Валентина осеева: рассказы, сказки, стихи

В. осеева - сказки и стихи для детей

ЗЛАЯ МАТЬ И ДОБРАЯ ТЁТЯ

(В. Осеева)

У Дашеньки были мама и тётя. Они обе лю-били свою девочку, но воспитывали её по-раз-ному.

Мама заставляла Дашеньку рано вставать, прибирать комнату, учить уроки. Она учила свою дочку шить и вышивать, любить труд и не бояться никакой работы…

А тётя ничего не заставляла делать; она сама решала за Дашеньку задачки, на целый день отпускала девочку в лес с подругами.

— У меня злая мать и добрая тётя! — го-ворила подругам Дашенька.

Но прошли годы, прошло с ними и дет-ство. Выросла Дашенька, поступила на рабо-ту. Не нахвалятся на неё люди — золотые ру-ки у Дашеньки: за что ни возьмётся, быстрей всех сделает…

— Кто же это научил тебя так рабо-тать? — спросят, бывало, женщины.

Загрустит Дашенька, опустит голову.

— Учила меня моя мама, спасибо ей.

А о тёте Дашенька ничего не скажет…

ПУГОВИЦА

(В. Осеева)

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала её к лифчику.

— А что, бабушка, — спросила она, — все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

—Вот уж не знаю, Танюша; отрывать пуго-вицы умеют и мальчики и девочки, а приши-вать-то всё больше достаётся бабушкам.

—Вот как! — обиженно сказала Таня. — А ты меня заставила, как будто сама не ба-бушка!

СТРОИТЕЛЬ

(В. Осеева)

На дворе возвышалась горка красной глины. Сидя на корточках, мальчики рыли в ней замыс-ловатые ходы и строили крепость. И вдруг они заметили в сторонке другого мальчика, ко-торый тоже копался в глине, макал в жестянку с водой красные руки и старательно обмазывал стены глиняного дома.

— Эй, ты, что ты там делаешь? — окликну-ли его мальчики.

— Я строю дом.

Мальчики подошли ближе.

— Какой же это дом? У него кривые окна и плоская крыша. Эх ты, строитель!

— Да его только двинь — и он развалит-ся! — крикнул один мальчик и ударил домик ногой.

Одна стена обвалилась.

— Эх, ты! Кто же так строит? — кричали мальчики, разрушая свежевымазанные стены.

Строитель сидел молча и, сжав кулаки, смо-трел на разрушение своего дома. Он ушёл толь-ко тогда, когда рухнула последняя стена.

А на другой день мальчики увидели его на том же месте. Он снова строил свой глиняный дом и, макая в жестянку красные руки, стара-тельно воздвигал второй этаж…

Долг — Валентина Осеева — слушать онлайн

Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! — согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…

«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

Принес Ваня в класс коллекцию марок.

Хорошая коллекция! — одобрил Петя и тут же сказал: — Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! — согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, — сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в перышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете — проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, — говорит Ваня, — я с тобой в шутку играл.

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые…

«И чего это я с ним дружу? — подумал Петя. — Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню.

Ляжет он спать и мечтает:

«Накоплю еще марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев — пятнадцать…»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! — Сам радостный, глаза блестят. — Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! — говорит Ваня. — И того, что пропало, не вернешь ты уже никогда!

ДЕВОЧКА С КУКЛОЙ

(В. Осеева)

Юра вошёл в автобус и сел на детское место. Вслед за Юрой вошёл лейтенант. Юра вскочил:

— Садитесь, пожалуйста!

— Сиди, сиди! Я вот здесь сяду!

Лейтенант сел сзади Юры. По ступень-кам поднялась старушка. Юра хотел предло-жить ей место, но другой мальчик опере-дил его.

«Некрасиво получилось», — подумал Юра и стал зорко следить за дверью.

С передней площадки вошла девочка. Она прижимала к себе туго свёрнутое байковое одеяльце, из которого торчал кружевной чепчик.

Юра вскочил:

— Садитесь, пожалуйста!

Девочка кивнула головкой, села и, раскрыв одеяло, вытащила большую куклу.

Пассажиры засмеялись, а Юра покраснел.

— Я думал, она женщина с ребёнком, — смущённо пробормотал он.

Лейтенант одобрительно похлопал его по плечу:

— Ничего, ничего! Девочкам тоже надо уступать место! Особенно девочке с кук-лой!

Синие листья

У Кати было два зелё­ных каран­даша. А у Лены ни одного. Вот и про­сит Лена Катю:

— Дай мне зелё­ный каран­даш. А Катя и говорит:

— Спрошу у мамы.

При­хо­дят на дру­гой день обе девочки в школу. Спра­ши­вает Лена:

— Поз­во­лила мама?

А Катя вздох­нула и говорит:

— Мама-то поз­во­лила, а брата я не спросила.

— Ну что ж, спроси ещё у брата, — гово­рит Лена.

При­хо­дит Катя на дру­гой день.

— Ну что, поз­во­лил брат? — спра­ши­вает Лена.

— Брат-то поз­во­лил, да я боюсь, сло­ма­ешь ты карандаш.

— Я осто­рож­ненько, — гово­рит Лена. — Смотри, — гово­рит Катя, — не чини, не нажи­май крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.

— Мне, — гово­рит Лена, — только листочки на дере­вьях нари­со­вать надо да травку зелёную.

— Это много, — гово­рит Катя, а сама брови хму­рит. И лицо недо­воль­ное сделала.

Посмот­рела на неё Лена и ото­шла. Не взяла каран­даш. Уди­ви­лась Катя, побе­жала за ней:

— Ну, что ж ты? Бери!

— Не надо, — отве­чает Лена. На уроке учи­тель спрашивает:

— Отчего у тебя, Леночка, листья на дере­вьях синие?

— Каран­даша зелё­ного нет.

— А почему же ты у своей подружки не взяла?

Мол­чит Лена. А Катя покрас­нела как рак и говорит:

— Я ей давала, а она не берёт. Посмот­рел учи­тель на обеих:

Рассказы Валентины Осеевой

Чего нельзя, того нельзя

Один раз мама сказала папе:

– Не повышай голос!

И папа сразу заговорил шепотом.

С тех пор Таня никогда не повышает голос;  хочется ей иногда покричать, покапризничать, но она изо всех сил сдерживается. Еще бы! Уж если этого нельзя папе, то как же можно Тане?

Нет уж! Чего нельзя, того нельзя!

Бабушка и внучка

Мама принесла Тане новую книгу.

Мама сказала:

– Когда Таня была маленькой, ей читала бабушка; теперь Таня уже большая, она сама будет читать бабушке эту книгу.

– Садись, бабушка! — сказала Таня. – Я прочитаю тебе один рассказик.

Таня читала, бабушка слушала, а мама хвалила обеих:

– Вот какие умницы вы у меня!

Три сына

Было у матери три сына – три пионера. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!

Танины достижения

Каждый вечер папа брал тетрадку, карандаш и подсаживался к Тане и бабушке.

– Ну, какие ваши достижения? – спрашивал он.

Папа объяснил Тане, что достижениями называется все то хорошее и полезное, что сделал за день человек. Танины достижения папа аккуратно записывал в тетрадку.

Однажды он спросил, как обычно держа наготове карандаш:

– Ну, какие ваши достижения?

– Таня мыла посуду и разбила чашку, – сказала бабушка.

– Гм… – сказал отец.

– Папа! – взмолилась Таня. – Чашка была плохая, она сама упала! Не стоит писать о ней в наши достижения! Напиши просто: Таня мыла посуду!

– Хорошо! – засмеялся папа. – Накажем эту чашку, чтобы в следующий раз, при мытье посуды, другая была осторожней!

Кто всех глупее?

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно! Взял да и дёрнул за косичку Таню.

Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да видит – мальчик большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить её, да Таня – хозяйка, трогать её нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки. Хотела цыплёнка Боську клювом ударить, да раздумала.

Вот и спрашивает её Барбос:

– Чего же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

– Я не такая глупая, как ты, – отвечает Барбосу утка.

– Есть глупее меня, – говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

– И глупее меня есть, – говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня, а сзади него никого нет.

Сторож

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолеты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он собрал около себя целую кучу игрушек и охранял их от ребят.

– Мое! Мое! – кричал он, закрывая игрушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

– Как мы хорошо играем! Как нам весело! – похвалились ребята воспитательнице.

– А мне скучно! – закричал из своего угла мальчик.

– Почему? – удивилась воспитательница. – У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

– Да потому, что он не игральщик, а сторож, – объяснили за него дети.

Печенье

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

– Дели по одному, – строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

– Ровно? – спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

– Ровно… Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

– Рассыпчатые! Сладкие! – говорил Миша.

– Угу! – отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму – она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку – она жевала корочку черного хлеба…

Регулярное чтение коротких рассказов подготавливает имеющих «клиповое» внимание дошколят к восприятию большего количества информации в школе. 

НАВЕСТИЛА

(В. Осеева)

Валя не пришла в класс. Подруги посла-ли к ней Мусю.

— Пойди и узнай, что с ней: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

— Ох, Валечка! — сказала Муся, присажи-ваясь на стул. — У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый на-рыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

— Моя мама тоже на работе, — сказала Валя, держась за щёку. — А мне надо бы по-лосканье…

— Ох, Валечка! Мне тоже давали поло-сканье. И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка, го-рячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой:

— Да, да, грелка… Муся, у нас в кухне стоит чайник…

— Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик!

Муся вскочила и подбежала к окну.

— Так и есть — дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

— Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

— Ну что? Что она говорила? Что ей нуж-но? — спрашивали Мусю девочки.

— Да у неё такой же флюс, как был у меня! — радостно сообщила Муся. — И она ничего не говорила! А помогают ей только грел-ка и полосканье!

Кто хозяин?

Боль­шую чёр­ную собаку звали Жук. Два маль­чика, Коля и Ваня, подо­брали Жука на улице. У него была пере­бита нога. Коля и Ваня вме­сте уха­жи­вали за ним, и, когда Жук выздо­ро­вел, каж­дому из маль­чи­ков захо­те­лось стать его един­ствен­ным хозя­и­ном. Но кто хозяин Жука, они не могли решить, поэтому спор их все­гда кон­чался ссорой.

Одна­жды они шли лесом. Жук бежал впе­реди. Маль­чики горячо спорили.

— Собака моя, — гово­рил Коля, — я пер­вый уви­дел Жука и подо­брал его!

— Нет, моя! — сер­дился Ваня. — Я пере­вя­зал ей лапу и кор­мил её. Никто не хотел уступить.

— Моя! Моя! — кри­чали оба.

Вдруг из двора лес­ника выско­чили две огром­ные овчарки. Они бро­си­лись на Жука и пова­лили его на землю. Ваня поспешно вска­раб­кался на дерево и крик­нул товарищу:

— Спа­сайся!

Но Коля схва­тил палку и бро­сился на помощь Жуку. На шум при­бе­жал лес­ник и ото­гнал своих овчарок.

— Чья собака? — сер­дито закри­чал он.

— Моя, — ска­зал Коля. Ваня молчал.

МЕЧТАТЕЛЬ

(В. Осеева)

Юра и Толя шли неподалёку от берега реки.

— Интересно, — сказал Толя, — как это со-вершаются подвиги? Я всё время мечтаю о по-двиге!

— А я об этом даже не думаю, — ответил Юра и вдруг остановился…

С реки донеслись отчаянные крики о помо-щи. Оба мальчика помчались на зов… Юра на ходу сбросил туфли, отшвырнул в сторону кни-ги и, достигнув берега, бросился в воду.

А Толя бегал по берегу и кричал:

— Кто звал? Кто кричал? Кто тонет?

Между тем Юра с трудом втащил на берег плачущего малыша.

— Ах, вот он! Вот кто кричал! — обрадо-вался Толя. — Живой? Ну и хорошо! А ведь не подоспей мы вовремя, кто знает, что бы-ло бы!

КАРТИНКИ

(В. Осеева)

У Кати было много переводных картинок. На переменке Нюра подсела к Кате и со вздо-хом сказала:

— Счастливая ты, Катя, все тебя любят! И в школе, и дома…

Катя благодарно взглянула на подругу и смущённо сказала:

— А я бываю очень плохая… я даже сама это чувствую…

— Ну что ты! Что ты! — замахала руками Нюра. — Ты очень хорошая, ты самая добрая в классе, ты ничего не жалеешь… У другой девочки попроси что-нибудь, она ни за что не даст, а у тебя и просить не надо… Вот, напри-мер, переводные картинки…

— Ах, картинки… — протянула Катя, вы-тащила из парты конверт, отобрала несколько картинок и положила их перед Нюрой. — Так бы сразу и сказала…

СЛУЧАЙ

(В. Осеева)

Мама подарила Коле цветные карандаши.

Однажды к Коле пришёл его товарищ Витя.

— Давай рисовать!

Коля положил на стол коробку с каранда-шами. Там было только три карандаша: крас-ный, зелёный и синий.

— А где же остальные? — спросил Витя.

Коля пожал плечами.

— Да я роздал их: коричневый взяла под-ружка сестры — ей нужно было раскрасить крышу дома; розовый и голубой я подарил одной девочке с нашего двора — она свои по-теряла… А чёрный и жёлтый взял у меня Пе-тя—у него как раз таких не хватало…

— Но ведь ты сам остался без каранда-шей! — удивился товарищ. — Разве они тебе не нужны?

— Нет, очень нужны. Но всё такие случаи, что никак нельзя не дать!

Витя взял из коробки карандаши, повертел их в руках и сказал:

— Всё равно ты кому-нибудь отдашь, так уж лучше дай мне! У меня ни одного цветного карандаша нет!

Коля посмотрел на пустую коробку.

— Ну, бери… раз уж такой случай… — пробормотал он.

Хорошее

Проснулся Юрик утром. Посмот­рел в окно. Солнце све­тит. Денёк хороший.

И захо­те­лось маль­чику самому что-нибудь хоро­шее сделать.

Вот сидит он и думает:

“Что, если б моя сест­рёнка тонула, а я бы её спас!”

А сест­рёнка тут как тут:

— Погу­ляй со мной, Юра!

— Уходи, не мешай думать! Оби­де­лась сест­рёнка, ото­шла. А Юра думает:

“Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!”

А няня тут как тут:

— Убери посуду, Юрочка.

— Убери сама — неко­гда мне!

Пока­чала голо­вой няня. А Юра опять думает:

“Вот если б Тре­з­орка в коло­дец упал, а я бы его вытащил!”

А Тре­з­орка тут как тут. Хво­стом виляет:

“Дай мне попить, Юра!”

— Пошёл вон! Не мешай думать! Закрыл Тре­з­орка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:

— Что бы мне такое хоро­шее сделать?

Погла­дила мама Юру по голове:

— Погу­ляй с сест­рён­кой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.

ПЕРЫШКО

(В. Осеева)

У Миши было новое перо, а у Феди ста-рое. Когда Миша пошёл к доске, Федя обменял своё перо на Мишино. Миша это заметил и на переменке спросил:

— Зачем ты взял моё пёрышко?

— Подумаешь, невидаль — пёрышко! — закри-чал Федя. — Нашёл чем попрекать! Да я тебе таких перьев завтра двадцать принесу!

— Мне не надо двадцать! А ты не имеешь права так делать! — рассердился Миша.

Вокруг Миши и Феди собрались ребята.

— Жалко пёрышка! Для своего же това-рища! — кричал Федя. — Эх, ты!

Миша стоял красный и пытался рассказать, как было дело:

Да я не давал тебе… Ты сам взял… Ты обменял…

Но Федя не давал ему говорить. Он раз-махивал руками и кричал на весь класс:


Эх, ты! Жадина! Да с тобой никто из ребят водиться не будет!

— Да отдай ты ему это пёрышко, и дело с концом! — сказал кто-то из мальчиков.

— Конечно, отдай, раз он такой… — поддержали другие.

— Отдай! Не связывайся! Хорош гусь! Из-за одного пера крик подымает!

Миша вспыхнул. На глазах у него показа-лись слёзы. Федя поспешно схватил свою руч-ку. вытащил из неё Мишино перо и бросил его на парту:

— На, получай! Заплакал! Из-за одного пё-рышка!

Ребята разошлись. Федя тоже ушёл. А Ми-ша всё сидел и плакал.

Что легче?

Пошли три маль­чика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загу­ля­лись маль­чики. Не заме­тили, как день про­шёл. Идут домой — боятся:

— Попа­дёт нам дома!

Вот оста­но­ви­лись они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

— Я скажу, — гово­рит пер­вый, — будто волк на меня напал в лесу. Испу­га­ется отец и не будет браниться.

— Я скажу, — гово­рит вто­рой, — что дедушку встре­тил. Обра­ду­ется мать и не будет бра­нить меня.

— А я правду скажу, — гово­рит тре­тий.- Правду все­гда легче ска­зать, потому что она правда и при­ду­мы­вать ничего не надо.

Вот разо­шлись они все по домам. Только ска­зал пер­вый маль­чик отцу про волка — глядь, лес­ной сто­рож идёт.

— Нет, — гово­рит, — в этих местах волка.

Рас­сер­дился отец. За первую вину рас­сер­дился, а за ложь — вдвое.

Вто­рой маль­чик про деда рас­ска­зал. А дед тут как тут — в гости идёт.

Узнала мать правду. За первую вину рас­сер­ди­лась, а за ложь — вдвое.

А тре­тий маль­чик как при­шёл, так с порога во всём пови­нился. Повор­чала на него тётка да и простила.

СТОРОЖ

(В. Осеева)

В детском саду было много игрушек. По рельсам бегали заводные паровозы, в комнате гудели самолёты, в колясках лежали нарядные куклы. Ребята играли все вместе, и всем было весело. Только один мальчик не играл. Он со-брал около себя целую кучу игрушек и охра-нял их от ребят.

— Моё! Моё! — кричал он, закрывая иг-рушки руками.

Дети не спорили — игрушек хватало на всех.

— Как мы хорошо играем! Как нам весе-ло! — похвалились ребята воспитательнице.

— А мне скучно! — закричал из своего угла мальчик.

— Почему? — удивилась воспитательница. — У тебя так много игрушек!

Но мальчик не мог объяснить, почему ему скучно.

— Да потому, что он не игральщик, а сторож, — объяснили за него дети.

КТО ВСЕХ ГЛУПЕЕ

(В. Осеева)

Жили-были в одном доме мальчик Ваня, де-вочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплё-нок Боська.

Вот однажды вышли они все во двор и усе-лись на скамейку — мальчик Ваня, девочка Таня, пёс Барбос, утка Устинья и цыплёнок Боська.

Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. От нечего делать взял да и дёрнул за косичку Таню. Рас-сердилась Таня, хотела дать Ване сдачи, да ви-дит — мальчик большой, сильный.

И ударила девочка ногой Барбоса. Завизжал Барбос, оби-делся, оскалил зубы. Таня — хозяйка, трогать её нельзя. И цапнул Барбос утку Устинью за хвост. Всполошилась утка, пригладила свои пёрышки; хотела цыплёнка Боську своим клювом ударить, да раздумала. Вот и спрашивает её Барбос:

— Что же ты, утка Устинья, Боську не бьёшь? Он слабее тебя.

— Я не такая глупая, как ты, — отвечает Барбосу утка.

— Есть глупее меня, — говорит пёс и на Таню показывает.

Услыхала Таня.

— И глупее меня есть, — говорит она и на Ваню смотрит.

Оглянулся Ваня — сзади него нет никого.

«Неужели я самый глупый из всех?» — по-думал Ваня.

Сыновья

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:
— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.
— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая.

А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.
— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:
— Ну что? Каковы наши сыновья?
— А где же они? — отвечает старик.
— Я только одного сына вижу!

На катке

День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.

Витя выделывал разные фокусы — то ехал на одной ноге, то кружился волчком.

— Молодец! — крикнул ему один из мальчиков.

Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.

— Я нечаянно… — сказал он, отряхивая с её шубки снег. — Ушиблась?

Девочка улыбнулась:
— Коленку… Сзади раздался смех.

«Надо мной смеются!“ — подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.

— Эка невидаль — коленка! Вот плакса! — крикнул он, проезжая мимо школьников.
— Иди к нам! — позвали они.

Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.

Страницы: 3

ОБИДЧИКИ

(В. Осеева)

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

— Не жалуйся, — сказала однажды мать. — Надо самому лучше относиться к това-рищам, тогда и товарищи не будут тебя оби-жать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Са-ша, что-то искал.

— Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял её, — хмуро пояснил он. — Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром ма-ма, и нерешительно предложил:

— Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше по-счастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

— Вот она! — обрадовался Саша. — Испу-галась нас и нашлась. Спасибо тебе! Выходи во двор! Ребята не тронут! Я сейчас, только за хле-бом сбегаю!

Он съехал по перилам вниз. Из тёмного пролёта лестницы весело донеслось:

— Вы-хо-ди!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: