Никакой я горчицы не ел

В.в. голявкин «никакой я горчицы не ел» | начальная школа  | современный урок

В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»

Задание 1

Почему автор назвал свой рассказ «Никакой я горчицы не ел»? Что он хотел сказать своим читателям?

Ответ

Мальчику было скучно, потому что он бездельничал. Из-за скуки у него было унылое и кислое выражение лица, будто он объелся горчицы. Но в душе ему было стыдно перед окружающими за свое безделье, и он пытался скрыть свое настроение.

Кондукторша трамвая сразу поняла, что он прогуливает по выражению его лица: «А ты как будто горчицей объелся». В ответ герой рассказа сказал: «Никакой я горчицы не ел…».

Автор хотел сказать, что лентяям всегда скучно и уныло, а среди занятых работящих людей они чувствуют себя неловко.

Задание 2

От чьего имени ведётся рассказ? Как ты думаешь, почему используется такой приём?

Ответ

Рассказ ведется от имени мальчика, прогуливающего уроки. Такой прием помогает понять внутреннее состояние мальчика, его неловкость и стыд за свое безделье.

Задание 3

Почему герой попадает в нелепые ситуации?

Ответ

Герой попадает в нелепые ситуации из-за собственного безделья. Он пристает к занятым работающим людям с глупыми вопросами и разговорами, а они смеются над ним гонят от себя.

Задание 4

Как характеризуют мальчика его поступки? Что о нём думают окружающие?

Ответ

Мальчик ленив и глуп. Именно так о нем думают окружающие. Все видят, что он слоняется без дела, и не хотят поддерживать глупые разговоры, которые он пытается завязать с занятыми людьми.

Задание 5

Как к герою относится автор? Что ты думаешь о мальчике? Можно ли использовать, рассказывая о нём, такие опорные слова: смелый, ленивый, разговорчивый, глупый, грустный, скучающий, весёлый, сердитый, равнодушный? Подтверди свою точку зрения примерами из текста.

Ответ

Автор осуждает героя, не одобряет его поведение и поступки. Я думаю, что мальчик так и не осознал до конца, что поступает неправильно. Рассказ заканчивается фразой: «Но почему мне так скучно?».

О герое рассказа можно сказать, что он ленивый: «Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело».

Скучающий: «Эх, чем бы заняться? … Ходить по улицам скучно».

Разговорчивый: «Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:

— Поломалась? — молчит шофёр.

— Поломалась? — спрашиваю. Он молчит.

Я постоял, постоял, говорю:

— Что, поломалась машина?

На этот раз он услышал.

— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.

— Да я… не умею…»

Глупый: ««Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий». Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул».

Задание 6

Прочитайте с друзьями рассказ по ролям.

Ответ

Распределите между собой роли мальчика, шофера, двоих прохожих, дворника, рабочих на стройке, кондукторши, экскаваторщика.

Задание 7

Составь отзыв на произведение и запиши его в читательский дневник.

Ответ

Недавно я прочитал рассказ Виктора Голявкина «Никакой я горчицы не ел». В этой смешной истории говорится о мальчике, который прогуливает школу. Он слоняется по улицам, пристает к прохожим, скучает и ведет себя очень глупо.

Рассказ написан от первого лица, поэтому мне было легко представить себя на месте героя, как бы примерить на себя эту роль.

С одной стороны, мальчик как будто почувствовал, что что-то делает не так. Ему стало неудобно и совестно, когда кондукторша поняла, что он прогульщик, но разрешила ему ехать дальше.

С другой стороны, он так до конца и не понял, почему ему скучно.

Было очень забавно читать его диалоги со взрослыми занятыми людьми. Для себя я понял, что никогда не буду так поступать, чтобы не выглядеть глупо и смешно.

Рассказ учит тому, что лодырю среди занятых людей всегда будет одиноко, неловко и скучно

У каждого человека должно быть какое-нибудь важное занятие по его возрасту: работа или учеба. Когда есть дело, скучать некогда

Никакой я горчицы не ел

Сумку я спрятал под лестницу. А сам за угол завернул, на проспект вышел.Весна. Солнышко. Птички поют. Неохота как-то в школу. Любому ведь надоест. Вот и мне надоело.Иду, витрины разглядываю, во весь голос песни пою. Попробуй в классе запой — сразу выгонят. А тут пой, сколько твоей душе угодно. Так до конца проспекта дошёл. Потом обратно. Хорошо ходить! Ходи себе и ходи.Смотрю — машина стоит, шофёр что-то в моторе смотрит. Я его спрашиваю:— Поломалась?Молчит шофёр.— Поломалась? — спрашиваю.Он молчит.Я постоял, постоял, говорю:— Что, поломалась машина?На этот раз он услышал.— Угадал, — говорит, — поломалась. Помочь хочешь? Ну, давай чинить вместе.— Да я… не умею…— Раз не умеешь, не надо. Я уж как-нибудь сам.Что мне оставалось делать? Вздохнул и дальше пошёл.Вон двое стоят. Разговаривают. Подхожу ближе. Прислушиваюсь. Один говорит:— Как с патентом?!Другой говорит:— Хорошо с патентом.«Что это, — думаю, — патент? Никогда я про него не слышал».Я думал, они про патент ещё скажут. А они про патент ничего не сказали больше. Про завод стали что-то рассказывать. Один заметил меня, говорит другому:— Гляди-ка, парень как рот раскрыл. — И ко мне обращается: — Что тебе?— Мне ничего, — отвечаю, — я просто так…— Тебе нечего делать?— Ага.— Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?— Вижу.— Пойди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.— Как это?— А так. Тебе ведь нечего делать. Ты и подтолкни его.И смеются оба.Я что-то ответить хотел, но не мог придумать. По дороге придумал, вернулся к ним.— Не смешно, — говорю, — а вы смеётесь.Они как будто не слышат.Я опять:— Не смешно совсем. Что вы смеётесь?Тогда один говорит:— Мы совсем не смеёмся. Где ты видишь, что мы смеёмся?Они и правда уже не смеялись. Это раньше они смеялись. Значит, я опоздал немножко…О! Метла у стены стоит. И никого рядом нету.Дворник вдруг из ворот выходит.— Не тронь метлу!— Да зачем мне метла? Мне метлы не нужно…— А не нужно, так не подходи к метле. Метла для работы, а не для того, чтобы к ней подходили.Какой-то злой дворник попался! Метлы даже жалко.Эх, чем бы заняться? Домой идти ещё рано. Уроки ещё не кончились. Ходить по улицам скучно. Ребят никого не видно.На леса строительные залезть?! Как раз рядом дом ремонтируют. Погляжу сверху на город. Вдруг слышу голос:— Куда лезешь? Эй!Смотрю — нет никого. Вот это да! Никого нет, а кто-то кричит! Выше стал подниматься — опять:— А ну слезь!Головой верчу во все стороны. Откуда кричат? Что такое?— Слезай! Эй! Слезай, слезай!Я чуть с лестницы не скатился.Перешёл на ту сторону улицы. Наверх, на леса, смотрю. Интересно, кто это кричит? Вблизи я никого не видел. А издали всё увидел — рабочие на лесах штукатурят, красят…Сел на трамвай, до кольца доехал. Всё равно идти некуда. Лучше буду кататься. Устал ходить.Второй круг на трамвае сделал. На то же самое место приехал. Ещё круг проехать, что ли? Не время пока домой идти. Рановато. В окно вагона смотрю. Все спешат куда-то, торопятся. Куда это все спешат? Непонятно.Вдруг кондукторша говорит:— Плати, мальчик, снова.— У меня больше денег нету. Только три копейки было.— Тогда сходи, мальчик. Иди пешком.— Ой, мне далеко пешком идти!— А ты попусту не катайся. В школу, наверное, не пошёл?— Откуда вы знаете?— Я всё знаю. По тебе видно.— А чего видно?— Видно, что в школу ты не пошёл. Вот что видно. Из школы ребята весёлые едут. А ты как будто горчицей объелся.— Никакой я горчицы не ел…— Всё равно сходи. Прогульщиков я не вожу бесплатно.А потом говорит:— Ну уж ладно, катайся. В другой раз не разрешу. Так и знай.Но я всё равно сошёл. Неудобно как-то.Место совсем не знакомое. Никогда я в этом районе не был. С одной стороны дома стоят. С другой стороны нет домов; пять экскаваторов землю роют. Как слоны по земле шагают. Зачерпывают ковшиками землю и в сторону сыплют. Вот это техника! Хорошо сидеть в будке. Куда лучше, чем в школу ходить. Сидишь себе, а он сам ходит, да ещё землю копает.Один экскаватор остановился. Экскаваторщик слез на землю и говорит мне:— В ковш хочешь попасть?Я обиделся.— Зачем мне в ковш? Я в кабину хочу.И тут вспомнил я про горчицу, что кондукторша мне сказала, и стал улыбаться. Чтоб экскаваторщик думал, что я весёлый. И совсем мне не скучно. Чтоб он не догадался, что я не был в школе.Он посмотрел на меня удивлённо:— Ты что?— А что?— Вид у тебя, брат, какой-то дурацкий.Я ещё больше стал улыбаться. Рот чуть не до ушей растянул.А он:— Что с тобой?— А чего?— Что ты мне рожи строишь?— На экскаваторе покатайте меня.— Это тебе не троллейбус. Это машина рабочая. На ней люди работают. Ясно?— Я тоже, — говорю, — хочу не нём работать.Он говорит:— Эге, брат! Учиться надо!Я думал, что он про школу. И опять улыбаться стал.А он рукой на меня махнул и залез в кабину. Не захотел со мной разговаривать больше.Весна. Солнышко. Воробьи в лужах купаются.Но почему мне так скучно?

Аудиокниги серии

02 мин. 51 сек.
6+

Оцените книгу

Максим Горький Детство (отрывок из повести)

13 мин. 46 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Как я ловил человечков

02 мин. 39 сек.
6+

Оцените книгу

Максим Горький Детство (отрывок из повести)

13 мин. 05 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Как я ловил человечков

19 мин. 29 сек.
12+

Оцените книгу

Андрей Платонов Юшка

3 ч. 12 мин. 46 сек.
12+

Оцените книгу

Аркадий Гайдар Тимур и его команда

17 мин. 22 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Про слона

16 мин. 29 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Как я ловил человечков

13 мин. 28 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Как я ловил человечков

16 мин. 06 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Мангуста

13 мин. 05 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Мангуста

13 мин. 43 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Как я ловил человечков

03 мин. 29 сек.
6+

Оцените книгу

Максим Горький Детство (отрывок из повести)

2 ч. 22 мин. 26 сек.

Оцените книгу

Аркадий Гайдар Тимур и его команда

14 мин. 48 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Мангуста

12 мин. 22 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Как я ловил человечков

1 ч. 05 мин. 20 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Что я видел (отрывки)

2 ч. 21 мин. 27 сек.
12+

Оцените книгу

Аркадий Гайдар Тимур и его команда

56 мин. 37 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Что я видел (отрывки)

15 мин. 30 сек.
6+

Оцените книгу

Борис Житков Про слона

Был не крайний случай

В классе все пересказ писали, а я, как назло, в этот день заболел. Через пять дней только явился в школу.Анна Петровна сказала мне:— Вот возьми домой книжку, прочти её и напиши своими словами. Только не больше двух раз прочти.— А если я не запомню?— Пиши, как запомнишь.— А третий раз ни за что нельзя?— В крайнем случае — можно.Пришел я домой. Прочёл два раза. Как будто запомнил. Забыл только, как слово «окно» писать — через «а» или «о». А что, если книжку открыть и заглянуть разок? Или это не крайний случай? Наверное, это не крайний случай. Ведь в основном я всё запомнил. Спрошу-ка я лучше у папы, можно мне заглянуть в третий раз или нет.— Этот случай не крайний, — сказал папа. — Есть правило о безударных гласных. И ты должен знать это правило.Правило я забыл. Пришлось наугад писать.Анна Петровна прочла рассказ.— Что же ты слово «окно» через «а» написал?Я говорю:— Был не крайний случай. И я не мог в третий раз заглянуть в книжку. А то бы я правильно написал.

Как я писал стихи

Иду я как-то по пионерлагерю и в такт напеваю что попало. Замечаю — получается в рифму. Вот, думаю, новость! Талант у меня открылся. Побежал я к редактору стенгазеты.Женька-редактор пришёл в восторг.— Замечательно, что ты стал поэтом! Пиши и не зазнавайся.Я написал стихотворение о солнце:Льётся солнца лучНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!— Сегодня с утра идёт дождь, — сказал Женька, — а ты пишешь о солнце. Поднимется смех и всё такое. Напиши о дожде. Мол, не беда, что дождь, мы всё равно бодры и всё такое.Стал я писать о дожде. Правда, долго не получалось, но наконец получилось:Льётся дождьНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!— Не везёт тебе, — говорит Женька, — дождь-то кончился — вот беда! И солнце пока не показалось.Сел я писать о средней погоде. Тоже сразу не выходило, а потом вышло:Ничто не льётсяНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!Женька-редактор мне говорит:— Смотри, вон солнце опять показалось.Тогда я сразу понял, в чём дело, и на другой день принёс такое стихотворение:Льётся солнца лучНа голову мне,Льётся дождьНа голову мне,Ничто не льётсяНа голову мне.Эх, хорошоМоей голове!

  • В начало
  • Назад
  • 8
  • Вперед
  • В конец

Всему своё место

Я бросил решать задачку и побежал в сад к ребятам. Бегу — навстречу идёт наш учитель.— Как дела? — говорит. — Догоняешь ветер?— Да нет, я так, в садик.Иду рядом с ним и думаю: «Вот сейчас спросит меня про задачу: какой ответ получился. А я что скажу? Ведь я ещё не успел решить».А он:— Хороша погода…— Ну да, — отвечаю, — конечно…А сам боюсь: про задачу вдруг спросит.А он:— Нос-то у тебя красный! — и смеётся.— У меня всегда нос красный, такой уж у меня нос.— Что ж ты, — говорит, — так и собираешься с таким носом жить?Испугался я:— А что мне с ним делать?— Продать его и купить новый.— Это вы шутите.Он опять смеётся.Я жду, когда же он про задачу спросит.Так и не спросил про задачу.Забыл, наверное.На другой день вызывает меня:— А ну, покажи задачу.Не забыл, оказывается.

Книги автора

1 стр.
6+

Оцените книгу

Виктор Голявкин Как я под партой сидел

220 стр. 86 иллюстраций
6+

5

5
(
1

голос
)

Виктор Голявкин Удивительные дети (сборник)

230 стр. 21 иллюстрация
6+

Оцените книгу

Виктор Голявкин Тетрадки под дождём

70 стр. 43 иллюстрации
6+

1

5
(
1

голос
)

Валентина Осеева, Виктор Голявкин, Виктор Драгунский, Евгений Пермяк, Ирина Антонова, Леонид Каминский, Любовь Воронкова, Марина Дружинина, Нина Артюхова Школьные истории (сборник)

60 стр. 37 иллюстраций
6+

Оцените книгу

Валентина Осеева, Виктор Голявкин, Виктор Драгунский, Ирина Пивоварова, Леонид Каминский, Леонид Пантелеев, Марина Дружинина, Михаил Коршунов, Сергей Махотин Самые смешные истории (сборник)

130 стр. 6 иллюстраций
6+

Оцените книгу

Виктор Голявкин А ты постарайся!

50 стр. 31 иллюстрация
6+

Оцените книгу

Валентина Осеева, Виктор Голявкин, Виктор Драгунский, Евгений Пермяк, Ирина Антонова, Леонид Каминский, Любовь Воронкова, Марина Дружинина Школьные истории

150 стр.
16+

Оцените книгу

Виктор Голявкин Как я под партой сидел. Веселые школьные рассказы и повести

1 стр.
6+

Оцените книгу

Виктор Голявкин Болтуны

100 стр. 34 иллюстрации
6+

Оцените книгу

Виктор Голявкин А ты постарайся! (сборник)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Читаем вместе
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: