Л.н.толстой рассказы, сказки и басни для детей читать и слушать онлайн. видео #

Лев николаевич толстой биография кратко – творчество и личная жизнь писателя, самое главное для детей (3-4 класс)

Царь и рубашка (Сказка)

Один царь был болен и сказал: «Половину царства отдам тому, кто меня вылечит». Тогда собрались все мудрецы и стали судить, как царя вылечить. Никто не знал. Один только мудрец сказал, что царя можно вылечить. Он сказал: если найти счастливого человека снять с него рубашку и надеть на царя — царь выздоровеет. Царь и послал искать по своему царству счастливого человека; но послы царя долго ездили по всему царству и не могли найти счастливого человека. Не было ни одного такого, чтобы всем был доволен. Кто богат, да хворает; кто здоров, да беден; кто и здоров и богат, да жена не хороша, а у кого дети не хороши; все на что-нибудь да жалуются. Один раз идет поздно вечером царский сын мимо избушки, и слышно ему — кто-то говорит: «Вот слава богу, наработался, наелся и спать лягу; чего мне еще нужно?» Царский сын обрадовался, велел снять с этого человека рубашку, а ему дать за это денег, сколько он захочет, а рубашку отнести к царю. Посланные пришли к счастливому человеку и хотели с него снять рубашку; но счастливый был так беден, что на нем не было и рубашки.

Основные произведения

Романы:

  • «Семейное счастье» (1859)
  • «Декабристы» (1860—61, не­законч., опубл. 1884)
  • «Война и мир» (1863— 1869, печатался с 1865,1-е отд. изд. 1867—69, 3 изд. исправл. 1873)
  • «Анна Каренина» (1873— 1877, опубл. 1875—77)
  • «Воскресение» (1889— 1899, опубл. 1899)

Повести:

  • Трилогия: «Детство» (1852), «Отрочество» (1854), «Юность» (1857; вся трил.—1864)
  • «Два гусара», «Утро помещика» (обе — 1856)
  • «Казаки» (незаконч., опубл. 1863)
  • «Смерть Ивана Ильича» (1884—86)
  • «Крейцерова соната» (1887—89, опубл. 1891)
  • «Дьявол» (1889—90, опубл. 1911)
  • «Отец Сергий» (1890—98, опубл. 1912)
  • «Хаджи-Мурат» (1896—1904, опубл. 1912)
  • «Посмертные записки старца Федора Кузьмича…» (незаконч., 1905, опубл. 1912)

Рассказы, в т. ч.:

  • «Набег» (1853)
  • «Записки маркёра», «Рубка леса» (оба — 1855)
  • Цикл «Севастопольские рассказы» («Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», оба — 1855; «Севастополь в августе 1855 года», 1856)
  • «Метель», «Разжалованный» (оба — 1856)
  • «Люцерн» (1857)
  • «Три смерти» (1859)
  • «Холстомер» (1863—85)
  • «Франсуаза» (пе­ределка рассказа Г. де Мопассана «Порт», 1891)
  • «Кто прав?» (1891—93, опубл. 1911)
  • «Дорого стоит» (переделка отрывка из очерка Г. де Мопассана «На воде», 1890; опубл. 1899 в Англии, в России 1901)
  • «После бала» (1903, опубл. 1911)
  • «Фальшивый купон» (кон. 1880-х гг. — 1904, опубл. 1911)
  • «Алеша Горшок» (1905, опубл. 1911)
  • «Корней Васильев», «Ягоды», «За что?», «Божеское и человеческое» (все — 1906)
  • «Что я видел во сне» (1906, опубл. 1911)
  • «Ходынка» (1910, опубл. 1912)
  • «Нечаянно» (1910, опубл. 1911)

Рассказы и сказки для детей и народного чтения, в т. ч.:

  • в «Азбуке» (кн. 1—4, 1872), «Новой азбуке» (1875) и четырех «Русских книгах для чтения» (1875):

    «Три медведя», «Фили­пок», цикл рассказов о Бульке, «Кавказский пленник» и мн. др.

  • Философско-нравоучительные рассказы и притчи, в т. ч.:
    • «Чем люди живы» (1881)
    • «Где любовь, там и бог», «Вражье лепко, а божье крепко», «Упустишь огонь — не потушишь», «Два старика» (все — 1885)
    • «Два брата и золото», «Ильяс», «Свечка», «Три старика», «Много ли человеку земли нужно», «Крестник» (все—1886)

Драматургия:

  • комедии
    • «Зараженное семейство» (1864, опубл. 1928)
    • «Первый винокур, или Как чертенок краюшку заслужил» (1886)
    • «Плоды просвещения» (1891)
    • «От ней все качества» (1910, опубл. 1911)
  • драмы
    • «Власть тьмы, или Коготок увяз, всей птичке пропасть» (1887)
    • «Живой труп» (1900, не­законч., опубл. 1911)
    • «И свет во тьме светит» (1880-е—1900-е гг., опубл. 1911)

Публицистика, в т. ч.:

«Исповедь» (1879—82; опубл. 1884, Женева, в России — 1906)

  • статьи
    • «О переписи в Москве» (1882)
    • «Так что же нам делать?» (1882—86; опубл. полн. 1906)
    • «О голоде» (1891; опубл. на англ. яз. 1892, на рус. яз. полн. 1954)
    • «Николай Палкин» (опубл. в Женеве 1891)
    • «Стыдно» (1895)
    • «Рабство нашего времени» (1900; в России опубл. ч. 1—1906, полн.—1917)
    • «Не убий» (опубл. за границей 1900, в России — 1917)
    • «Царю и его помощникам» (опубл. за границей 1901)
    • «Не могу молчать» (опубл. за границей 1908, в России до 1917 распрост­ранялась нелегально)

Педагогические сочинения, в т.ч.:

ст. «Прогресс и определение образования» (1863) и др.

Религиозно-философские сочинения:

  • «Исследование догматического богословия» (1879—80)
  • «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880—81)
  • «В чем моя вера» (1884)
  • «Царство Божие внутри вас» (1893, на франц. яз.; в России запрещено, опубл. 1906) и др.

Критика, в т.ч.:

  • «Речь в Обществе любителей российской словесности» (1859, опубл. 1928)
  • «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?» (1862)
  • «Об искусстве» (1889, незаконч., опубл. 1927)«Что такое искусство?» (1897—98)
  • «О Шекспире и о драме» (1906)
  • «О Гоголе» (1909)

Дневники (1847—1910)

Юность

Лев Николаевич получил прекрасное домашнее образование и в 1843 году поступил в Императорский Казанский университет, где учился его старший брат Николай. Поначалу это был факультет восточных языков, но из-за низкой успеваемости юному графу пришлось бросить его и поступить на юридический факультет. Однако и здесь Толстой учился не более двух лет. Он бросил университет, так и не получив высшее образование.

Лев Николаевич вернулся в Ясную Поляну, предприняв попытку управлять имением и жить как помещик. Но жизнь в деревне разочаровала юношу, и он отправился в Москву, затем в Петербург

Он принялся вести дневник, куда записывал все важное, чего должен достичь в жизни. Толстой занялся самовоспитанием и самообразованием, много читал

Он ставил перед собой высокие цели, часть из которых воплотил в жизнь, а часть так и не смог осуществить. Он изучал историю, музыку, рисование, медицину и естественные науки, юриспруденцию, сельское хозяйство, иностранные языки. В итоге в зрелом возрасте он свободно говорил на английском, французском, немецком, читал на итальянском, некоторых славянских языках, знал латынь, греческий, татарский и другие языки.

Это был период духовного поиска и метаний. Желание быть «лучше и чище» сменялось кутежами с цыганами и картами. В итоге Лев Толстой, выдержав экзамен в Петербургский университет, не стал учиться, а в звании юнкера отправился на Кавказ, где в то время служил его брат Николай.

Использованные материалы

  • Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.
  • Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462
  • Ольденбург С.С. Николай II. Его жизнь и царствование, М., 2010, с.323-324
  • Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902

  • Биография Л.Н. Толстого

  «Исповедь», 1879—82

  Бирюков П.И. Л.Н. Толстой. Берлин, 1921

  Ответ о. Иоанна Кронштадтского на обращение гр. Л.Н. Толстого к духовенству, 1902

  эта попытка запечатлена в повести «Утро помещика», 1857

  Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVII–XX веках.

  Там же.

  Ильин И.А. Мировоззрение Льва Толстого. Собрание сочинений: В 10 т. Т.6. Кн.III, с.462

  Там же, с.463

  Андреев И.М.Русские писатели XIX века, М.,2009, с.369

  См. книгу «Отец Иоанн Кронштадтский и граф Лев Толстой» (Джорданвилль, 1960 г.)

Косточка (Быль)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.

За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».

Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».

Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».

И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Пожарные собаки (Быль)

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются дети в домах и их нельзя вытащить, потому что они от испуга спрячутся и молчат, а от дыма нельзя их рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорится дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака в Лондоне спасла двенадцать детей; ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. И когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыме. Через пять минут он выбежал из дома и в зубах за рубашонку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива. Пожарные ласкали собаку и осматривали ее — не обгорела ли она; но Боб рвался опять в дом. Пожарные подумали, что в доме есть еще что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она несла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

Орёл

Орёл свил себе гнездо на большой дороге, вдали от моря, и вывел детей.. Один раз подле дерева работал народ, а орёл подлетел к гнезду с большой рыбой в когтях. Люди увидали рыбу, окружили дерево, стали кричать и бросать в орла каменьями.

Орёл выронил рыбу, люди подняли её и ушли. Орёл сел на край гнезда, а орлята подняли свои головы и стали пищать: они просили корма.

Орёл устал и не мог лететь опять на море; он опустился в гнездо, прикрыл орлят крыльями, ласкал их, оправлял им перышки и как будто просил их, чтобы они подождали немного.

Но чем больше он их ласкал, тем громче они пищали. Тогда орёл отлетел от них и сел на верхний сук дерева. Орлята засвистали и запищали ещё жалобнее.

Тогда орёл вдруг сам громко закричал, расправил крылья и тяжело полетел к морю. Он вернулся только поздно вечером: он летел тихо и низко над землею; в когтях у него опять была большая рыба.

Когда он подлетел к дереву, он оглянулся — нет ли опять вблизи людей, быстро сложил крылья и сел на край гнезда.

Орлята подняли головы и разинули рты, орёл разорвал рыбу и накормил детей.

Акула

Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. День был прекрасный, с моря дул свежий ветер; но к вечеру погода изменилась: стало душно и точно из топленной печки несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул: «купаться!» и в одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.

Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и, что было силы, поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Понатужься!»

Вдруг с палубы кто-то крикнул: «Акула!» — и все мы увидали в воде спину морского чудовища.

Акула плыла прямо на мальчиков.

— Назад! Назад! Вернитесь! Акула! — закричал артиллерист. Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

Артиллерист, бледный, как полотно, не шевелясь, смотрел на детей.

Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись, что было силы, к мальчикам; но они были еще далеко от них, когда акула уже была не дальше двадцати шагов.

Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг, и мальчики поплыли в разные стороны.

Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет.

Раздался выстрел, и мы увидали, что артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками. Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий, радостный крик.

Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. В несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

Детские годы

Дата рождения Льва Николаевича — 28 августа (9 сентября) 1828 года. Будущий писатель появился на свет в имении матери Ясная Поляна, расположенном в Тульской губернии. Родители будущего писателя принадлежали к графской ветви старинного дворянского рода Толстых.

Маленький Лев рано остался без материнской любви и заботы: причиной смерти матери были тяжелые роды, и двухлетний Лев со старшими братьями и сестрой воспитывался родственниками-опекунами. После смерти отца осиротевшие дети переехали в Казань к родной тёте, П. И. Юшковой.

Дом Юшковых был очень веселым и гостеприимным, тётя всем сердцем любила племянников, заботилась об их образовании, и детство Льва Толстого было по-настоящему счастливым. Позже он описал эти годы в автобиографической повести «Детство».

Птичка

Был Серёжа именинник, и много ему разных подарков подарили: и волчки, и кони, и картинки. Но дороже всех подарков подарил дядя Серёже сетку, чтобы птиц ловить.

Сетка сделана так, что на рамке приделана дощечка и сетка откинута. Насыпать семя на дощечку и выставить на двор. Прилетит птичка, сядет на дощечку, — дощечка повернется, и сетка сама захлопнется.

Обрадовался Серёжа, прибежал к матери показать сетку.

Мать говорит:

— Не хороша игрушка. На что тебе птички? Зачем ты их мучить будешь?

— Я их в клетку посажу. Они будут петь, и я их буду кормить.

Достал Серёжа семя, посыпал на дощечку и выставил сетку в сад. И всё стоял, — ждал, что птички прилетят. Но птицы его боялись и не летели в сетку.

Пошел Серёжа обедать и сетку оставил. Поглядел после обеда, — сетка захлопнулась, и под сеткой бьётся птичка. Сережа обрадовался, поймал птичку и понёс домой.

— Мама, посмотрите, я птичку поймал. Это, верно, соловей! И как у него сердце бьётся.

Мать сказала:

— Это чиж. Смотри же, не мучай его, а лучше пусти.

— Нет, я его кормить и поить буду.

Посадил Серёжа чижа в клетку и два дня сыпал ему семя, ставил воду и чистил клетку. На третий день он забыл про чижа и не переменил ему воду.

Мать ему и говорит:

— Вот видишь, ты забыл про свою птичку, — лучше пусти её.

— Нет, я не забуду, я сейчас поставлю воды и вычищу клетку.

Засунул Серёжа руку в клетку, стал чистить, а чижик испугался, — бьётся об клетку.

Серёжа вычистил клетку и пошёл за водой. Мать увидела, что он забыл закрыть клетку, и кричит ему:

— Серёжа, закрой клетку, а то вылетит и убьётся твоя птичка!

Не успела она сказать, чижик нашёл дверку, обрадовался, распустил крылышки и полетел через горницу к окошку. Да не видел стекла, ударился о стекло и упал на подоконник.

Прибежал Серёжа, взял птичку, понес её в клетку. Чиж был еще жив, но лежал на груди, распустивши крылышки, и тяжело дышал. Серёжа смотрел, смотрел и начал плакать.

— Мама, что мне теперь делать?

— Теперь ничего не сделаешь.

Серёжа целый день не отходил от клетки и всё смотрел на чижика, а чижик всё так же лежал на грудке и тяжело и скоро дышал. Когда Серёжа пошёл спать, чижик ещё был жив.

Серёжа долго не мог заснуть; всякий раз, как он закрывал глаза, ему представлялся чижик, как он лежит и дышит.

Утром, когда Серёжа подошел к клетке, он увидел, что чиж лежит на спине, поджал лапки и закостенел.

С тех пор Серёжа никогда не ловил птиц.

Литература

  • Л.Н. Толстой в воспоминаниях современников, 1978
  • Л.Н. Толстой: pro et contra, 2000
  • Абрамович Н.Я. Религия Толстого, 1914
  • Басинский П.В. Лев Толстой: Бегство из рая, 2010
  • Бирюков П.И. Биография Толстого, 1911—1913
  • Булгаков В.Ф. Толстой в последний год его жизни, 1957
  • Гольденвейзер А.Б. Вблизи Толстого, 1959
  • Зверев М.А., Туниманов В.А. Лев Толстой, 2006
  • Новые материалы о Толстом: Из архива Н. Н. Гусева., 2002
  • Георгий Ореханов, свящ. Жестокий суд России: В.Г. Чертков в жизни Л.Н. Толстого, 2009.
  • Георгий Ореханов, свящ. Русская Православная Церковь и Л.Н. Толстой, М.: Издательство ПСТГУ, 2010
  • Толстая А. Л. Отец: Жизнь Льва Толстого, 1989
  • Толстая С. А. Дневники, 1978
  • Толстой И. Л. Мои воспоминания, 1969
  • Толстой Л. Л. В Ясной Поляне: Правда об отце и его жизни, 1923
  • Чертков В.Г. О последних днях Льва Николаевича Толстого, 1911
  • Чертков В.Г. Уход Толстого, 1922

Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить

Когда мне было шесть лет, я просила мать дать мне шить. Она сказала: «Ты еще мала, ты только пальцы наколешь»; а я все приставала. Мать достала из сундука красный лоскут и дала мне; потом вдела в иголку красную нитку и показала мне, как держать. Я стала шить, но не могла делать ровных стежков; один стежок выходил большой, а другой попадал на самый край и прорывался насквозь. Потом я уколола палец и хотела не заплакать, да мать спросила меня: «Что ты?» — я не удержалась и заплакала. Тогда мать велела мне идти играть.

Когда я легла спать, мне все мерещились стежки: я все думала о том, как бы мне скорее выучиться шить, и мне казалось так трудно, что я никогда не выучусь. А теперь я выросла большая и не помню, как выучилась шить; и когда я учу шить свою девочку, удивляюсь, как она не может держать иголку.

Личная жизнь

В краткой биографии Льва Толстого важно отметить, что его избранницей стала 18-летняя Софья Берс, которая была младше супруга на 16 лет. Этот брак оказался удачным, хотя между супругами не раз возникали разногласия

В 1863 году в семье произошло пополнение: родился первенец четы Толстых. Есть сведения, что всего Софья Андреевна родила 13 детей, пятеро из которых не дожили до взрослого возраста. Долгие годы она была верной подругой и соратницей Льва Николаевича, всячески помогала и поддерживала, полностью оградила от решения бытовых вопросов.

Скончался Лев Николаевич Толстой 7 (20) ноября 1910 года, на 83-м году жизни. Причиной смерти стала банальная простуда, которая дала тяжелейшее осложнение — крупозное воспаление легких. Писатель был похоронен, как он сам завещал, в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу. Здесь прошли его счастливые годы, и здесь они с братьями в детстве искали «зелёную палочку», способную сделать всех людей счастливыми.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Толстого

Интересные факты

  • Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он также написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей.
  • Самое свое большое и значимое произведение «Война и мир» Толстой в конце жизни называл «многословной дребеденью».
  • Лев Николаевич Толстой имел дворянский титул графа.
  • Толстой увлекался светской жизнью и игрой в карты. Играл всегда очень азартно и часто проигрывал, что негативно сказывалось на его финансовом положении.
  • Толстой подверг резкой критике талант Шекспира как драматурга и даже выпустил очерк «О Шекспире и о драме» с подробным разбором некоторых его работ.
  • После смерти у Толстого осталась жена и 8 детей. Всего супруги дали жизнь 13 детям.

Все интересные факты из жизни Толстого

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: