел сладким соком)

ФИЗМИНУТКА.

Пчелки в домиках сидят, (присесть)

И в окошечко глядят, (встали и делают окошко руками)

А резвиться захотели, (прыжки)

Друг за другом полетели (машут крыльями)

Д/И «Доскажи предложение»

Наступила (весна). Почки на деревьях (раскрылись). Проснулись (пчёлки). Полетели (к яблоньке). Яблонька, дай (чего-нибудь для пчёлок). У меня цветы ещё (спрятаны в почках). Полетели пчёлки (к вишне). Нет ли у тебя (цветочка для пчёлок). На мне нет (открытого цветочка). Пчёлки увидели под кустом (тёмно-синий цветок). Это (была фиалка). Она открыла (свою чашечку).  Наелись (пчёлы и полетели домой).

-Я прочитаю рассказ еще раз, постарайтесь его запомнить, схемы вам в этом помогут. Повторное чтение рассказа. Дети пересказывают рассказ по цепочке. Затем один ребенок повторяет рассказ целиком.

Воспитатель:

Вы сегодня хорошо занимались. Как называется рассказ, который мы пересказывали? Кто его написал? Помогали вам схемы? Вы запомнили, какую пользу и вред приносят насекомые? Раз вы всё запомнили. То предлагаю ещё немного поиграть.

Игра «Поймай комара»

Пчелы и мухи читать

Предложить детям пересказать произведение по ролям, используя заранее приготовленные шапочки с изображением пел и мухи. А теперь давайте прочитаем его все вместе.

Сказка учит нас заранее готовиться к зиме, а так же к любым другим сложным жизненным ситуациям. Сказка учит тому, что сначала нужно сделать дело, а уж потом веселиться. Главная мысль сказки выражается в том, что нельзя жить одним днём, нужно думать о завтрашнем дне и смотреть намного вперёд и тогда все невзгоды и неприятности обойдут стороной.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте войти под своим логином и паролем. Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться. Заказать рецензию на методическую разработку можно здесь.

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение. В вашем браузере отключен JavaScript. Из-за этого многие элементы сайта не будут работать. Как включить JavaScript. Предновогодние скидки на курсы. Любой курс повышения квалификации — рублей.

Курсы Повышение квалификации. Курс повышения квалификации. Дополнительные скидки при оплате от двух курсов и для коллективов. Подарок каждому слушателю. Свидетельство о развитии профессиональной компетенции. Курсы Профессиональная переподготовка педагогов. Официальные курсы профессиональной переподготовки.

Получите новую квалификацию по самым выгодным ценам. Свидетельство о публикации в СМИ. Дождитесь публикации материала и скачайте свидетельство о публикации в СМИ бесплатно. Диплом за инновационную профессиональную деятельность. Опубликует не менее 15 материалов в методической библиотеке портала и скачайте документ бесплатно.

Свидетельство участника. Ярошинская Светлана. Тема: «Пчелы и мухи» по К. Цели: Познакомить учащихся с новым произведением. Задачи: Образовательные: формирование умения выделять главную мысль в прочитанном тексте; систематизация полученных знаний. Коррекционно-развивающие: корригирование навыков выразительного чтения, развитие связной речи.

Оценить 0. Омска Омской области Тема: «Пчелы и мухи» по К. Оборудование: учебник по чтению, карточки с заданиями, проектор, экран, презентация. Словарная работа: Славный — хороший, приятный, удачный. Повеселиться — провести приятно и весело время.

Ход урока: 1. Организационный момент Всем, всем добрый день. Громко прозвенел звонок, начинается урок. Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться. Работаем старательно, слушаем внимательно. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ведь улыбка дарит всем хорошее настроение!

Проверьте, чтобы у вас на партах лежали учебники, пеналы и дневники. Проверка домашнего задания А начнем мы с вами с проверки домашнего задания. Что вам было задано на сегодня. Сказка про маленького жучка. Пересказ текста.

Ответить на вопросы. Вступительная беседа Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Константина Ушинского. Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком пойдет речь. Не жучок. Если в гости к ней пойдешь- Прямо в улей попадешь.

Пчела Она летит, Надоедливо жужжит. Муха Кто над нами вверх ногами. Словарная работа. В этом рассказе нам встретятся слова, которых вы возможно не знаете. Славный — хороший, приятный, удачный. Выразительное чтение текста Рассказ «Пчелы и мухи». Чтение произведения учителем Я сейчас прочитаю рассказ, вы внимательно послушайте и после ответьте на вопрос.

Молодцы, ребята. Вижу, вы все внимательно слушали рассказ. Дети проговаривают четверостишие и имитируют движения «летая» и жужжа, как пчелки. С утра проснуться пчелки. Потом приладят челки, Умоются над лужицей И весело покружатся. Схематическое изображение героев рассказа Изобразить при помощи смайликов радостную и грустную пчелку.

Анализ прочитанного произведения Упражнение « Какая. Пчелка какая она. Мохнатая, полосатая, веселая, трудолюбивая. Муха какая она. Большая, зеленая, грустная, сонная. Дидактическое упражнение «Продолжи» — Ребята, а сейчас мы с вами поиграем. Вы очень внимательные. Пересказ текста Предложить детям пересказать произведение по ролям, используя заранее приготовленные шапочки с изображением пел и мухи.

Работа с учебником Чтение произведения учащимися Прочитайте рассказ «Пчелы и Мухи» самостоятельно. Работа с пословицами и поговорками Объясните, как вы понимаете следующие выражения:. Кому из героев подходят пословицы: Делу время — потехе час. Не сиди сложа руки — так не будет скуки.

Работа кормит, а лень портит.

Японский улей Осенний мед он вкусный самый

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: