Волшебное слово — читать онлайн ознакомительный отрывок
Ниже представлен текст книги, разбитый по страницам. Система сохранения места последней прочитанной страницы, позволяет с удобством читать онлайн бесплатно книгу «Волшебное слово», без необходимости каждый раз заново искать на чём Вы остановились. Поставьте закладку, и сможете в любой момент перейти на страницу, на которой закончили чтение.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Валентина Александровна ОСЕЕВА
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО
Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
— Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
— С тобой что-то случилось?
— Ну и ладно! А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — Я скоро совсем убегу из дому.
— Убежишь?
— Убегу! Из-за одной Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
— Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
— Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала… прямо тряпкой, тряпкой…
Павлик засопел от обиды.
— Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет.
— Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: «Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!»
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
— Что же, не берёт тебя брат?
— А почему вы всё спрашиваете?
Старик разгладил длинную бороду.
— Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово…
Павлик раскрыл рот.
— Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза…
— А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
— Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
— Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
«Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймёт волшебное слово!..»
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась.
Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
— Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— Ка-кую тебе?
— Мне синюю, — робко сказал Павлик.
Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
«Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
— Дай мне кусочек пирожка… пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке…
— Горяченького… горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
— Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
— Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!
— Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми.
— Пожалуйста, — повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
«Помогло! Опять помогло!»
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
Шрифт:
Интервал:
Закладка:
Сделать
Читательский дневник по рассказу «Волшебное слово» Валентины Осеевой
Название: «Волшебное слово»
Число страниц: 4
Жанр: рассказ
Главные герои: Павлик, Лена, старший брат, бабушка, старичок с зонтиком.
Второстепенные герои: отсутствуют.
Характеристика главных героев:
Павлик — невоспитанный и грубый мальчик.
Считал, что все должны ему давать что-либо просто так.
Научился вежливо общаться с людьми.
Старик — мудрый и сдержанный мужчина.
Научил мальчика этикету и вежливости.
Лена — младшая сестра. Добрая, но не любит грубиянов.
Старший брат — спокойный, умелый, любит кататься на лодке.
Бабушка — хорошо готовит. Добрая и отзывчивая.
Краткое содержание рассказа «Волшебное слово»
В парке на скамейке сидел маленький старичок.
Мимо проходил сердитый Павлик и решил присесть.
Он что-то буркнул старичку, и тот спросил, что с мальчиком случилось.
Павлик был зол на всех на свете: сестра не дала ему краску, бабушка не угостила морковкой, старший брат не взял кататься на лодке.
Старичок сказал Павлику слово, которое назвал волшебным.
Мальчик стал проверять это слово и попросил у Лены краски.
Он сказал «Пожалуйста», и сестра дала ему краски.
Бабушка дала пирожков, а брат согласился взять кататься на лодке.
Павлик был счастлив и хотел отблагодарить старичка.
Но того на скамейке уже не было.
Основная мысль произведения «Волшебное слово»
Главная мысль рассказа в том, что вежливое слово способно открыть любые двери и сердца.
Основная идея рассказа в том, что люди должны вежливо общаться между собой.
Рассказ учит нас быть вежливыми.
Учит проявлять уважение к другим людям.
Учит не грубить и не обижаться.
Краткий отзыв по рассказу «Волшебное слово» для читательского дневника
Прочитав этот рассказ, я подумала, что быть вежливым очень хорошо.
И для себя и для окружающих.
Вот мальчик Павлик был грубым и невоспитанным.
И никто не хотел ему что-либо давать.
А когда он стал использовать вежливые слова, все начали относиться к нему лучше.
Это прекрасный, поучительный рассказ.
Автору удалось показать, что вежливость в обращении может принести много приятного.
Он стал добрым, улыбчивым, искренним.
И его родные точно так же стали относиться к нему.
Я всем советую прочитать этот рассказ и подумать о том, достаточно ли вежливо мы себя ведём с родными и другими людьми.
Не обижаем ли кого своей грубостью.
Быть вежливым легко и приятно.
Пословицы:
- Добрый привет и кошке люб.
- Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
- Вежливость ничего не стоит, но много приносит.
- В просьбе поклон не в потерю.
- Доброе слово путь к сердцу откроет.
Ещё читательские дневники по произведениям В. Осеевой:
- «Почему»
- «Просто старушка»
- «Три товарища»
- «Хорошее»
- «До первого дождя»
- «Собака яростно лаяла»
- «Сыновья»
- «Синие листья»
Библиотека произведений автора пополняется.
Синие листья
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш. А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу. Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена. — Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш. Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена. На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена. А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.