Осеева почему? описание(краткое содержание) 1-2 предложениями
Выбери предмет МатематикаЛитератураАлгебраРусский языкГеометрияАнглийский языкХимияФизикаБиологияДругие предметыИсторияОбществознаниеОкружающий мирГеографияУкраїнська моваИнформатикаУкраїнська літератураҚазақ тiлiЭкономикаМузыкаПравоБеларуская моваФранцузский языкНемецкий языкМХКОБЖПсихология
Всего ответов: 1
Ответы на вопрос
Ответ разместил: vitalis1999
мальчик сидя на стуле разглядывал фото своего умершего отца и играл с собакой, как вдруг раскачавшись он захватился за скатерть и уранил фотографию, вместе с ней упала вся посуда и разломилась вдребезги. от шума пришла мама, которая подумала, что фото разбил бум и повела собаку на улицу и сказала, что та будет жить во дворе. наступал вечер. мальчик смотрел в окно на бума и чувствовал себя виноватым, думал, что ему будет там холодно и одиноко. после этого мальчик вышел во двор и сел рядом с псом. пришло время ужинать. пошёл сильный дождь. мальчик наблюдал за происходящим. мальчишка поужинал, и пошёл признаваться в том, что это он разбил папину фотографию. вместе с мамой они пошли заводить бума домой. тот пришёл радостный и довольный.
да, тут вообще не 2 предложения, но написала как смогла: )
Ответ разместил: Гость
жития, кажется, выражение из старославянского, трудно жить, ужасные невозможные условия
Ответ разместил: Гость
Когда мне исполнилось 7 лет ,в день рождения мне подарили книгу. она называлась сборник русских народных сказок.Книга была очень большая.Я захотела почитать эту книгу, но мама сказала , что я ещё не умею читать.Я заплакала , но это делу не Я стала ждать когда мне мама почитает книгу, но мама была занята..
я ей ответила , что мне понравилась Крошечка Ховрошечка.
Ответ разместил: Гость
ДЛя этого можно привести примеры картин, произведений где упоминается о природе, можно сравнить как природу описывают разные авторы.. Если смотреть в литературе, то можно нписать какие литературные средства используются, для какой цели. Если писать о живописи, о можно написать о цвете, который применили при написании картины, и можно указать авторов, которые рисовали в основном природу!
Похожие вопросы
Литература, 16.03.2020 21:54, кисикмиксер
Сочинение на тему :Что и высмеивают в своих произведениях Чехов(хамелеон, толстый и тонкий ) и Гоголь(Тарас бульба)
Ответов: 1
краткое содержание рассказа Осеевой Почему? — Школьные Знания.com
Объяснение:
Сюжет его не очень сложный. Как-то мальчик сидел за столом и смотрел на фотографию своего отца. Как и многие дети, при этом он раскачивался на стуле. Чтобы не упасть, он ухватился за край скатерти. Из-за этого чашка, стоявшая на столе упала и разбилась.
Мальчик побоялся, что мама станет его ругать и свалил всю вину на собаку. Мама выгнала пса на улицу и сказала, что теперь он будет жить в будке.
Мальчику стало стыдно за свое вранье. Также ему стало жалко собаку, которому было грустно и холодно на улице. Он пошел к собаке. Мама все поняла и забрала из обратно в дом.
Все закончилось хорошо
Помогите с литературой ( ВОЙНА И МИР)
Система образов произведения Л. Н. Толстого построена на антитезе. Установите соответствие между историческими л
ичностями и героями, которые воплощают противоположные нравственные качества – приверженность «народной правде» (Кутузов) и эгоизм (Наполеон):
Герои: Тушин, Пьер Безухов, Василий Денисов, Платон Каратаев, Жерков, Анна Павловна Шеррер, Берг, Василий Курагин, Растопчин, Наташа Растова
Исторические личности: Кутузов, Наполеон
Помогите, пожалуйста! Какова роль поэта в обществе?
Какие скульптуры были в Древней Руси? Запишите их списком.
Помогите! В чем состоит урок, который преподал Белинский Некрасову?
Какая из предложенных пар пушкинских сказочных героев из одной сказки?
Царь Салтан и Королевич Елисей
Царь Дадон и Шамаханская царица
Князь Гвидон и З
лая мачеха
Золотой петушок и Семь богатырей
К кому НЕ обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
Ветер
Месяц
Солнце
Гром
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющ
ие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля
Как автор строит описание природных изменений? (35 баллов)
А.Платонов«Никита» (50 баллов!!)
Как быль и фантастика в рассказе помогают раскрыть душевный мир главного героя Никиты, восприятие им окружающе
Всегда ли Онегин был равнодушен и к людям, и к чувствам? 4 глава
Как построено стихотворение «неохотно и не смело ….»???
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ве
тра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Магия вежливости
В коротком рассказе писательница показала, как всего одно сказанное слово меняет отношение окружающих. Злой и невежественный Павлик отталкивал своей грубостью бабушку, сестру и брата. Став добрее и научившись говорить вежливо, он заслужит расположение и доверие близких людей. Если мальчик будет постоянно произносить это слово, со временем он изменится в лучшую сторону, станет чутким и заботливым.
Вежливые слова делают мир лучше, а людей — внимательнее и добрее. Встреча со старичком изменила жизнь ребенка. Кто знает, может, Павлик действительно встретился с волшебником. К концу произведения главный герой изменился. Он понял, что нужно быть внимательнее к родным. Можно отметить в читательском дневнике, что в рассказе «Почему» Осеевой главной мыслью также была тема взаимоотношений с близкими людьми.
Вежливые слова располагают к себе, делают общение доверительным и приятным. Дедушка не зря потратил свои душевные силы. Он помог мальчику понять простые вещи, к которым его не приучили родители. Вежливость — великая вещь. Сказанное негромко правильное слово важнее крика и грубости.
Разбор рассказа
По жанровой направленности произведение представляет собой короткую новеллу, предназначенную для детской аудитории. Оно позволяет маленьким читателям посмотреть на себя со стороны и исправить ошибки в отношениях с близкими. В читательский дневник школьникам следует внести такую информацию:
ФИО автора: Валентина Александровна Осеева. Год написания. 1943 г. Жанр. Короткий рассказ. Главная мысль
«Волшебное слово» Осеевой подчеркивает важность вежливых слов, способных найти ключ к любому сердцу. Чему учит. Книга показывает, как важно быть вежливым по отношению к окружающим
В том числе — к членам своей семьи, о чем многие дети забывают. К тем, кто использует правильные слова, другие относятся по-доброму. Пословицы. «Доброе слово железные ворота отопрет». «Великое слово — пожалуйста». Мое мнение о рассказе. Мне понравился мальчик Павлик. Он не только послушался совета дедушки, но и сумел понять, какую силу имеет простое слово «пожалуйста» в общении с близкими людьми. Теперь в его жизни есть место добру
Книга показывает, как важно быть вежливым по отношению к окружающим. В том числе — к членам своей семьи, о чем многие дети забывают
К тем, кто использует правильные слова, другие относятся по-доброму. Пословицы. «Доброе слово железные ворота отопрет». «Великое слово — пожалуйста». Мое мнение о рассказе. Мне понравился мальчик Павлик. Он не только послушался совета дедушки, но и сумел понять, какую силу имеет простое слово «пожалуйста» в общении с близкими людьми. Теперь в его жизни есть место добру.
Смысловое значение произведения заключается в проявлении вежливости, чуткости, заботы и внимания по отношению к людям. Знакомство с текстом позволяет задуматься о своем поведении, измениться к лучшему.
Валентина Осеева — биография
Валентина Александровна Осеева — советская писательница, автор детской литературы. В отличие от множества коллег по цеху, чьи имена на слуху до сих пор, можно сказать, что известность женщины оказалась несколько меньше. Произведения за авторством Осеевой знакомы не всем, несмотря на то, что некоторые ее рассказы включены в школьную программу по чтению.
Стоит отметить, что такое положение вещей не отражает характера творчества писательницы. Будучи педагогом и человеком, тонко чувствующим других и окружающий мир, она создавала незамысловатые, но в то же время сильные по степени влияния и вызова читателю произведения.
Героями ее историй были простые люди, в, казалось бы, обычных ситуациях, которые стоят перед непростым выбором. Однако благодаря писательскому таланту, дару, Осеева умудрялась придать жизненности и неординарности даже простым ситуациям.
Как учитель она в первую очередь обращалась к детям, опираясь на свой опыт, а также наблюдения за реальными событиями и жизнью простых людей монархического, а затем советского периода российской истории.
Библиография Осеевой довольно скромная. За весь период творчества она создала не так много произведений. Однако те, что вышли в свет, заслуживают ознакомления.
Кто хозяин?
Большую чёрную собаку звали Жук. Два пионера, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и, когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их всегда кончался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
— Собака моя, — говорил Коля, — я первый увидел Жука и подобрал его!
— Нет, моя! — сердился Ваня. — Я перевязал ей лапу и кормил её. Никто не хотел уступить.
— Моя! Моя! — кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
— Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
— Чья собака? — сердито закричал он.
— Моя, — сказал Коля.
Ваня молчал.
Как символ «Почему» влияет на современное поколение?
Символ «Почему» в советской литературе был часто использован как способ разобраться в жизненных ситуациях и раскрыть проблему. Он показывал желание героев прочувствовать и понять мир вокруг них.
В наше время, символ «Почему» продолжает оставаться актуальным. Он позволяет изучать, понимать и находить решения проблем в нашей жизни. Немного философский взгляд на жизнь может помочь нам лучше разобраться в наших чувствах и эмоциях.
Символ «Почему» также может быть использован в качестве исходной точки для исследования и изучения различных явлений. Веселые, задорные дети и любопытные вопросы благодаря нему продолжают быть незабываемыми воспоминаниями детства.
Здорово, что своей удивительно простой фразой, Валентина Осеева сумела передать идею познания и желание проникнуть в суть вещей. Это открывает новые возможности и помогает развивать в нас любопытство.
Осеева «Почему?» какая главная мысль рассказа?
Валентина Осеева «Почему?» основная мысль
Что хотел сказать автор?
В рассказе говорится про мальчика, который упал со стула и потянув скатерть разбил чашку своего покойного папы. Мальчик не знал как сказать об этом матери и боялся наказания, поэтому он соврал.
Главная мысль в том, что не надо бояться говорить правду, потому что ложь приводит к большим проблемам.
Автор говорит о том, что обманывать это очень плохо и лучше сразу во всём признаваться и ничего не скрывать.
Рассказ учит быть честным и признавать свои ошибки, не обвинять других.
Основная мысль произведения Сомерсета Моэма в романе «Бремя страстей человеческих» сводится к выбору и следованию по своему пути, человек сам ткет узор своего ковра.
Произведение учит пробовать разное, брать ответственность за свой выбор.
На мой взгляд, автор хотел сказать о важности такого понятия как жизнь и вкус к жизни. О том, что пройдя только свой путь, человек сможет сказать, что он жил жизнь
Цель автора, Шмелёва И.С, на своем примере показать, как писатель идёт к своему творчеству, показать, как развивается талант. Возможно кто-то посмеётся на ребёнком, который вот так же, как и он когда-то, будет разговаривать с вещами, как с живыми существами. Или смеяться над первыми произведениями начинающего и совсем юного писателя. Цель автора показать, как один человек пытался погубить его талант, это мы видим в образе Баталина. И как другой, Федор Владимирович Цветаев, наоборот заставлял помнить и не забывать, что в нём есть какая-то «шишка», то есть талант.
В повести «Дядя Федор идет в школу» жители деревни Простоквашино попадают в странную историю. Осваивая интернет, они наткнулись на объявление с призывом откликнуться родственным душам. Объявление дала некая Нэнси. которая описывала себя как натуру тонкую, чувствительную и бесконечно одинокую. По просьбе почтальона Печкина этой Нэнси написали ответ, а потом и пригласили ее в гости. Барышня оказалась вовсе не такой, какой ее себе представляли Печкин, дядя Федор и Шарик с Матроскиным. «Нэт из интернет» на самом деле была капризной, ленивой, и совершенно не приспособленной к жизни в деревне. Обитатели Простоквашино здорово с ней намучились, и вздохнули с облегчением, когда Нэнси все-таки их покинула.
Произведение «Шамайка» знакомит нас с одной кошкой, родившейся на улице, и рассказывает о ее судьбе. История очень грустная и трогательная, она может многому научить нас.
К главным героям можно отнести как людей, так и животных.
Среди людей можно выделить следующих героев:
Негр Джим. Он является слугой владельца лавки, японца Мали. Джим проникается теплыми чувствами к бездомной кошке, именно он называет ее Шамайкой.
Японец Мали. Он является владельцем лавки, где продают животных. Японцем на самом деле он не является. Шамайка нравится ему, но в то же время он относится к ней, как к возможности получить деньги.
Лиззи. Подруга владельца лавки Мали. Лиззи равнодушна к животным и видит в них только источник выгоды.
Графиня Блонская. Богатая женщина, купившая Шамайку.
Также есть второстепенные персонажи: У-туулин, сын графини, Кухарка Долли.
Главные герои среди животных: Шамайка. Красивая уличная кошка.
Кот-пират Рваное Ухо. Поначалу он недолюбливает Шамайку, но потом они остаются вместе.
С кратким содержанием произведения можно ознакомиться в этом вопросе.
Главными героями произведения Бальзака «Евгения Гранде» являются папаша Гранде, дочка Евгения Гранде, и его племянник Шарль Гранде. Евгения Гранде и по сей день является наипривлекательнейши м образов во французской литературе. Будучи дочерью и наследницей богача Феликса Гранде, хоть и бывшем когда-то простым бочаром, Евгения все же остается милой и доброй девушкой, слегка полноватой и веселой. Окружающие в восторге от ее благородного характера.
Папаша Гранде не признает в жизни ничего, кроме денег. С дочерью их роднит лишь врожденное упрямство в характере. Хоть их поведение похоже, но по духу они разнятся.
Кузен Шарль вносит в жизнь дяди и его дочери разлад. Евгения вынуждена бороться со своими новыми мыслями и ощущениями, при этом ей нужно таить свои чувства от папаши, потому что это чревато неприятностями.
Влюбленных ждет расставание: ведь Шарлю приходится уехать на заработки в Ост-Индию. Все это время Евгения Гранде поддерживает кузена материально. И семь лет девушка ждет его возвращения. Но Шарль встречает другую женщину, а Евгения все равно прощает его и оплачивает долги, отдает возлюбленного другой.
Основная мысль романа: власть денег существует в жизни человека, большие деньги могут как искалечить жизнь людей, испортив их характер, так и закалить характер человека.
Источник
Васёк и Динка
После войны Осеева вернулась в Подмосковье. Это было время долгожданных встреч. Люди обменивались пережитыми горестями, рассказывали, как жили или воевали, как живётся им теперь. Все эти истории вдохновили Валентину написать серию повестей о школьнике Ваське Трубачёвом, которого война застала на отдыхе на украинской земле и который, вернувшись после войны, взялся восстанавливать разрушенную родную школу. Эти повести, не такие трагичные и жуткие, как рассказы о пионерах-героях, понятные большинству советских детей моментально стали популярны. Более того, они понравились и правительству: Валентина Александровна получила Сталинскую премию.
Премия сильно помогла ей в материальном плане. Вместе с мужем, писателем-фантастом Охотниковым, Осеева смогла переехать в Крым, в посёлок Изюмовка. Она всё же выросла на юге и с возрастом северный климат переносила всё хуже. По одну сторону посёлка — река, по другую — горы. От пейзажа веяло покоем, и Осеева взялась за книгу, которая станет главной книгой её жизни: две повести о девочке Тинке, то есть, конечно, Динке.
Сами собой всплывали перед глазами не просто события — мельчайшие детали. Каким беззаботным кажется детство, даже если это детство ребёнка, чьи родители скрываются от закона! Достаточно, чтобы мама любила, чтобы можно было ходить гулять на высокий берег реки и чтобы время от времени в дом приносили новые сытинские книжки — с картинками и чарующими историями.
Если Трубачёв принёс Осеевой всенародную славу, то Динка — всенародную же любовь. Большего, казалось, и желать невозможно: жить в раю, с любимым, знать, что знаменита, и не чувствовать нужды. Но ничто не вечно. В шестьдесят четвёртом году муж Осеевой умер, а без него ходить по знакомым и любимым местам было горько. Валентина вернулась в Москву. После потери любимого она и сама быстро угасла и умерла уже через пять лет, в свои шестьдесят семь.
На катке
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю. Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
— Я нечаянно — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
— Коленку
Сзади раздался смех.
“Надо мной смеются!” — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Отомстила
Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
— Алёшка! — закричала Катя. — Алёшка! — И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.
— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Ещё как заплачешь!
— Это я-то заплачу? — Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
— Алёша! — кричала она. — Алёша!
Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
— Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. — Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги. — Больно тебе?
— Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
— Я никогда больше не буду трогать твои краски никогда никогда не буду!
Рассказ Валентины Осеевой По Почему: Откровения О Знаменитом Тексте
Один из самых ярких и известных рассказов Валентины Осеевой – «Почему», до сих пор остается одним из самых любимых читателями. Автор сама все свои творения называла «зарисовками», которые могут быть написаны только по внезапному вдохновению.
«Почему» рассказывает о моментах в жизни маленькой девочки, которые кажутся неважными и малозначительными, но в итоге именно эти мгновения меняют ход ее жизни.
Ключевое значение в этом рассказе имеет наивность и понимание мира ребенка. Осеева показывает, что порой даже самые маленькие детали могут оказать серьезное влияние на будущее. Этот рассказ является образцом того, как абсолютно бесконечные вопросы ребенка могут затронуть больные и важные темы для взрослых.
Откровения Осеевой описывают, что по вопросу о термине «Почему» у автора не было никаких сомнений: «Когда дети начинают задавать этот вопрос, они могут наконец-то обнаружить и узнать что-то важное – то, что он знает гораздо меньше, чем мог бы думать». В конечном итоге, рассказ Валентины Осеевой «Почему» остается не только в центре внимания читателей, но и является примером того, как малые вещи зачастую бывают самыми значимыми в нашей жизни
Этот текст затрагивает глубинные причины, мотивы и действия, которые заставят задуматься каждого, кто попытается почитать его
В конечном итоге, рассказ Валентины Осеевой «Почему» остается не только в центре внимания читателей, но и является примером того, как малые вещи зачастую бывают самыми значимыми в нашей жизни. Этот текст затрагивает глубинные причины, мотивы и действия, которые заставят задуматься каждого, кто попытается почитать его.
Тот случай, когда чужих детей не бывает
На этот раз семья не скрывалась — наоборот, переезды были связаны с заданиями партии. В 1923 году мама Вали, Адриана Леонидовна, получила новое задание: возглавить коммуну для беспризорниц имени Клары Цеткин. Опять вся семья снялась с места и поехала жить в Солнечногорск.
Надо понимать, что в двадцатые беспризорницами становились не обязательно на фоне дромомании или конфликтов в семье. Сначала Мировая, потом Гражданская войны, эпидемии, которые идут с войнами рука об руку, оставили без дома и семей очень многих детей. В начале двадцатых их стали собирать в коммуны, и многие сдавались туда сами — ради хоть какой-то определённости в жизни. Это не воспринималось как колония или детдом. Просто шанс выжить и получить образование.
Пообщавшись с этими детьми, молодая и горячая Валя поняла, что хочет сделать всё, чтобы их жизнь снова стала нормальной. Так она бросила все мечты об актёрстве и стала педагогом. В Солнечногорской коммуне Осеева провела шестнадцать лет. На обычную воспитательницу она была непохожа: с грубоватыми манерами, но очень нежная душой, она сочиняла (для нежной души) стихи, много курила, говорила басом и пела под настроение цыганские романсы. Они ей очень удавались.
Это именно девочки из коммуны убедили её отправить в редакцию рассказы — Осеева сочиняла для них много разного, от сказок до пьес с большим количеством персонажей. Получив рассказы Осеевой, редакторы сказали: Валентина Александровна, пишите ещё. Такая литература детям нужна. Но с писательством пришлось погодить: началась Великая Отечественная война.
Коммуну эвакуировали в одну сторону, Валентину Осееву — в другую. Она очутилась в Башкирии и устроилась воспитательницей в детский сад. Русских детей почти не было, так что Валентина постаралась поскорее выучить башкирский. Она пересказывала башкирским детям русские и европейские сказки, узнавала от них башкирские и переводила их на русский.
Валентина Осеева «Волшебное слово»
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Еще бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!..
— Не дает? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает — другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно я от тебя не отстану, весла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берет тебя брат?
— А почему вы все спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду:
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую.
Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово!»
Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала:
— Какую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал ее в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы.
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся.
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.