Ход НОД:
Чтение рассказов Е. И. Чарушина «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Почему Тюпа не ловит птиц».
-Как вы себе представили Тюпу? Нравится он вам или нет? Почему?
-Почему воробьи не испугались его? Они поняли, что Тюпа всего лишь маленький безобидный котенок.
-Какими вы представляете воробьев, напавших на Тюпу?
Сегодня вы объединитесь в пары и будете рисовать общую картинку, одни- воробьев, другие- котенка.
На прогулке мы видели воробьев. Воробьи всегда держатся стайками, никогда не летают в одиночку. Они очень дружны, хотя и часто дерутся с громким чириканьем, но это по-семейному, не со зла.
Если воробей найдет корм, он громким чириканьем созывает других воробьев. Они слетаются и дружно начинают клевать. А если вдруг услышат чей-то шум, то все вместе взлетают и садятся на ближайший куст. Когда опасность минует — проедет машина, пройдет человек или убежит кошка, воробышки снова летят к корму.
Педагог сообщает, что сегодня они будут рисовать стайку воробьев,обращает внимание на то, что надо нарисовать птицу в определенной позе, чтобы сразу было ясно, что воробей клюет, а не просто стоит. Напоминает, как надо изображать воробья. У клюющего воробья голова опущена вниз, а хвостик поднят вверх
Ноги согнуты, а клюв может быть открыт. Чтобы нарисовать клюющего воробья, сначала, слабо нажимая на карандаш, рисуют вспомогательную линию снизу вверх. Затем рисуют тело птицы, внизу голову, вверху хвост, ножку, расположенную близко к зрителю, можно согнуть. Прежде чем приступить к рисованию, надо определить, какой величины должны быть воробьи, чтобы три-пять птиц уместились на листе бумаги, воробьев можно нарисовать ближе и дальше, т. е. ниже и выше на листе
У клюющего воробья голова опущена вниз, а хвостик поднят вверх. Ноги согнуты, а клюв может быть открыт. Чтобы нарисовать клюющего воробья, сначала, слабо нажимая на карандаш, рисуют вспомогательную линию снизу вверх. Затем рисуют тело птицы, внизу голову, вверху хвост, ножку, расположенную близко к зрителю, можно согнуть. Прежде чем приступить к рисованию, надо определить, какой величины должны быть воробьи, чтобы три-пять птиц уместились на листе бумаги, воробьев можно нарисовать ближе и дальше, т. е. ниже и выше на листе.
Воспитатель побуждает рисовать уравновешенную композицию, воробьев изображать в разных позах, смотрящими в разные стороны, дополнять рисунок разными деталями (травинки, червячки, семена, небо, дальний план и т. д.).
-Скажите, а какие части тела вы можете назвать у котёнка? («Голова, туловище, уши, лапы, хвост»).
Какие части тела могут быть овальной формы? (Туловище, голова, хвост, лапы.)
— А что может быть треугольной формы? (Ушки.)
— А что котята умеют делать? (играть, сидеть, лежать, бежать, оглядываться и т. д.)
— Если котенок сидит, то как будет расположен овал? (Наклонно (ребенок показывает на фланелеграфе)
— Если котенок бежит или лежит?.
-Ребята, прежде чем мы приступим к рисованию, я предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка:
-Бегал по двору котёнок – медленный бег на месте.
Видит пирога кусочек –наклоны вперед, руки в стороны.
Под крыльцо залез и съел – приседание, руки ко рту.
Развалился, засопел — руки в стороны, голову на бок.
А сейчас гимнастика для пальчиков «ГДЕ ОБЕДАЛ ВОРОБЕЙ?»
— Где обедал, воробей? (Дети машут перекрещенными ладошками.)
— В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывающуюся пасть.)
Пообедал я сперва
За решеткою у льна.
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя. (На каждое название животного загибают по одному пальчику сначала на левой, затем на правой руке.)
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывающуюся пасть животного.)
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение.
Анализ детских работ.
-Какие замечательные, пушистые, озорные котята и воробьишки у вас получились!
— Кто хочет рассказать о своем котенке?
-Какой рисунок понравился больше всего? Чем?
Вот видите, за короткий промежуток времени нарисованы большие и интересные картины, поскольку вы работали вместе.
-Дети! Все справились великолепно, почти как настоящие художники. Все ваши работы я отправлю на выставку, чтобы и взрослые, и дети могли полюбоваться ими.
Жизнь каждого человека уникальна
Каждый человек имеет право на свою жизнь и должен проживать ее в соответствии со своими убеждениями и интересами. Никто не может диктовать другому свою волю или устанавливать правила для его жизни.
Рассказ Чарушина о Тюпе, который не хотел ловить птиц, напоминает нам о важности того, чтобы каждый человек жил своей жизнью и следовал своим увлечениям. Тюпа был необычным котенком, который не хотел охотиться на птиц
Он нашел свою стезю и стал великим рыболовом. Тюпа умел находить себя в жизни и добиваться успехов в своей сфере.
Важно никогда не бояться идти своей дорогой и не прогибаться под общественным мнением. Каждый должен жить для себя и руководствоваться своими установками, а не чужими ожиданиями
- Нельзя жертвовать своим счастьем и удовлетворенностью ради чужих желаний.
- Нужно находить свою стезю и делать то, что нравится и приносит удовольствие.
Каждый обладает уникальными талантами и способностями, и никто не может жить жизнью другого человека
Эта истина проникает в каждого читателя рассказа Чарушина и напоминает о важности того, чтобы жить своей жизнью и следовать своим мечтам
СОРОКА
Кого сорока увидит — стрекочет.Что плохо лежит — она тут как тут.Птичье гнездо приметит — яйца расклюёт, птенцов нелётных съест.И зверю несладко от сороки: не даёт сорока укрыться от врагов. Всем рассказывает, где кто прячется. Кричит:«Я вижу!Вижу!Вот он где!»Зверь от сороки таится. А сорока от него ни на шаг. Куда он — туда и она.Он по полю — сорока над ним стрекочет:«Я тебя вижу!Я тебя вижу!Не беги — догоню.Не ешь — отниму!»Вот она какая, сорока!
Ходит тетёрка по полянке, бережёт цыплят.А они копошатся, разыскивают еду. Летать ещё не научились, ещё не выросли.
Кто побольше, тот их и обидит.Увидела сорока-воровка добычу. Притаилась, подскакивает поближе, поближе.Хочет пообедать.
«Квох!Квох! — крикнула тетёрка. — Враг близко!»
ПОЧЕМУ ТЮПА НЕ ЛОВИТ ПТИЦ
Видит Тюпа, недалеко от него сидит воробей и песни поёт-чирикает:«Чив-чив! Чив-чив!»«Тюп-тюп-тюп-тюп, — заговорил Тюпа. — Схвачу! Словлю! Поймаю! Поиграю!» — и пополз к воробью.Но его воробей сразу приметил — крикнул по-воробьиному:«Чив! Чив! Разбойник ползёт! Вот он где прячется! Вот он где!»И тут, откуда ни возьмись, со всех сторон налетели воробьи, расселись кто по кустам, кто и прямо на дорожке перед Тюпой.И начали на Тюпу кричать:«Чив-чив!Чив-чив!»
Кричат, галдят, чирикают, ну, никакого терпенья нет.Испугался Тюпа — такого крику он ни разу не слыхал — и ушёл от них поскорее.А воробьи вдогонку ещё долго кричали.Наверно, рассказывали друг другу, как Тюпа полз-прятался, хотел их словить и съесть. И какие они, воробьи, храбрые, и как они Тюпку испугали.Некого Тюпе ловить. Никто в лапы не даётся. Влез Тюпа на деревцо, спрятался в ветках и поглядывает.Но не охотник добычу увидел, а добыча охотника разыскала.
Видит Тюпа: он не один, на него какие-то птицы смотрят, не пенки-малышки, не крикуны-воробьишки, вот какие — самого Тюпы чуть поменьше. Это, наверно, дрозды искали местечко, где вить гнездо, и увидали какую-то непонятную зверюшку — Тюпку.Тюпа обрадовался:«Вот интересно-то! Тюп-тюп-тюп-тюп! Кто это такие? Тюп-тюп-тюп-тюп! Схвачу! Тюп-тюп-тюп-тюп! Словлю! Тюп-тюп-тюп-тюп! Поймаю! Поиграю!»Только не знает Тюпа, кого первого ловить.Один дрозд сзади Тюпки сидит, другой перед Тюпкой — вот тут, совсем близко.Тюпа то сюда, то туда повернётся — тюпает-тюпает. То на одного, то на другого посмотрит.Отвернулся от одного, кто был сзади, а другой, передний, как налетит на Тюпку да как клюнет его клювом!Тюпа сразу перестал тюпать.Он понять не может, что это такое.Обидели его! Клюнули!
Спрыгнул Тюпа в кусты — и ходу, где бы только спрятаться.И если теперь Тюпа видит птицу, он никакого внимания на неё не обращает.Вот почему Тюпа не ловит птиц.