Краткое содержание сказки «Мужик и медведь»
Как-то медведь захотел помочь мужику с посадкой, но не просто так. За помощь медведь потребовал вершки от растений, а мужику должны были достаться корешки. Медведь надеялся, что таким уговором провел мужика, но не тут-то было. Оказывается, они сажали репу. Соответственно, съедобная репа ушла к мужику, а невкусная ботва — медведю. Конечно же, такие условия ему не понравились, поэтому в следующий раз он изменил условия.
Теперь уже корешки должны были достаться медведю, а вершки — мужику. Медведь радовался, ведь теперь-то он получит свое, а мужик останется ни с чем. Вот только сажали в этот раз они пшеницу. Соответственно, мужичина получил полезную часть, а бесполезные корни достались медведю. Разозлился зверь и ушел ни с чем. Больше он не предлагал мужику совместную работу.
На этом сказка и заканчивается, оставляя читателя со своими мыслями. Напрямую суть и значение сказки не обозначается, увидеть их — задача читателя.
Ход занятия:
-Послушайте загадку:
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
— Про кого эта загадка? (Слайд№2)
Почему вы так решили?
— А какие вы знаете сказки, в которых персонажем является медведь?
— Скажите, а кто написал эти сказки? (народ)
-А раз их написал народ, то они какие? (народные)
Теперь давайте посмотрим, все ли вы назвали сказки.
(Просматриваются слайды №№3-6, на слайде № 7 изображена сказка «Мужик и медведь)
А сегодня мы узнаем, как делили свой урожай мужик и медведь в русской народной сказке.
Чтение сказки с последующим обсуждением.
— Что посеял мужик?
— Кто вышел к мужику из леса?
— Что предложил мужик медведю?
— Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы?
— Почему рассердился медведь на мужика?
— Что посеял на следующий год мужик?
— Как поступил медведь?
— Понравились ли медведю корешки?
— Кто выиграл в этот раз? Почему?
— Почему не получилось дружбы у мужика с медведем?
— У разных овощей бывают съедобными разные части:
корешки- это те части, которые где растут? (в земле);
вершки – те части, которые растут? (над землей)
-Давайте поможем медведю правильно выбрать съедобную часть. (Слайды №№8-12)
— А вы знаете, есть овощ, у которого съедобные и корешки, и вершки. Может кто-то знает, что это за овощ?
-Слушаем загадку про этот овощ:
Сидит дед, в сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) (Слайд№ 13)
Игра «Что сначала, что потом?».
-Сначала была осень, а потом лето?
-Сначала сажают семена, а потом убирают урожай?
-Сначала мужик посадил рожь, а потом репу?
-Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки?
-Сначала мелют муку, а потом собирают колосья?
-Сначала репу едят, а потом её моют?
— Вспомните, что выбирал медведь каждый раз в сказке, съедобные или несъедобные части растений?
— А что бы вы сами выбрали у репы: вершки или корешки? Почему? (корешки-сладкие, вершки-горькие листочки)
Физкультминутка «Урожай».
В огород пойдем, Урожай соберем. Шаги на месте.
Мы моркови натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками — три раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернемся по дорожке.
(Н. Нищева) Шаги на месте.
Повторное чтение с установкой на пересказ.
Пересказ текста детьми.
После прочтения дети определяют первую, вторую, третью пару рассказчиков.
Поочередно каждая пара надевает костюмы (например, медведь — маску, мужик — кафтан) и совместно с логопедом (автором) пересказывают сказку. Возможен вариант, когда автором будет ребенок.
Сегодня и мы с вами посеем семена репки, чтобы вырастить ее. Каждому из вас я предлагаю занять места за столами. Начинаем рыхлить землю грабельками, потом делаем ямочки палочкой в глубину до указанной на ней отметки 1, поливаем, затем мы кладём одно семечко в ямочку, слегка засыпаем землёй и поливаем водой.
(посадка семян репки)
— Теперь, чтобы репка выросла, скажем волшебные слова:
Репка – Репонька
Расти крепонька
Не мала, не велика
До мышиного хвоста,
Да! (и топнуть ногой)
Итог занятия.
— Молодцы ребята, отлично мы справились. Ящики я уберу на подоконники, чтобы на них светило солнышко с улицы в окошко, а мы будем за репкой ухаживать и наблюдать за всходами, и ваша репка обязательно вырастет, и мы с вами будем кушать вкусный и полезный овощ.
— Как называлась сказка, которую мы сегодня рассказывали?
— Кто главные герои?
— О каком овоще говорилось в сказке?
Спасибо вам ребята!
Смысл сказки «Мужик и медведь»
Сказка учит нас не связываться с обманщиками. Интересно, что положительного образа в сказке нет: и мужик, и медведь по-своему отрицательны. Разберемся почему.
Мужик представлен здесь как обманщик. Он не олицетворяет образ положительного хитреца, борющегося со злом, он и является этим злом. Своим обманом он обводит вокруг пальца бедного медведя. Его можно было бы понять, если бы медведь просто так требовал часть из урожая, но ведь зверь работал наравне с мужиком! Выходит, крестьянин просто-напросто обманул косолапого, чем показал отвратительный пример. А ведь честность в те времена была превыше всего!
Медведь же олицетворяет образ дурачка, которого очень легко обмануть. Вот только не его порок, ведь косолапый работал вместе с мужиком. Он не пытался отобрать урожай или украсть его — он принял участие в сделке, которая вовсе не соответствовала желаниям медведя. Его просто обманули. Поэтому сказка учит думать своей головой и не попадаться на различные уловки обманщиков, коих в нашем мире, к сожалению, очень-очень много.
Но у медведя есть еще один «грех» — называется он азарт. После первого обмана животное не смогло справиться с эмоциями, поэтому захотело отомстить хитрому мужику. В планах медведя было получить всю съедобную часть следующего урожая. Но, как мы знаем из сказки, мужик и тут обманул медведя. Но в данном случае медведь виноват сам, ведь он мог отказаться от сотрудничества еще после первого раза. Вот только жажда возмездия переполнила его сердца и не дала хорошо подумать. В итоге, медведь получил еще одну несъедобную часть урожая. Только сейчас не стоит жалеть зверя, ведь он получил по заслугам. Сама жизнь показала ему, что нельзя связываться с мошенниками. Этот урок он теперь запомнит надолго.
Обязательно усвойте эту сказку и расскажите ее вашим детям или маленьким братьям и сестрам. Смысл этого произведения сохраняет актуальность даже сейчас, ведь всегда вокруг нас будут обманщики в виде мужиков и наивные глупцы в виде медведя. К тому же, сказка покажет вред азарта, который не должен блокировать здоровое мышление.
Вершки и корешки
Поехал мужик в лес землю копать, пни выкорчёвывать, репу сажать.
Вдруг выходит из лесу медведь и говорит:
— Мужик, я тебя сломаю.
— Не ломай меня, медведюшка, — отвечает мужик, — лучше давай вместе репу сажать. Я себе возьму хоть корешки, а тебе от дам вершки.
Прошло время. Репа выросла большая. Мужик на поле приехал, репу копает. А медведь из дубравы вылезает:
— Мужик, отдавай мне мою долю.
— Ладно, медведюшка. Давай делить по уговору: тебе вершки, мне корешки, — отвечает хитрый мужик.
Выкопал мужик репу, срезал с неё всю ботву и отдал медведю:
— На тебе, медведюшка, вершки!
Набрал медведь полную охапку ботвы и, довольный, ушёл в лес.
А мужик репу погрузил на воз и повёз в город продавать.
А в городе базар был в самом разгаре. Приезжали деревенские мужики и бабы в город, продавали свой урожай. Кто яблоки предлагает, кто картошку свою расхваливает, кто мёд зовёт попробовать.
Всего на базаре вдоволь, да только репой никто не торгует.
Приехал мужик на базар, стал свой урожай продавать. Репа у мужика спелая, крупная. Набежали покупатели, а мужик и рад — сидит, денежки считает. Оставил себе немного репы и поехал домой.
В деревню путь неблизкий, пришлось мужику через лес проезжать. А там его уж медведь дожидается.
Понял косолапый, что вершками не наешься, рассердился:
— А ну-ка, дай твоих корешков попробовать!
Некуда мужику деваться, пришлось угостить косолапого репой.
Медведь съел репу да как заревёт:
— A-а! Обманул ты меня! Теперь не ходи ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
Мужик хоть и еле ноги унёс, но придумал, как снова медведя обхитрить.
Прошёл год. Решил мужик посеять на том же месте пшеницу. Опять землю пашет, сорняки убирает.
А медведь из леса смотрит за мужиком и думает, как бы половину урожая забрать. Уж очень не хочется косолапому опять в дураках остаться.
Приехал осенью мужик пшеницу убирать и спрашивает у медведя:
— Что же ты теперь возьмёшь? Корешки или вершки?
Отвечает ему медведь:
— Давай-ка мне корешки, а себе бери вершки.
Собрали они пшеницу. Отдал мужик медведю корешки, как по уговору положено было.
Обрадовался косолапый: в этот раз ему корешки достались. То-то, думает, они вкусные да сладкие! Так и ушёл медведь с охапкой корешков к себе в дубраву.
Невдомёк было косолапому, что у пшеницы корешки-то как раз и невкусные!
А мужик нагрузил колосьев полный воз и, посмеиваясь, домой уехал.
Медведь бился-бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился медведь и с тех пор не пускал мужика в лес по дрова.