Анализ стихотворения «я памятник себе воздвиг нерукотворный»

Сравнение с Горацием

Стихотворение Державина не лишено пафоса, но поэт считал, что имеет полное право его применять. Взяв за основу оду Горация, он кардинально изменил замысел, поставив на первое место правдивость и истинность собственного произведения, а на второе — совершенство стихотворения. У древнеримского автора все было наоборот: в центре внимания — только творчество и его правдивость.

Разница чувствуется и в жизненных позициях писателей. Гораций стал знаменитым и прославился только благодаря своим поэтическим способностям, а Гавриил Романович выступал с открытой правдой в адрес народа и царей.

Державин считается ярчайшим представителей русской поэзии. Он смог перенять последние европейские традиции, согласно которым писались произведения в подобном стиле — торжественном, возвышенном. Но при этом сущность его творчества составляли простые для понимания, разговорные речи, которые были доступны всем без исключения слоям населения.

Несмотря на огромное количество похвальной критики, не обошлось и без укоров в адрес стихотворения Державина «Памятник». Попытки восхвалить себя лично и всю русскую литературу абсолютно неправильно были истолкованы некоторыми критиками. В шквале негатива просматривались обвинения в чрезмерной гордыни и бесконечном хвастовстве. Однако в ответ на это автор советует оппозиции смотреть не на торжественность слога, а на основной смысл, заложенный в творчество.

Традиция обобщения жизненных итогов и восхваления поэзии, заложенная Ломоносовым, была продолжена не только Державиным, но еще и Александром Пушкиным. Последний также обращался к первоисточнику Горация, однако и многое взял из композиции Гавриила Романовича. Все эти стихотворения имеют огромное значение для русской литературы и образуют целый цикл в аналогичном жанре.

Анализ стихотворения «Памятник»

Анализируя литературное произведение, требуется ответить на три основных вопроса:

  • какова его тема,
  • какая в нем заложена идея,
  • какие средства использованы автором, чтобы донести свою мысль до читателя.

Или, говоря кратко, о чём, зачем и как.

Общий литературоведческий анализ


Темой стихотворения, как уже упоминалось выше, является в данном случае роль поэта и назначение поэзии в обществе. Идея же наиболее ярко выражена в последней строфе и заключается в том, что роль поэта, по мнению автора, равноценна роли пророка.

Он должен быть подвластен не земным властителям или мнению толпы, а только Всевышнему – и нести людям его волю, то есть как раз «пробуждать чувства добрые».

Стихотворение, являясь вольным переводом оды «К Мельпомене» древнеримского поэта Горация, сохраняет ее высокий, торжественный стиль. Достигается торжественность путем использования старославянских слов и форм: «Вознесся выше он главою непокорной», «Хвалу и клевету приемли равнодушно» и др.

Композиционно включает в себя пять четверостиший – катренов, в каждом из которых три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным

Такая укороченность выделяет ее из общего ряда и останавливает внимание читателя, одновременно придавая четверостишию завершенность. Способ рифмовки перекрестный, то есть строки рифмуются попарно четная с четной, нечетная с нечетной

Женские рифмы в первой и третьей строке (с ударением на предпоследнем слоге) чередуются с мужскими во второй и четвертой (строка заканчивается ударным слогом).

Отбор выразительных средств в стихотворении достаточно разнообразен.

Для точного воплощения своего литературного замысла поэт использует:

  • эпитеты,
  • метафору,
  • антитезу (противопоставление),
  • метонимию,
  • аллитерацию,
  • ряды однородных членов и другие лексические и синтаксические средства и приемы.

Инверсия, то есть изменение привычного порядка слов, придает совершенную форму стихотворным строкам, одновременно помогая подчеркнуть в них самое существенное.


Памятник А.С. Пушкину

Анализ содержания

Придерживаясь общей смысловой направленности древнеримского текста и давая отсылку к первоисточнику в эпиграфе, Александр Сергеевич Пушкин наполнил его перевод содержанием, во многом отличным даже от близкого по времени и замыслу Державинского стихотворения. Оба литератора размышляют о своей роли в обществе, но их понимание собственных заслуг существенно различается.

Уже в первой строфе Пушкин отказывается от сравнения своего «памятника» по прочности и долговечности с материальными объектами вроде древних архитектурных сооружений и несокрушимых металлов. Легкость и нематериальность («нерукотворность») присущи поэтическому слову, а именно в нем поэт видит продолжение своего существования в будущих поколениях. Гигантский, нерушимый, но забытый монумент не принесет вечной посмертной памяти. Куда важнее метафорическая «народная тропа» непрекращающееся обращение людей к творческому наследию литератора.


Единственный названный в этой строфе стихотворения архитектурный памятник – Александрийский столп – до сих пор вызывает споры среди исследователей.

Сейчас признанной точкой зрения является ассоциация с колонной на площади перед Зимним дворцом, поставленной в ознаменование победы над французской армией. Ангел, венчающий памятник, имеет портретное сходство с императором, одержавшим эту победу – Александром I.

Но если речь действительно идет о названной колонне, то, по плану А.С. Пушкина, смысл этого отрывка должен заключаться в превосходстве поэтической славы над императорской и воинской. Памятник поэту возвышается над увековеченными заслугами царя и воина. Вполне возможное толкование, если учитывать утверждение о божественности литературного творчества.

Автор стихотворения постоянно подчеркивает значимость сделанного им именно для людей – как для современников, так и для потомков. Недаром там, где, например, Г.Р. Державин, говоря о распространении своей известности, перечисляет географические названия, Пушкин обращается к наименованиям разных народов, населяющих Россию. Первый поэт связывает память о себе с существованием славян, второй – с наличием в мире поэзии как таковой.

Божественный характер литературного творчества подчеркивается у А.С. Пушкина и финальным катреном стихотворения «Памятник» – обращением к Музе. Она должна быть выше людских мнений и оценок, ее удел – нести людям высшую правду вне зависимости от того, как они к этому отнесутся.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» Пушкина 2 вариант

Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).

Стихотворение положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.

Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.

Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).

Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.

Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Стихотворения Пушкина известны по всему миру, переведены на большинство языков. Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.

История создания

История создания пушкинского «Памятника» полна трагизма. Стихотворение считают пророческим: буквально через несколько месяцев после его создания великий автор погиб от ранения, которое получил на дуэли с Дантесом. Произведение написано в тяжелейших для Пушкина условиях.

Во-первых, ему было больше тридцати лет (это конец 1836 года), и не исключено, что писатель вошел в так называемый «кризис среднего возраста», когда начинается тяжелейшая, фундаментальная переоценка ценностей и перестановка приоритетов.

Идет некий анализ прожитой жизни, а у творческих личностей он нередко выливается в глубокую депрессию.

В стихотворении слышится отчаянная попытка остаться в веках, запомниться людям и звучать через столетия. Как показывает жизнь, Пушкин оказался прав.

Во-вторых, поэта притесняли и не давали спокойно творить. Со стороны властей и цензуры постоянно падали запреты на печатание новых произведений.

Великий поэт не раз побывал в ссылках именно за свои свободолюбивые, либеральные взгляды.

Со стороны читающей публики тоже слышалось недовольство. Многие считали: Александр Сергеевич зазнался, вознесся выше всех вокруг. Писателю так же завидовали и соратники по литературному цеху, что тоже негативно влияло на вспыльчивого гения.

И, наконец, была еще одна причина сложнейшего психологического состояния автора на момент создания «Памятника». В обществе ходили слухи: молодая жена изменяет поэту, у нее интрига с Дантесом.

И хотя соперник к тому времени уже женился на сестре Натальи Гончаровой, недоброжелатели только усмехались: специально так сделал, чтобы быть ближе к избраннице. Слухи разжигали ревность Пушкина и отравляли его жизнь.

Вот в таких условиях родилось величайшее стихотворение, своеобразный творческий итог всему написанному. Опубликовано оно было только посмертно: в 1841 году с несущественными правками Жуковского.

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Памятник» по теме восходит к оде Горация «К Мельпомене», именно из нее взят эпиграф, помещенный поэтом перед текстом. Первый перевод оды Горация на русский язык принадлежит М. В. Ломоносову, позже свой вариант представил Г. Р. Державин. Каждый поэт не просто переводил древний текст, а пытался выразить, как он понимает и видит роль поэта и значение поэтического дара.

Свой вариант такого осмысления предлагает и Пушкин. Стихотворение «Памятник» он пишет в 1836 году, за несколько месяцев до своей трагической гибели, находясь в тяжелейших условиях: произведения поэта запрещаются и подвергаются жесткой цензуре, публика выражает недовольство его творчеством, недоброжелатели распускают слухи о неверности его молодой жены. Поэт переживает глубокий кризис, появляется необходимость подведения некоторых итогов. Он черпает идеи из текстов своих предшественников, но при этом создает оригинальное произведение, в котором находят выражение его личные поэтические и философские размышления.

Оригинал стихотворения был найден уже после смерти Пушкина, а впервые опубликовано с незначительными правками В. А. Жуковского оно было в 1841 году.

Система образов

Центральный образ произведения – «нерукотворный памятник». Это и есть творчество, все то, что успел создать гений.

К своему наследию поэт относится трепетно, искренне надеясь, что такая память останется в веках и будет жить спустя сотни лет после смерти собственного создателя.

Что ж, он оказался стопроцентно прав.

Кроме того, Пушкин вводит образ Музы, которая послушна только Богу и говорит от его лица. Она не боится гонений, равнодушна к похвалам или ругани.

Тема богоизбранности поэта одна из знаковых в творчестве Пушкина. Она красной нитью проходит по многим его произведениям. По его мнению, любой творец – это пророк, транслирующий божий глас в народ.

Композиция

Композиция развивается плавно и четко. Ее можно было бы назвать линейной, но нет сюжета, поэтому нет и выраженных точек действия.

В целом, стихотворение похоже на изложение своих мыслей – четкое, последовательное и точное. Каждая строфа напоминает тезис и его раскрытие. Очень интересное и необычное решение!

В первой строфе автор говорит о памятнике и надеется, что народ никогда не забудет его наследие.

Тут же есть одна интересная деталь: Александрийский столп – это памятник Александру I. Пушкин пишет, что его «нерукотворный памятник» вознесся еще выше.

Проницательный читатель видит завуалированный вызов власти, с которой у великого поэта никогда не складывались отношения. И глава у памятника «непокорная», что еще раз подчеркивает свободолюбивость, искренность пушкинского творчества.

Вторая строфа выражает надежду, даже уверенность в том, что имя гения останется в веках. Память переживает своего творца и сохранится в бессмертных текстах до тех пор, пока «жив будет хоть один пиит».

Третья строфа посвящена славе, ее быстрому распространению по всей стране, а затем и миру.

Четвертая рассуждает о свободе. О том, что лирический герой даже в такой «жестокий век» стал ее певцом, призывающий быть милостивым к падшим. Тема свободы вообще была очень болезненной для гонимого поэта.

Наконец, пятая строфа – своеобразное обращение к Музе. Здесь автор полностью раскрывает свои взгляды на божественную природу творчества.

Каждая строфа – логичное развитие и завершение какой-то одной конкретной мысли. В этом своем аспекте произведение максимально приближается к ораторскому, недаром оно восходит к Exegi monumentum Горация.

Темы и проблемы

Темы и проблемы, поднятые в данном произведении, не теряют своей актуальности, и по сей день.

Тема поэта и поэзии – это первое, что воспевает автор. Он пытается разобраться с тем, какая же цель поэта в обществе? Он доносит до читателя ту огромную роль, которую несет в себе поэзия. У неё огромная роль. Она делает человеческие души лучше, чище и добрее. Без поэзии человек черствеет, забывает о главных ценностях человеческой жизни.

Вторая тема произведения – это тема свободы. Достаточно вспомнить то, что Пушкин всегда отличался свободолюбием и желанием творить открыто. Он ценит возможность прямо выражать свои чувства, мысли и переживания. Он считал неприемлемым «писать на заказ», поэтому в своем стихотворении также делает акцент на этом.

И еще одна тема, которая поднимается автором, это тема бессмертия его трудов. Век людей недолго, поэтому автор понимает, что необходимо писать произведения, которые переживут своего автора и не потеряют актуальности.

Средства выразительности

Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении только одна метафора – “не зарастёт народная тропа”, однако остальных выразительных средств и образов гораздо больше. Так, в произведении есть такие стилистические фигура, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”, эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук”, “жестокий век”, инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”.

Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счет анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с ее помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию – свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Осень» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – сравнение, метафоры, идея, история создания

Следующая

Анализ стихотворений«Я помню чудное мгновенье» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – кому посвящено, история создания и способ рифмовки

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Памятник» ближе всего к оде. Торжественный пафос, воодушевление и возвышенная лексика, свойственные данному жанру, создают яркий текст, который позволяет автору выразить свою поэтическую позицию.

Художественное направление «Памятника» больше всего походит на классицизм. В нем мы видим многочисленные отсылки к античной культуре и торжественный настрой.

Как и подобает оде, текст написан ямбом, но можно отметить интересную деталь. В каждой строфе первые три строки написаны шестистопным ямбом, а последняя – четырехстопным, что позволяет сделать на ней смысловой акцент.

Рифмовка в стихотворении перекрестная, при этом мужская и женская рифма чередуются.

Предчувствуя смерть

Сторонники «мистической» версии придерживались мнения, что стихотворение является предсказанием грядущей гибели поэта, о которой он знал заранее. Отталкиваясь от этой позиции и отбросив версию Вяземского об ироничности произведения, можно сказать, что «Памятник» стал духовным завещанием Пушкина.

Пророческое видение затронуло не только жизнь поэта, но и его творчество. Прозаик и драматург знал, что будущие поколения будут не только восхвалять и почитать его, но и станут считать достойным подражания.

Также существует предание о том, что задолго до трагичного исхода своего жизненного пути Александр Сергеевич знал, в какой конкретный день и в какое время суток его ждет смерть. Оно гласит, что гибель от руки именитого блондина ему предсказала гадалка.

Предчувствуя приближающуюся кончину и желая подвести итог своей жизни, Пушкин обратился к самому доступному для себя источнику — перу – и написал «Памятник».

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушки­ным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.

В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Алек­сандра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт.

Произведение написано в жанре греко-римской оды, это воль­ное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разраба­тывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.

Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Го­раций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Ита­лию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пуш­кин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Про­рока». Он с гордостью говорит о народном признании его про­изведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.

В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть — это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть — это своеобраз­ное доказательство тезиса. Аргументы — вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «ми­лости к падшим». Третья часть — это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низмен­ных, земных дел, от оценок общества.

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («па­мятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и мно­госоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой про­буждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения созда­ется с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого сти­ля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».

Таким образом, «Памятник» — это своеобразный итог пуш­кинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836)»

Стихотворение А. С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836) представляет собой своеобразное поэтическое завещание поэта. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и его эпиграф. Интересно, что первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым. затем ее основные мотивы развивал Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие. Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искренность и гражданскую смелость.

Лирический герой А. С. Пушкина также связывает свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу с существованием поэзии:

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной. Он уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Поэт как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

Больше того, в этом стихотворении лирический герой, с ясным осознанием своего права, выражает надежды на бессмертие:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит…

В четвертой, самой важной, на мой взгляд, строфе, Пушкин дает точную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые»

Поэтому невольно вспоминаются слова В. Г. Белинского. сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».

В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Неслучайно здесь же говорится о милосердии «к падшим», т. е. вероятнее всего, о своих тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.

Концовка стихотворения представляет собой традиционное обращение поэта к Музе. По мнению Пушкина, Муза должна быть «послушна» только «веленью Божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды. Она должна следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.

Интересно, что тема одиночества поэта среди светской толпы, «черни» — важная тема в творчестве Пушкина. Она поднималась им и ранее в целом ряде стихотворений. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) Пушкин писал:

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения нашло свое полное воплощение в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, не требуя венца,

Хвалу и клевету приемли равнодушно

И не оспоривай глупца.

Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой».

Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).

Произведение обладает перекрестной рифмовкой, делится на четверостишия (катрены), в которых чередуются мужская и женская рифма (послушна — венца).

Таким образом, стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе.

Образы и герои

Главные персонажи в произведении отсутствуют, можно лишь выделить лирического героя, как литературную проекцию самого Александра Сергеевича, что сотворил вечный, но неощутимый памятник. Произведение написано от первого лица, оно точно передает чувства, что испытывал автор в момент его создания.

Главный образ стихотворения — это «нерукотворный памятник». Он отражает все, что успел написать автор и все, что после него останется. Он относится к своему наследию с особым трепетом и любовью, ведь надеется, что память о нем будет жить в веках спустя много лет после кончины. В этом автор оказался прав. Чтение его работ теперь обязательно для освоения школьной программы по литературе и творчество его по-прежнему почитаемо.

Александр Сергеевич также ввел образ Музы — верной, доброй подруги поэта, что всегда готова творить. Без нее стих был бы неполноценным, так как поэт и она здесь стали единым целым. Она повинуется исключительно Богу и говорит от его имени. Это несозерцаемое создание не страшится гонений и спокойно относится к похвале и ругани.

Богоизбранность — одна из самых знаковых в творчестве поэта. Она, словно красная ниточка, проходит сквозь многие его стихотворения.

https://youtube.com/watch?v=Tm4gtqRZ0NA

Композиция, жанр и направление

Произведение не отличается какой-то необычной композицией. Оно состоит из 5 строф, каждая из которых имеет свой смысл и плавно перетекает в другую:

  1. В первой строфе выражается сама идея возведения «нерукотворного памятника». Автор рассуждает на тему бессмертия поэтического наследия и подмечает то, что оно более ценное, чем земные «монументы».
  2. Во второй строфе выражается мнение поэта, который утверждает, что творчество будет до той поры «бессмертно», пока в мире будет хоть одно его произведение.
  3. Далее, Александр Сергеевич предрекает свою славу. Он замечает, насколько необъятна Россия с его свободным народом и культурой. Поэт верит, что его творчество станет объединяющей идеей всех людей, а народная тропа никогда не сможет зарасти.
  4. В четвёртой строфе поэт объясняет, почему его произведения будут «бессмертным». В своём творчестве он прославляет свободу и гуманизм, а его произведения вызывают у читателей пробуждение «добрых чувств».
  5. В последней строфе лирический герой обращается к своей музе. Он подмечает то, что они оба ответственны не перед земными законами, а перед небом и их предназначением.

Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина по жанру относится к оде. Это отражается в возвышенной лексике и пафосе. Благодаря этим приёмам создаётся красочный текст, передающий все мысли поэта. Произведение принадлежит направлению «классицизм», так как в нём есть большое количество отсылок к античности и торжественный настрой.

Темы, настроение и проблемы

В своём стихотворении автор рассматривает темы, которые остаются актуальными по сей день. Он высказывает свою точку зрения, не боясь шквала осуждений.

В произведении поднимаются такие темы, как:

Поэт и поэзия. Автор высказывает свою точку зрения на роль поэзии в жизни человека. Пушкин объясняет, почему роль его творчества настолько велика для общества: в людях пробуждаются светлые чувства, они терпеливее начинают относиться друг к другу и переосмысливают свои жизненные ценности.
Свобода. Александр Сергеевич считал, что свобода является неотъемлемой частью всего творчества. Поэзия любит свободолюбие, не появляется под давлением власти и прославляет гуманизм.
Историческая память

Ещё одной важной темой, которую поднимает поэт в своём произведении, является бессмертие поэзии. Пушкин уверен, что даже после гибели его творчество будет жить вечно.

Анализ стихотворения Пушкина Памятник

А.С Пушкин, написал стихотворение 21 августа 1836 г. За несколько месяцев до своей гибели. Поэт предчувствовал, что его смерть уже почти у порога, и он был обязан сказать миру, что то перед своей кончиной. Его последнее стихотворение было в виде духовного завещания, он передал зеркальное отражение своей души в каждой строчке, упомянув все основные проблемы, которые были с ним на протяжении целой жизни.

Александр Сергеевич подводит итоги, при этом  продолжает придерживаться традициям и  выдает в свет  произведение с таким же одновременно лирическим и громким названием, как ранее было написано Г.Р.Державиным. Но ярко заметна разница в интонации стихотворения, оно отличается, более ярким,  торжественным и возвышенным тоном.

В данном произведении, автор не только подводит итог собственного творчества, но при этом умудряется показать основную проблему — роль творца и поэзии в целом в глазах общества. Как просто слова влияют на окружающих, и какова ответственность поэта за их действия в последствии. Пушкин верил, что творец должен быть, прежде всего, гражданином, и его прямая обязанность – стремиться привести мир к наилучшему будущему.

Главный лирический герой данного произведения – это  поэт, который верит,  что стоит на много не только обычных, окружающих его людей, но и над самим временем и жизнью. Он не боится смерти, ведь благодаря его душе, сидящей в оковах “заветной лире”, автор, его произведения и творчества буду жить вечно.

Пушкин пытается раскрыть свою главную идею, что даже после смерти все и везде будут вспоминать его добрым словом как о великом поэте, его стихи будут печататься во всех газетах, и он, и его творчество будет жить всегда в наших сердцах, вечно.

Лишь в самом конце, он дает наставление всем своим читателям, о том, что если кто пришел к выводу связать свою жизнь с неверной музой, это его величайшая ошибка, прежде всего как творца, позже, как и человека. Автор уверяет, что послушания достоин лишь Бог, и не стоит оспаривать мнения других, далеких от сути людей.

Еще одним не мало важным критерием является утверждение автора о том, что нужно более лояльнее относиться как к хвале, так и к клевете. Невозможно оставить без внимания строки – “обиды не страшась, не требуя венца”, это учит поэта не принимать близко к сердцу отвращение народа, и при этом , не ждать признания своих заслуг.

Человек ни когда не сможет угодить сразу и всем, да и не нужно этого делать. Главное, что бы свое творчество, вызывало восторг, прежде всего у себя самого.

Эти строки в последующем станут самым главным ориентиром для многих, дух захватит не только у поэтов того времени, но и у простых обывателей, читателей и слушателей.

Главная тема

Произведение являет собой гимн поэзии, прославляющий поэтический дар человека и его немаловажную роль в жизни всего общества. Прежде Ломоносовым и Державиным уже были написаны произведения подобного жанра, но они не получили столь высокой оценки современников и литературных критиков. Внешняя форма поэтических строк действительно имеет сходство, но в стихе Пушкина более детально описано понимание творческого процесса и его результата. Александр Сергеевич адресовал свою лирику как товарищам, так и широким массам.

Тема возникшего всеобщего интереса людей к поэзии красной нитью пронизывает всё стихотворение. Пушкин утверждает, что его работы читают как в высших слоях общества, так и среди простого народа, перечисляя при этом и горцев, и иные народности, населяющие необъятные просторы Российской Империи.

И долго буду тем любезен я народу,

Что звуки новые для песен я обрёл,

Что вслед Радищеву восславил я Свободу

И милосердие воспел.

Структурный разбор

Анализируя стихотворение, можно смело заявить о том, что оно является неким философским размышлением о жизни поэта и его творческом пути, а также авторским выражением поэтического предназначения. По жанру произведение является одой. В основе Пушкин поставил свои главные жизненные принципы: свободолюбие и гуманность.

Стих Александра Сергеевича Пушкина не только полон глубокого смысла, но и отличается тем, что его приятно слушать. Это значит, что в небольшой оде, воспевающей собственную поэзию, поэт активно использовал приёмы художественной выразительности. В текст внесены сложные предложения и слова инверсивного порядка. В стихотворении широко применены:

  • эпитеты;
  • аллегории;
  • олицетворения.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: